Файл: Проектная деятельность в доу. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера" Паспорт проекта Характеристика проекта долгосрочный, творческий, познавательный проект На карте Ямала не точка малая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье.
(Олень).
Имитация поездки в тундру на оленях под музыкальное сопровождение (В Казымкина «Щенгащета».
Воспитатель: Ребята, мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как живут. Чем занимаются?
Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле.
Дети: ханты, ненцы, селькупы, коми – зыряне.
Вот сколько национальностей вы знаете. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы?
Дети: Ненцы живут в тундре.
Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им служит им домом?
Дети: «Чум».
Воспитатель: Правильно. Чум по ненецкий – «Мя». Повторите ребята «МЯ».
Воспитатель: Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?
Дети: Они часто переезжают с места на место а чум легко собирается и разбирается.
Воспитатель: Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.
Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.
Воспитатель: повторите, ребята. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?
Покрытие, по ненецки «нюк» (повторите ребята).
Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.
Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).
- А что служит полом в чуме?
- Кладут доски, оленьи шкуры
- Чем согревают чум?
- Железной печкой
- Правильно в середину чума ставится железная печь.
- А какая мебель есть в чуме?
- В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.
- Из чего сделанная посуда? (из дерева).
- Почему именно из дерева?
- Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может разбиться
, а деревянная посуда на много легче и прочнее.
Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).
-Что она делает?
Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.
- Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время заниматься рукоделием. Она большая мастерица: шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук, чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.
Наши братья шили платья
Был царём один из братьев
Он корону надевал,
Но в труде не отставал.
Этот пальчик маленький.
Этот пальчик слабенький.
Этот пальчик длинненький.
Этот пальчик сильненький.
Этот пальчик толстячок.
А все вместе - кулачок.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».
(звучит фонограмма песни В.Казымкина «Стадо оленей»).
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Всё, что не понятно.
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставления мамины.
У хозяина тоже много работы.
-Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).
-Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить.
-Что он умеет мастерить?
- Он мастерит деревянную посуду, различные поделки из дерева, кости, занимается резьбой по дереву, делает игрушки для мальчиков. А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов.
- Какие игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы).
- -Из чего сделана кукла?
- Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.
- Какие игрушки у мальчиков?
- Мальчики учатся бросать «тыншан»(аркан), играют в кости, прыгают через нарты
- Что такое нарты? На что они похожи?
- «Нарты» похожи на русские санки.
- Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в обращении.
- А какая разница между нартами и санками?
- На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.
- Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)
-Хорей – это длинный шест.
Как вы думаете, в тундре холодно?
-Холодно.
-Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.
-А как называется верхняя мужская одежда?
-«Малица».
-Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).
-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.
-Как называется женская верхняя одежда?
-«Ягушка».
-Чем отличатся малица от ягушки?
-У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.
-Что носят мужчины на ногах? «кисы».
-«Кисы» - это тёплые сапоги шитые из оленьей шкуры.
Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы.
Подведение итогов:
- Где мы были в гостях?
-Люди, какой национальности живут в тундре?
-Что служит им домом?
Как будет по ненецки чум?
Как будет по ненецки покрытие?
-Чем обогревают чум?
-Какие бывают чумы?
-Как называют женщину, которая работает в чуме?
-Как называется мужская верхняя одежда?
-Как называется женская верхняя одежда?
-Как называется мужская обувь?
-Как называется приспособление, которым погоняют оленей?
-Чем занимаются мужчины коренной национальности?
-Молодцы ребята.
-Мы так долго задержались, дорога дальняя пора возвращаться домой.
Подвижная игра: (звучит фонограмма песни В. Казымкина «Щенгащета»)
«Ветерок летит в лицо
Мчатся нарты с кручи
Самолётом хорошо
А олени – лучше»
Дети подходят к карте Пуровского района.
Ребёнок читает стихотворение
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдёте,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живём!
-Ребята, а сейчас мы с вами будем делать макет карты Пуровского района.
Дети рассматривают карту Пуровского района. Отмечают, какой цвет преобладает, какого цвета реки. Садятся за столы. Покрывают макет карты пластилином.