Файл: Статья 78 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее зк рф) устанавливает цели, в которых могут быть использованы сельскохозяйственные земли, а именно для ведения сельскохозяйственного производства,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Земли сельскохозяйственного назначения особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Данные земли используется для размещения тех или иных объектов и как основное средство производства, в связи с этим подлежат особой охране.

Статья 78 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает цели, в которых могут быть использованы сельскохозяйственные земли, а именно: для ведения сельскохозяйственного производства, для создания защитных лесных насаждений, для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для целей аквакультуры (рыбоводства), а также для иных целей, установленных настоящей статьей при наличии утвержденного проекта рекультивации.

Использование сельскохозяйственных земель в иных целей допускается в случаях изменения вида разрешенного использования, которое возможно при изменении категории.

Согласно ЗК РФ, в состав земель данной категории входят сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании, подлежат особой охране и имеют значительную хозяйственную ценность.

Сегодня в ходе земельных преобразований надлежащему использованию, учету количества и качества этих земель, уделяется недостаточно внимания.

Слабо и бессистемно идет организация контроля за их использованием. Принимаемая нормативно-правовая база по развитию аграрной экономики не в полной мере нацеливает сельскохозяйственные компании, фирмы на эффективное использование сельскохозяйственных угодий. В результате во многих регионах, особенно относящихся к зоне рискованного земледелия, образовались большие площади невостребованных и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.

Особую тревогу в эффективном использовании сельскохозяйственных угодий в стране в настоящее время вызывает пониженный уровень внимания со стороны административных органов власти и работников сельскохозяйственного сектора к состоянию почвенного плодородия. Если природное плодородие почвы обуславливается определенными свойствами земли, то искусственное обеспечивается инновационной деятельностью человека, что в совокупности сможет значительно повысить урожайность сельскохозяйственных культур и обеспечить новые успехи аграриев в выходе продукции на единицу производственных затрат. О неполном использовании земель свидетельствует сокращение обрабатываемых площадей в сельскохозяйственной деятельности.


Чтобы исправить складывающиеся негативные тенденции в использовании земли сельскохозяйственного назначения необходимо сельскохозяйственным компаниям, холдингам и хозяйствам увеличить площадь сельскохозяйственных угодий за счет наращивания пахотных площадей, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений и т.п. Важным элементом в решении проблем повышения эффективности сельскохозяйственных угодий, в том числе по вопросам устранения нерационального использования наиболее плодородных земель является применение в менеджменте сельскохозяйственными фирмами современных методов и технологий принятия рациональных управленческих решений, что позволяет на основе сценарных вариантов решений использования

В решении этой актуальной проблемы абсолютно необходимым и своевременным явился Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о передаче гражданам РФ в свое безвозмездное пользование или собственность или аренду земельный участок площадью до 1 гектара на территории Дальневосточного федерального округа. Эти мероприятия нацелены на освоение неиспользуемых земель на территории Дальневосточного федерального округа. В дальнейшем использование сельскохозяйственных угодий должно осуществляться эффективно.

Лучшее и рациональное использование сельскохозяйственных угодий необходимо рассматривать с позиции эффективности.

Так, например, для достижения социальной эффективности требуется реализовывать мероприятия, повышающие плодородие почв, которые позволят улучшить реальные доходы и условия жизни населения на территории. У населения появится уверенность в стабильности, улучшится решение социальных вопросов, связанных с обеспечением занятости сельского населения, снижением уровня безработицы в муниципальных образованиях, понижением социальной напряженности. При этом заинтересованными сторонами выступают субъекты РФ и органы местного самоуправления.



С экологической точки зрения необходимость эффективного использования сельскохозяйственных угодий обоснована повышением урожайности сельскохозяйственной, экологически чистой продукции, сокращением площадей, подверженных эрозии, увеличением площади обрабатываемых земель, улучшением экологических условий жизнедеятельности населения. В экологической эффективности заинтересованными сторонами выступают Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования, а также физические и юридические лица, при этом следует учитывать качественные характеристики земель, мелиоративное состояние и экологичность производимой сельскохозяйственной продукции.

Правовой режим использования угодий является наиболее ограниченным. Данный вывод непосредственно подтверждается Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», где перевод сельхоз. угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию предусмотрен только в исключительных случаях, указанных в статье 7 настоящего закона.

Так в деле об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить разрешенное использование на дачное строительство в удовлетворении требований было отказано, на основании того, что в отношении сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, не допускающий выведение земель из сельскохозяйственного оборота и их застройку

В сложившейся ситуации изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий возможно только после перевода их в другую категорию [3].

Приоритет в охране также подтверждается судебной практикой.

Так, общество вело работы по добыче полезных ископаемых на земельных участках, относящихся к сельскохозяйственным угодьям. Решением суда первой инстанции с общества взыскан ущерб, причиненный земельным участка. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.

В другом деле отклоняя требование о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка суд установил, что принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий, для которых виды разрешенного использования не устанавливаются и изменение разрешенного использования невозможно без изменения категории земель, а перевод земель, занятых сельскохозяйственными угодьями, в другую категорию в свою очередь допускается только в исключительных случаях, которых в данном деле не имеется.


Исходя из смысла Определения Верховного Суда РФ земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для иных целей лишь после перевода данного участка в другую категорию. До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением. Все это формирует позицию законодателя и судов, направленную на защиту самых плодородных земель страны и недопущения их выбытия из оборота.

Также в отношении угодий существуют ограничения по правам.

Например, гражданам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более 10% угодий одного района и использовать их способами, противоречащими назначению. В собственность участки предоставляются на открытых торгах или по заявлению претендента. Также запрещено продавать участки без получения предварительного отказа муниципальных властей от преимущественной покупки.

Иностранным граждан в свою очередь запрещено владеть угодьями на праве собственности, допускается только на праве аренды. За состоянием сельскохозяйственных земель ведется постоянный контроль. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет мониторинг состояния участков, оценивает уровень плодородия почвы.

Кроме того, в целях перераспределения участков для сельскохозяйственного производства в РФ существует фонд перераспределения земель, который устанавливает границы особо охраняемых территорий либо участков с особым правовым режимом. Сельскохозяйственные земли могут быть изъяты у собственника, если он не использует угодья по назначению или загрязняет ценную почву.

Таким образом, закрепленные законодательно положения касаемо оборота сельскохозяйственных угодий формируют особый правовой режим, данных земель, имеющий целью их охрану и недопущение выведения из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот является важной стратегической задачей для всех участников сельскохозяйственного производства и обосновывается требованиями сегодняшнего дня, а также являются необходимым решением для повышения эффективности использования всего земельного потенциала страны. Вовлечение должно осуществляться с учетом функциональных возможностей кадастра и землеустроительных мероприятий.

Следует добиться масштабной целесообразности использования земель сельскохозяйственного назначения нужно организовать ряд
мероприятий на государственном уровне, которые позволят улучшить современное ведение кадастрового учета.

Необходимо провести систематизацию данных о правовом положении земель относительно границ территорий.

С целью осуществления дальнейшей оценки и последующего использования земель, основанном на обоснованном прогнозе, а также выработка рекомендации для дальнейшего применения неиспользуемых земельных массивов, вовлечения их в оборот. Впоследствии затрагиваемые мероприятия на фоне использования сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, будут актуализировать данные сведения. Это должно привести к систематизированному совершенствованию использования земельных ресурсов и, как следствие, реализации эффективного сельскохозяйственного производства и сохранению качества этих зесмель.