Файл: Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


теплая погода зимой, когда тает снег – ______________________________

состояние, когда человеку не спится – _______________________________

товарищ по работе – ___________________________________________

сотрудник газеты, журнала – ______________________________________

Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?

________________________________________________________________

Задание 5. Вставь, где нужно, Ь. Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

плащ…, еш…, хорош.., спиш…, леч…, скрипуч…, брош…, туч…, стереч…, молодеж…, силач…, передач…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Подчеркни имена существительные женского рода.

туфли, ботинки, вуали, рояли, тюли, шампуни, простыни, манжеты

Задание 7. Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.

усы, очи, санки, бигуди, каникулы, жалюзи, лыжи, коньки

Задание 8. Объясни смысл словосочетаний.

подарок Коле – _________________________________________________

подарок Коли – _________________________________________________

Задание 9. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.

Что посе…шь (…………………………………..), то и пожнёшь.

Язык царствами вороча…т (…………………………………….).

Люб…шь (……………………………….) кататься, люби и саночки возить.

Скоро сказка сказыва…тся (………………….………….), да не скоро дело дела…тся (………………….……………).

Задание 10. Запиши словосочетания в указанном падеже.

вкусные апельсины – (Р.п.) ______________________________________

синее море – (Т.п.) ______________________________________________

ароматная сирень – (Д.п.) _______________________________________

тихая заводь – (В.п.) ____________________________________________

зимнее пальто – (П.п.) __________________________________________

новые туфли – (Р.п.) ____________________________________________

Задание 11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

красный, багряный, фиолетовый, алый

бежать, мчаться, торопиться, нестись

кухня, гостиная, ванна, спальня

метель, стужа, пурга, буран

Задание 12. Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.


Эпитет – ______________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________.

Сравнение – _______________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________.

Олицетворение – ________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________.

Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.

(Эпитет) ______________________________________________________

________________________________________________________________

(Сравнение) _______________________________________________________

_______________________________________________________________

(Олицетворение) ________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 13. Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.

снимитеперья

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Составь мини-текст, используя данные слова:

пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда

__________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответы

Задание 1. Прочитай отрывок из стихотворения С.А. Есенина. Подчеркни буквы, на месте которых слышится звук [ о ].

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится

Гомон карасей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суковатой липой

Пахнет от колёс.

(максимально – 1 балл)

Запиши транскрипцию следующих слов:

тенькает – [ т’ э н’ к а й’ э т ]

елям – [ й’ э л’ а м ]

тянется – [ т’ а н’ и ц а ]

(максимально – 1,5 балла)



(за все задание максимально – 2,5 балла)

Задание 2. Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах:

карманчик (-чик-) мячик (-ик-) ключик (-ик-)

лучистый (-ист-) мглистый (-ист-) завистливый (-лив-)

подружка (-к-) ромашка (нет суффикса) пешка (нет суффикса)

косточка (-очк-) ласточка (нет суффикса) салфеточка (-к-)

(максимально – 2 балла)

Задание 3. Образуй сложные слова. Разбери их по составу.

пар-о-ход-

радио-люб-и-тель-

дерев-о-об-работ-к-а

огн-е-туш-и-тель-

желез-н-о-дорож-н-ый

(Возможны другие варианты, например, деревообрабатывающий, железнодорожник и т.п.)

(максимально – 2,5 балла)

Задание 4. Замени каждое словосочетание одним словом.

рисунки в книге, журнале – иллюстрации

теплая погода зимой, когда тает снег – оттепель

состояние, когда человеку не спится – бессонница

товарищ по работе – коллега

сотрудник газеты, журнала – корреспондент(возможно: корректор)

Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?

Двойные согласные в корне, на стыке морфем.

(максимально – 2,5 балла)

Задание 5. Вставь, где нужно, Ь. Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

плащ, ешь, спишь, лечь, брошь, туч, стеречь, молодежь, силач, передач

плащ, силач (сущ., м.р.)

ешь, спишь (гл., 2 л., ед.ч.)

лечь, стеречь (гл., неопр.ф.)

брошь, молодежь (сущ., ж.р.)

туч, передач(сущ, Р.п., мн.ч.)

(максимально – 2,5 балла)

Задание 6. Подчеркни имена существительные женского рода.

туфли, ботинки, вуали, рояли, тюли, шампуни, простыни, манжеты

(максимально – 1 балл)

Задание 7. Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.

усы, очи, санки, бигуди, каникулы, жалюзи, лыжи, коньки

(максимально – 1 балл)

Задание 8. Объясни смысл словосочетаний.

подарок Коле – подарок приготовили (кому?) Коле (сущ., м.р., 1 скл., Д.п.)

подарок Коли – подарок приготовил Коля, подарок (кого?) Кол
и (сущ., м.р., 1 скл., Р.п.)

(максимально – 1 балл)

Задание 9. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.

Что посеешь (гл. 1 спр.), то и пожнёшь.

Язык царствами ворочает (гл. 1 спр.).

Любишь (гл. 2 спр.) кататься, люби и саночки возить.

Скоро сказка сказывается (гл. 1 спр.), да не скоро дело делается (гл. 1 спр.).

(максимально – 2 балла)

Задание 10. Запиши словосочетания в указанном падеже.

вкусные апельсины – (Р.п.) вкусных апельсинов

синее море – (Т.п.) синим морем

ароматная сирень – (Д.п.) ароматной сирени

тихая заводь – (В.п.) тихую заводь

зимнее пальто – (П.п.) о зимнем пальто

новые туфли – (Р.п.) новых туфель

(максимально – 3 балла)

Задание 11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

красный, багряный, фиолетовый, алый

бежать, мчаться, торопиться, нестись

кухня, гостиная, ванна, спальня

метель, стужа, пурга, буран

(максимально – 1 балл)

Задание 12. Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.

Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Сравнение – вид тропа, основанный на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Олицетворение – изображение одушевленного предмета как одушевленного.

(максимально – 1,5 балла)

Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.

(Эпитет)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь? (С.Я. Маршак)

(Сравнение)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)

(Олицетворение)

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

(максимально – 1,5 балла)

(за все задание максимально – 3 балла)

Задание 13. Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.

снимитеперья

снимите перья

с ними теперь я


сними те перья

с ним и теперь я

и т.д.

(за каждую фразу – 0,25 балла)

Задание 14. Составь мини-текст, используя данные слова:

пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда

(максимально – 2 балла, можно добавить за оригинальность еще 1 балл)

Олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса


1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
Тьма- _______________________
товар- _______________________
халва- ________________________
кобура- _______________________
теплица- ______________________

2.К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса - __________________________________
Обведёшь вокруг пальца - ___________________________________
Выбьетесь из сил - _________________________________________
Пропускает мимо ушей - ____________________________________
Зарубить на носу - __________________________________________

3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.
Кимоно, кишечник, прятки.
Друг, очерк, корешок.

4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.

5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части,

купил книги. 

6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный. 

7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.

8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.