Файл: Министерство просвещения рф министерство науки и высшего образования рф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ООО «Инфоурок»
проект
Обучение фонетике немецкого языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов
по направлению подготовки
Методика обучения немецкому языку
слушателя
курса повышения квалификации
(Фирстовой Анастасии Витальевны)
Обучение фонетике немецкого языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов
План проекта
1. Методика объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка.
2. Конкретная методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка.
3. Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.
Методика объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка
Главной задачей при изучении иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции учащихся. Для этого учителю необходимо использовать методы обучения фонетики иностранного языка именно для освоения коммуникативной способности. Преподаватель должен быть ознакомлен со способами опознавания отклонений от норм фонетики немецкого языка и приемами их исправления. Ему необходимо владеть формами и приемами организации эффективного проведения занятий с изучением фонетики немецкого языка. Правильное произношение звуков и звукосочетаний иностранного языка, владение его интонацией, корректная расстановка ударения, приобретение слухо-произносительных навыков имеет большое значение для правильного понимания и выражения мысли на иностранном языке, и в конечном счете для адекватного выполнения коммуникативной функции. Одним из главных условий овладения корректным произношением является умение слышать и воспроизводить звуки немецкого языка. Межязыковая интерференция представляет собой основную сложность в процессе обучения произношения. Это явление имеет место в результате перенесения обучающимися слухо-произносительных навыков русского языка на немецкий, то есть звуки немецкого языка произносятся как звуки русского языка. Преподавателю необходимо прогнозировать и предупреждать появления подобных явлений. Специфика артикуляционной базы иностранного языка обязана быть в центре внимания учителя.
На начальном этапе учащиеся, как правило, изучают основной материал по фонетике. В учебниках звукобуквенные соответствия представлены с соблюдением принципа последовательности. Именно от учебников зависит достаточно произвольная последовательность приобретения учениками навыков произношения, которые закрепляются на последующих этапах. Совершенствование произношения связано с изучением иных языковых аспектов немецкого языка (грамматикой, лексикой) и осуществляется при речевом общении учащихся. Само приобретение фонетических навыков – не самоцель. Оно зависит от коммуникативной деятельности и происходит при обучении чтению, письму, слушанию и говорению. Выделение зон интерференции, сопоставление произношения звуков и звукобуквенных соответствий немецкого и русского языков для определения фонетических трудностей необходимы при обучении правильному произношению. Это дает возможность учителю исправлять фонетические ошибки на начальном этапе обучения. Если у ребенка развит речевой слух, который имеет три разновидности: фонетическую, фонологическую и интонационную, он успешно овладевает навыками произношения.
Фонетический слух – это умение корректного воспроизведения несмыслоразличительных свойств речи. В отличии от него фонематический слух – это умение воспроизведение их смыслоразличительных свойств. А интонационный слух представляет собой умение воспринимать интонацию фразы и ее структуру.
Для формирования у обучающихся навыков фонематического восприятия речи преподавателю важно научить их определять их смыслоразличительные черты при выполнении парного противопоставления, различения, опознавания и отождествления.
Выделяют два вида произносительных навыков:
1. Ритмико-интонационный, представляющий собой владение интонацией, ударением, паузацией, экспрессивными и логическими интонемами (интонационным признаком или сочетанием признаков, способных выполнять смыслоразличительную функцию).
2.Слухо-произносительный, который в свою очередь подразделяется на:
- аудитивный/слуховой – это способность производить действие для опознавания фонем (абстрактных звуковых единиц, которые обнаруживают свои различительные признаки в разных позициях), слов, смысловых синтагм;
- собственно произносительный – навык корректного произношения звуков, а также соединения их в словах, словосочетаниях и предложениях.
Выделяют основные подходы при обучении фонетики немецкого языка:
1. Имитативный (акустический) – научение школьников правильному восприятию и имитации звуков, которые они слышат, избегая явления интерференции, то есть уподобления немецких звуков русским. Звуки усваиваются в речевом потоке благодаря упражнениям, основанным на повторении и имитации.
2. Аналитико-имитационный, основанный на объединении имитации с объяснением особенностей артикуляции, ударения, интонации и т. д. Аналитико-имитационный подход включает в себя следующие положения:
- обучение немецкого языка начинается с вводного фонетического курса;
- тщательная отработка каждого звука;
- изучение работы органов произношения звуков;
- произносительные и слуховые навыки формируются отдельно.
3. Дифференцированный подход, представляющий собой сочетание имитативного и аналитико-имитационного подходов.
Исходя из вышеизложенного, считается, что для развития коммуникативной компетенции у школьников учителю немецкого языка следует применять методику объяснения и отработки фонетических особенностей для приобретения учащимися коммуникативных навыков. Обучение фонетики подразделяется на два этапа: начальный и продвинутый. Преподаватель должен быть ознакомлен с методикой обучения фонетики на этих этапах.
Конкретная методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка
Преобладает мнение, что учащиеся легко усваивают немецкое произношение. Однако работать над ним необходимо систематически, как на начальном (I), так и на продвинутом (II) этапах обучения. На первом этапе формируются основы произношения (2 – 3 кл. или 5 – 6 кл.), а на втором – совершенствуются и поддерживаются ритмико-интонационные и слухо-произносительные основы (4 – 11 кл. или 7 – 11 кл.). Фонетический минимум включает в себя:
-звуки немецкого языка;
- те явления в фонетике, которые вызывают трудности у школьников (закрытые и открытые гласные, твердый приступ и т. д.).
Фонетическая зарядка является одной из самых распространенных форм работы над произношением на двух этапах обучения. Чаще всего она проводится в начале урока, но ее можно применять и в середине урока с использованием приема «сбор ошибок». В качестве фонетической зарядки можно использовать стихотворение на немецком языке. Я обычно придерживаюсь следующего плана работы со стихом:
- ознакомление учащихся с автором стихотворения и иногда с обстоятельствами его написания со зрительной опорой (например, с использованием карточек);
- знакомство с новыми лексическими единицами;
- прослушивание аудиозаписи стихотворения или его выразительное чтение учителем;
- перевод стихотворения;
- его анализ (разъяснение трудностей, например, композиции, стиля и т. д.);
- снятие фонетических трудностей (например, отработка отдельных звуков, вызывающих трудности при произношении учащимися и т. д.);
- повторное прослушивание аудиозаписи стихотворения или его выразительное чтение преподавателем с акцентированием внимания на корректном произношении;
- коллективное чтение школьников вслед за преподавателем;
- индивидуальное чтение;
- оценка и обсуждение стихотворения;
- заполнение учениками карточек самоанализа.
В результате работы со стихотворными текстами у учащихся повышается интерес к изучению иностранного языка, обогощается словарный запас, приобретается вкус к творчеству, активизируется познавательная деятельность. Примерную тематику стихотворений
Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп
В настоящее время большое внимание уделяется применению интерактивных методов для закрепления фонетических навыков школьников разных возрастных групп. Схемы взаимодействия интерактивны методов следующие:
-
Учитель → ученик. -
Ученик → учитель.
Таким образом, уже сами учащиеся, а не только учитель влияют на мотивацию каждого школьника. Преподаватель выполняет функцию помощника, создавая условия для проявления инициативы учащимися. Применение скороговорок на уроках немецкого языка с использованием современных интерактивных методов способствуют закреплению фонетических навыков учащихся. Обработка звуковой стороны речи имеет место на начальном этапе обучения. С ее помощью отрабатывается произношение труднопроизносимых согласных в скороговорках. На продвинутом этапе обучение скороговорки целесообразно использовать как речевую зарядку. Можно предложить следующую последовательность работы со скороговорками:
1. Предъявление скороговорки с использованием аудиозаписи.
2. Ознакомление с новой лексикой.
3. Отработка произношения:
- труднопроизносимые звуки повторяются за учителем;
- проговариваются слова с этими звуками за преподавателем;
- эти звуки произносятся в словосочетаниях и предложениях;
1. Использование игровых технологий для закрепления фонетических навыков:
- учащиеся младшей школы разделяются по группам. Та группа, ученики которой по очереди проговорят больше скороговорок с названным учителем труднопроизносимым звуком, объявляется победителем;
- каждый школьник по очереди проговаривает одну из уже выученных скороговорок. Тот ученик, который корректно произнесет больше скороговорок станет победителем;
- ученики разделяются на две группы. Ученик из первой группы проговаривает половину скороговорки, а учащиеся из второй группы должен произнести другую половину. Потом ученик из второй группы произносит первую половину скороговорки, а учащийся из первой команды произносит вторую половину. Побеждает та группа, которая правильно проговорит больше скороговорок.
Нижеприведенные скороговорки можно использовать в младшей школе для закрепления навыков произношения:
1. Fünf Ferkel fressen frisches Futter. 5 поросят едят свежий корм.
2. Achtzig alte Ameisen aßen am Abend achtzig Ananas.
80 старых муравьёв ели вечером 80 ананасов.
3. Müller, mahl mir mein Mehl, meine Mutter will mir heute Mehlbrei machen.
Мельник, намели мне муки, моя мама хочет сварить мне сегодня кашу.
4. Auf dem Rasen rasen Hasen, atmen rasselnd durch die Nasen.
По газону носятся зайцы, дышат, похрипывая, своими носами.
Учащиеся старшей школы выполняют более сложные игровые задания:
- ученики разделяются на две группы. Затем они прослушивают аудиозапись диалога. После этого представитель каждой группы проговаривает ту скороговорку, которая, по мнению его команды соответствует этому диалогу. Побеждает команда, которая лучше подберет скороговорку и корректно произнесет ее;
- школьники делятся на две команды. Представитель каждой команды по очереди проговаривает скороговорку. После ее обсуждения членами команды один из учащихся из каждой команды произносит эту скороговорку и выражает согласие или не согласие его команды с ней. Побеждает та команда, которая корректно произнесет скороговорку и сделает меньше ошибок, выражая свое мнение.