Файл: Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
_театр_____- _театрал____- театральный. По 0,5 за слово.
20. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.
Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.
21. Поставь слова в скобках в форму родительного падежа множественного числа.
У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).
У солдат чёрный цвет сапог.
В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).
В магазине на полке лежало много яблок, мандаринов, помидоров, арбузов.
22. Раскрой смысл крылатых выражений.
1.Сесть в калошу(_попасть в _неловкое, смешное положение__).
2.Через час по чайной ложке (__слишком медленно, еле-еле____).
3.Работать, засучив рукава (___энергично, хорошо, усердно работать__).
4. Прикусить язык (_____спохватившись, внезапно замолчать).
5. Ходить на голове (_очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное) .
6. Работать спустя рукава (_делать кое-как, небрежно_____).
по 1 баллу за каждое выражение
23. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
-
о дневнике; -
клюве; -
корме; -
носе; -
домашнем задании.
24. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши пословицы и поговорки, в которых встречается это же число.
Тудж ен огондо оремес. Семеро одного не ждут. 3 балла
-
Семь раз отмерь, один раз отрежь. -
Семеро не один, в обиду не дадим. -
Семеро одного не ждут. -
Семеро с ложкой, а один с сошкой. -
Семь бед — один ответ. -
У семи нянек дитя без глазу. -
Семь пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе. + по 1 баллу за каждую пословицу
25. Найди неудачно использованные слова в предложениях и замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.
Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
Перещеголяли - победили; возвели - построили; обратно – опять.
Олимпиадная работа по русскому языку
Задание №1. Диктант
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. [г в `о з т’] [п а л а т’ `э н ц э] [к а н’ к’ `и] [`я с т р и п] [с й` э с т] [г р `а м ы]
В каких фонетических транскрипциях допущены ошибки? Выпиши и исправь ошибки. _______________________________________________________________________________________
Запиши, каким словам соответствуют верные транскрипции? Постарайся найти все случаи. _______________________________________________________________________________________
Задание №3. Переставляя буквы в данных существительных, образуй новые. Какого склонения получились слова? Тьма, баня, волос, кулак, пони.
_______________________________________________________________________________________
Задание №4. Разгадай шарады.
Мой первый слог - животное морское, за ним охотятся порой А междометие второй, Всё – государство, но какое?________________ | Из писка птиц мой первый слог возьмите, Второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдите То, что не раз едали вы. ____________________ |
Задание №5. Сколько в стихотворении слов с окончанием -о? Выпиши эти слова.
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло… _________________________________________________________________________
Задание №6. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке, объясни почему.
а) поездка, полка, посмотреть, посадка -____________________________________________________
б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки___________________________________________________
в) жалость, жалоба, жалкий, жалить_______________________________________________________
г) кресло, бревно, пальто, число, весло ____________________________________________________
д) звук, жест, долг, глаз, рукав ___________________________________________________________
е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь ________________________________________________
Задание №7. Составьте словосочетания, в которых слово МЯГКИЙ употребляется в различных значениях. Значения не должны повторятся.
Мягкий ____________________________ - нежесткий
Мягкий ___________________________ - уступчивый
Мягкий ___________________________ - нерезкий
Мягкий ____________________________ - тёплый
Мягкий ____________________________ - буква
Мягкий ___________________________ звук
Задание №8. Прочитай стихотворение-каламбур, раскрой скобки. Укажи части речи.
Нес медведь, шагая (к)рынку, ____________________________________________________________________
На продажу меду (к)рынку, ___________________________________________________________________
Вдруг на Мишку – вот (на)пасть –____________________________________________________________________
Осы вздумали (на)пасть, ____________________________________________________________________
Мишка с армией (о)синой _____________________________________________________________________
Дрался вырванной (о)синой, _____________________________________________________________________
Мог ли в ярость он не (в)пасть _____________________________________________________________________
Если осы лезли (в)пасть, _____________________________________________________________________
Жалили куда (по)пало, ______________________________________________________________________
Им за это и (по)пало ______________________________________________________________________
Задание №9. Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.
-
Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________ -
Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________ -
Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? __________________________
Задание №10. Доктор Ватсон, желая узнать, как продвигается расследование, послал Шерлоку Холмсу открытку с одним лишь знаком препинания. Шерлок Холмс, у которого дела шли великолепно, не ударил в грязь лицом и ответил не менее лаконично.
Какие знаки препинания помогли им понять друг друга? Подчеркни правильный ответ.
. и ? ? и : ? и ? ? и … ? и !
Задание №11. Укажи эпитет, рифму, сравнение, метафору, олицетворение:
луна, как бледное пятно - _______________________
весёлый треск - _______________________________
шепчется листва - _____________________________
летом – цветом - ______________________________
берёзовый ситец - _____________________________
Задание №12. Прочитай текст.
Старый русский алфавит состоял только из заглавных букв. С появлением книг появились и разные шрифты – печатный и письменный. Чуть позднее стали выделять два вида букв – большие (заглавные) и маленькие (строчные).
О чём автор хотел сказать нам в тексте? Выдели наиболее точный ответ на этот вопрос:
а) о различных шрифтах русского алфавита;
б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите;
в) о том, что важно научиться писать заглавные буквы.
Задание №13. Разгадай пословицу.
Подчеркни правильное толкование пословицы.
-
У всякого события есть последствия. -
От огня всегда идёт дым. -
У всякого явления есть своя причина. -
Если есть дым, значит, есть и огонь.
Рекомендации к проверке олимпиады
Задание 1 - максимально 5 баллов
За диктант без ошибок – 5 б.; за 1 ошибку снимать по 1 б.; за исправление снимать 0,5 б.
Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.
Белый Мишка - талисман Олимпиады
За полярным кругом в ледяном иглу живет белый Мишка. В его доме из снега и льда сделаны душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый Мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в кёрлинг. Он
стал настоящим саночником, а тюлени и морские котики с удовольствием наблюдают за его победами в Сочи.
Задание №2 - максимально 7 баллов
Найдена транскрипция с ошибкой – по 1б; верная транскрипция – по 1б; слово без ошибок – по 1б. Если указаны неверные транскрипции или слова написаны с ошибками, то за каждую позицию (транскрипция или слово) снимается по 1 баллу. Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.
Считаются верными ответы:
1) [г в `о з т’] - [г в `о с’ т’] [`я с т р и п] - [й’`а с т р’ и п]
2) полотенце, коньки, съезд, съест, граммы.
Задание №3 - максимально 5 баллов
За каждый верное слово – 0,5 балла; за верное определение склонения – по 0,5балла.
Считаются верными ответы: мать (3 скл.), баян (2 скл.), слово (2 скл.), кукла (1 скл.), пион (2 скл.).
Задание №4 –максимально 2 балла
За каждое верное слово – 1 балл. Считаются верными ответы: Китай, пирог.
Задание №5 - максимально 4 балла
За каждый верный ответ – 0,5 балла, за 1 ошибку снимается 1 балл.
Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло.
Задание №6 - максимально 6 баллов