Файл: Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


_театр_____- _театрал____- театральный. По 0,5 за слово.
20. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.

Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.

21. Поставь слова в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).

У солдат чёрный цвет сапог.

В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).

В магазине на полке лежало много яблок, мандаринов, помидоров, арбузов.
22. Раскрой смысл крылатых выражений.

1.Сесть в калошу(_попасть в _неловкое, смешное положение__).

2.Через час по чайной ложке (__слишком медленно, еле-еле____).

3.Работать, засучив рукава (___энергично, хорошо, усердно работать__).

4. Прикусить язык (_____спохватившись, внезапно замолчать).

5. Ходить на голове (_очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное) .

6. Работать спустя рукава (_делать кое-как, небрежно_____).
по 1 баллу за каждое выражение
23. О чём идёт речь?

Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

  • о дневнике;

  • клюве;

  • корме;

  • носе;

  • домашнем задании.


24. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши пословицы и поговорки, в которых встречается это же число.




Тудж ен огондо оремес. Семеро одного не ждут. 3 балла

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • Семеро не один, в обиду не дадим.

  • Семеро одного не ждут.

  • Семеро с ложкой, а один с сошкой.

  • Семь бед — один ответ.

  • У семи нянек дитя без глазу.

  • Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе. + по 1 баллу за каждую пословицу
25. Найди неудачно использованные слова в предложениях и замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.
Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

Перещеголяли - победили; возвели - построили; обратно – опять.
Олимпиадная работа по русскому языку



Задание №1. Диктант

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. [г в `о з т’] [п а л а т’ `э н ц э] [к а н’ к’ `и] [`я с т р и п] [с й` э с т] [г р `а м ы]

В каких фонетических транскрипциях допущены ошибки? Выпиши и исправь ошибки. _______________________________________________________________________________________
Запиши, каким словам соответствуют верные транскрипции? Постарайся найти все случаи. _______________________________________________________________________________________



Задание №3. Переставляя буквы в данных существительных, образуй новые. Какого склонения получились слова? Тьма, баня, волос, кулак, пони.

_______________________________________________________________________________________

Задание №4. Разгадай шарады.

Мой первый слог - животное морское,

за ним охотятся порой

А междометие второй,

Всё – государство, но какое?________________


Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. ____________________

Задание №5. Сколько в стихотворении слов с окончанием -о? Выпиши эти слова.

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло… _________________________________________________________________________

Задание №6. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке, объясни почему.


а) поездка, полка, посмотреть, посадка -____________________________________________________

б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки___________________________________________________

в) жалость, жалоба, жалкий, жалить_______________________________________________________

г) кресло, бревно, пальто, число, весло ____________________________________________________

д) звук, жест, долг, глаз, рукав ___________________________________________________________

е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь ________________________________________________

Задание №7. Составьте словосочетания, в которых слово МЯГКИЙ употребляется в различных значениях. Значения не должны повторятся.

Мягкий ____________________________ - нежесткий

Мягкий ___________________________ - уступчивый

Мягкий ___________________________ - нерезкий

Мягкий ____________________________ - тёплый

Мягкий ____________________________ - буква

Мягкий ___________________________ звук

Задание №8. Прочитай стихотворение-каламбур, раскрой скобки. Укажи части речи.

Нес медведь, шагая (к)рынку, ____________________________________________________________________

На продажу меду (к)рынку, ___________________________________________________________________

Вдруг на Мишку – вот (на)пасть –____________________________________________________________________

Осы вздумали (на)пасть, ____________________________________________________________________

Мишка с армией (о)синой _____________________________________________________________________

Дрался вырванной (о)синой, _____________________________________________________________________

Мог ли в ярость он не (в)пасть _____________________________________________________________________

Если осы лезли (в)пасть, _____________________________________________________________________

Жалили куда (по)пало, ______________________________________________________________________

Им за это и (по)пало ______________________________________________________________________

Задание №9. Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.

  1. Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________

  2. Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________

  3. Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? __________________________




Задание №10. Доктор Ватсон, желая узнать, как продвигается расследование, послал Шерлоку Холмсу открытку с одним лишь знаком препинания. Шерлок Холмс, у которого дела шли великолепно, не ударил в грязь лицом и ответил не менее лаконично.

Какие знаки препинания помогли им понять друг друга? Подчеркни правильный ответ.

. и ? ? и : ? и ? ? и … ? и !

Задание №11. Укажи эпитет, рифму, сравнение, метафору, олицетворение:

луна, как бледное пятно - _______________________

весёлый треск - _______________________________

шепчется листва - _____________________________

летом – цветом - ______________________________

берёзовый ситец - _____________________________

Задание №12. Прочитай текст.

Старый русский алфавит состоял только из заглавных букв. С появлением книг появились и разные шрифты – печатный и письменный. Чуть позднее стали выделять два вида букв – большие (заглавные) и маленькие (строчные).

О чём автор хотел сказать нам в тексте? Выдели наиболее точный ответ на этот вопрос:

а) о различных шрифтах русского алфавита;

б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите;

в) о том, что важно научиться писать заглавные буквы.

Задание №13. Разгадай пословицу.



Подчеркни правильное толкование пословицы.

  1. У всякого события есть последствия.

  2. От огня всегда идёт дым.

  3. У всякого явления есть своя причина.

  4. Если есть дым, значит, есть и огонь.


Рекомендации к проверке олимпиады
Задание 1 - максимально 5 баллов

За диктант без ошибок – 5 б.; за 1 ошибку снимать по 1 б.; за исправление снимать 0,5 б.

Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Белый Мишка - талисман Олимпиады

За полярным кругом в ледяном иглу живет белый Мишка. В его доме из снега и льда сделаны душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый Мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в кёрлинг. Он
стал настоящим саночником, а тюлени и морские котики с удовольствием наблюдают за его победами в Сочи.

Задание №2 - максимально 7 баллов

Найдена транскрипция с ошибкой – по 1б; верная транскрипция – по 1б; слово без ошибок – по 1б. Если указаны неверные транскрипции или слова написаны с ошибками, то за каждую позицию (транскрипция или слово) снимается по 1 баллу. Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Считаются верными ответы:

1) [г в `о з т’] - [г в `о с’ т’] [`я с т р и п] - [й’`а с т р’ и п]

2) полотенце, коньки, съезд, съест, граммы.

Задание №3 - максимально 5 баллов

За каждый верное слово – 0,5 балла; за верное определение склонения – по 0,5балла.

Считаются верными ответы: мать (3 скл.), баян (2 скл.), слово (2 скл.), кукла (1 скл.), пион (2 скл.).

Задание №4 –максимально 2 балла

За каждое верное слово – 1 балл. Считаются верными ответы: Китай, пирог.

Задание №5 - максимально 4 балла

За каждый верный ответ – 0,5 балла, за 1 ошибку снимается 1 балл.

Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло.

Задание №6 - максимально 6 баллов