Файл: Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок, 
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок. 


10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
11. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
___________________________________________________________
12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 
Известн… кафе,  старин… рояль,  прозрачн… тюль, 
хохлат… какаду, чёрн… вуаль, горяч… кофе,
детск… шампунь, стар… мозоль. 

13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_____________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
______________________________________________________________

Польская: как заяц в ананасе.
______________________________________________________________

14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.

Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.

Ответы к олимпиаде

1.Мать, отвар, хвала, уборка, петлица (5 баллов)
2.Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. 3 ряд (1 балл)
4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
7. Съешь (2 балла)
8. Победили, построили, опять (3 балла)
9. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п.(4 балла)
10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
11. Нос (1 балл)
12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
13. Тише едешь, дальше будешь.

Язык до Киева доведёт.

Как сыр в масле. (3 балла)
14. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, и
конопись, балованный, ломота, искра. (4 балла)

Задания олимпиады по русскому языку

для учащихся 4 – х классов


  1. В каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо? Подчеркни.

Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный. 1 балл


  1. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни.

Сел, съел, сяду, съешь, поешь. 1 балл


  1. Подчеркни слово(а), в которых букв больше чем звуков.

Дождь, вьюга, честный, класс, юбка, семья, польёт. По 1 б. за слово


  1. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд. По 1 б. за слово
5. В каком слове правильно названы все буквы. Подчеркни.

а) книга – кэ, эн, и, гэ, а;

б) палец – пэ, а, эл, е, цэ;

в) марка – эм, а, эр, ка, а;

г) шайба– ша, а, и краткая, бэ, а. 1 балл

6.Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:

Еникуч __________________

Народи __________________

Релката__________________

Подорми__________________ По 1 баллу за слово

7. Расставьте слова в алфавитном порядке:

лопата, посуда, карандаш, учитель, воробей, учитель. 1 балл
8. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

Хлев, коса, щель, укол, уточка, удочка, волк. По 0,5 за слово

__________________________________________________________
9. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно определить к какой части речи они относятся.

Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, рой, шорты, дали, стекло, храброго, рой, жаркое. По 0,5 за слово
10. Поставь ударение в словах:
красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты.

По 1 б. за слово

11. Узнай слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках. Запиши.

1) Глухой – ф, звонкий…. 2 балла

2) Предпоследняя буква в слове ветер.

3) Стоит за буквой Р в алфавите.

4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

5) Первая буква алфавита. _________________________
12. В каком глаголе отрицание НЕТ слышится сто раз? 2 балла

_____________________________________
13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию.

а) Человек, управляющий оркестром. _________________________________

б) Тот, кто предан своему народу, родине. ___________________________

в) Человек, который реализует товары в магазине. ____________________

По 1 б. за слово



14. Замени заимствованные слова русскими синонимами.

Аргумент – ___________________________________________________

Демонстрировать – ____________________________________________

Инструкция – указания, руководство

Классифицировать – распределять, систематизировать, группировать

По 1 баллу за слово

15. а) В каких словах «живет» рак? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

б) В каких словах спрятались ноты? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Назови слова, в которых спрятаны числа? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

По 0,5 за слово


16. Какие из перечисленных существительных относятся к мужскому роду? Подчеркни.
Аэрозоль, бандероль, тюль, кенгуру, мозоль, шинель, ноль, фламинго, картофель, какаду.

по 1 баллу за каждое слово
17. В каком слове нет приставки? Подчеркни.

Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка. 1 балл
18. Найди в каждой строчке лишнее слово. Подчеркни.

а) рыбка, дубок, горка, норка;

б) тракторист, пианист, танкист, печник;

в) хвостище, усищи, глазоньки, когтище;

г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий. По 1 б. за слово.

19. На основе первого примера сформулируй принцип записи слов в каждой строчке и запиши пропущенные слова.

Танк – танкист – танковый;

_________________ - барабанщик – барабанный;

_________________ - ________________- грибной;

________________- _________________ - театральный По 0,5 за слово.

20. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.

Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.

21. Поставь слова в скобках в форму родительного падежа множественного числа. У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).

У _________________ чёрный цвет ______________________ .

В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).

В магазине на полке лежало много __________________________________________________________________ .

22. Раскрой смысл крылатых выражений.

1. Сесть в калошу___________________________________________________ .
2. Через час по чайной ложке. ______________________ __________________
3. Работать, засучив рукава ___________________________________________


4. Прикусить язык ___________________________________________________

5. Ходить на голове _________________________________________________

6. Работать спустя рукава _____________________________________________

по 1 баллу за каждое выражение
23. О чём идёт речь?

Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.


  • о дневнике;

  • клюве;

  • корме;

  • носе;

  • домашнем задании. 2 балла


24. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши пословицы и поговорки, в которых встречается это же число.

Тудж ен огондо оремес. 3 балла

_____________________________________________________________________

25. Найди неудачно использованные слова в предложениях, выпиши их. Замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.
Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания школьной олимпиады по русскому языку

для учащихся 4 – х классов


  1. В каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо? Подчеркни.

Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный. 1 балл


  1. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни.

Сел, съел, сяду, съешь, поешь. 1 балл


  1. Подчеркни слово(а), в которых букв больше чем звуков.

Дождь, вьюга, честный, класс, юбка, семья, польёт. По 1 б. за слово


  1. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд. По 1 б. за слово
5. В каком слове правильно названы все буквы.

а) книга – кэ, эн, и, гэ, а;

б) палец – пэ, а, эл, е, цэ;

в) марка – эм, а, эр, ка, а;

г) шайба– ша, а, и краткая, бэ, а. 1 балл

6.Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:

еникуч, народи, релката, подорми. По 1 баллу за слово

( ученик, родина, тарелка, помидор)
7. Расставьте слова в алфавитном порядке:

лопата, посуда, карандаш, учитель, воробей, учитель, . 1 балл

(воробей, карандаш, лопата, посуда, учитель, учитель) - без ошибок

8. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

Хлев, коса, щель, укол, уточка, удочка, волк. По 0,5 за слово

9. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно определить к какой части речи они относятся.


Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, рой, шорты, дали, стекло, храброго, рой, жаркое. По 0,5 за слово

10. Поставь ударение в словах:

красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты.

По 0,5 за слово

11. Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.

1) Глухой – ф, звонкий…. 2 балла

2) Предпоследняя буква в слове ветер.

3) Стоит за буквой Р в алфавите.

4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

5) Первая буква алфавита. ( ВЕСНА)
12. В каком глаголе отрицание НЕТ слышится сто раз? 2 балла

(СТОНЕТ)

13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию. По 1 баллу за слово

а) Человек, управляющий оркестром. дирижёр

б) Тот, кто предан своему народу, родине. патриот

в) Человек, который реализует товары в магазине. продавец
14. Замени заимствованные слова русскими синонимами. По 1 баллу за слово

Аргумент – довод, доказательство

Демонстрировать – показывать

Инструкция – указания, руководство

Классифицировать – распределять, систематизировать, группировать

15. а) В каких словах «живет» рак? (завтрак, ракета, барак….)

б) В каких словах спрятались ноты? (осьминог, помидор, ребята, дорога, поля……)

в) Назови слова, в которых спрятаны числа? (Родина, сорока, стол, стог, столица, стонет, подвал…..)

По 0,5 за слово
16. Какие из перечисленных существительных относятся к мужскому роду? Подчеркни.
Аэрозоль, бандероль, тюль, кенгуру, мозоль, шинель, ноль, фламинго, картофель, какаду.

по 1 баллу за каждое слово
17. В каком слове нет приставки?

Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка. 1 балл
18. Найди в каждой строчке лишнее слово.

а) рыбка, дубок, горка, норка;

б) тракторист, пианист, танкист, печник;

в) хвостище, усищи, глазоньки, когтище;

г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий. По 1 баллу за слово.

19. На основе первого примера сформулируй принцип записи слов в каждой строчке и запиши пропущенные слова.

Танк – танкист – танковый;

_барабан__ - барабанщик – барабанный;

_гриб___ - _грибник____- грибной;