ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание № 5
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В ДИСКУССИИ (МЕТОДИКА Р. БЕЙЛЗА)
Тема задания
Стандартизованная методика систематизированного наблюдения. Способы количественной оценки результатов наблюдения и согласия между разными наблюдателями.
Введение
Метод Р. Бейлза, созданный автором для описания взаимодействия людей (интеракции) в малой группе, стал классическим и наиболее известным способом наблюдения в системе категорий и контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей. Этот метод применим для целей как полевого, так и лабораторного наблюдения. Отделение группы наблюдателей от наблюдаемых (например, применением односторонне прозрачного зеркала) устраняет влияние присутствия наблюдателей на изучаемый процесс.
Описание наблюдаемых явлений в системе категорий, в отличие от описаний с помощью набора любых обозначений, предполагает, что:
1) категориальная система полностью описывает только определенный аспект поведения, поэтому в ней возможны дифференцировки каждой из категорий на другие составляющие ее единицы, соответствующие содержанию этой категории. Категории дополняют друг друга и вся система их логически завершена в рамках предмета, заданного теоретической концепцией, поэтому в систему не могут быть добавлены новые категории;
2) в каждый момент наблюдения применительно к конкретному случаю, объекту, акту наблюдателем делается только одно указание;
3) сумма времен отдельных единиц наблюдения является, следовательно, общим временем наблюдения ( G. Fabnach, 1979). Таким образом, категориальная система прямо операционализирует теоретический подход исследователя к пониманию наблюдаемых процессов.
Особенностью стандартизованной методики Р. Бейлза является то, что наблюдение ведется не за отдельным субъектом, а за группой в целом. Проблема согласия наблюдателей рассматривается здесь в аспектах возможного рассогласования данных наблюдений при использовании одних и тех же средств за счет конвенционального характера категорий и обязательного субъективного подведения наблюдаемых действий под ту или иную заданную категорию.
Краткая оценка методики как способа изучения интеракции в ситуации решения проблем. Изучение поведения людей с помощью метода наблюдения проводится в различных отраслях психологической науки, социологии, педагогике и других общественных науках. В каждой науке, однако, наблюдение обладает своей спецификой.
Предметом социально-психологического наблюдения выступают вербальное (речевое) и невербальное поведение отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации. При наблюдении фиксируются:
а) речевые акты (их содержание, последовательность, направленность, частота и т.п.);
б) выразительные, экспрессивные движения тела;
в) движение, перемещение и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, соприкосновения и т.д.;
г) различного рода физические воздействия: касания, толчки, удары, передача, отталкивание и т.п.
д) сочетание всех этих актов и их признаков.
Существуют много предложений для организации структурирования данных наблюдения, то есть выделения заранее некоторых классов вербального и невербального поведения личности или группы с последующей фиксацией их характеристик (количество, частота проявления и т.д.).
Методика Бейлза представляет собой оригинальную схему (или программу), позволяющую регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану. Данная схема была создана Бейлзом на основе многочисленных наблюдений за реальными проявлениями взаимодействий в группе людей, выполняющих некоторую деятельность. Все зафиксированные виды взаимодействий (их список насчитывал около 80 наименований) были сведены в категории, с помощью которых, по мнению Бейлза, в принципе можно описать любую групповую деятельность. Яри выполнении некоторой общей задачи деятельность группы, согласно Бейлзу, развивается как последовательность фаз:
а) ориентировка членов группы в отношении общей задачи (обмен
информацией);
б) оценка хода выполнения задачи членами группы (взаимооценивание друг друга и внешней информации);
в) контроль (попытка членов группы командовать или влиять друг на друга);
г) фаза принятия группового решения;
д) ослабление межличностных и внутриличностных напряжений; е) проявление солидарности членов группы или раскола между ними. Каждая фаза включает в себя взаимодействия членов группы как позитивные, так и негативные с точки зрения решения проблемы и групповой интеграции.
Согласно Р. Бейлзу, взаимодействие (интеракция) происходит тогда, когда индивид производит какое-либо действие (акт), служащее стимулом для другого индивида, то есть заставляющее его реагировать каким-либо образом. Единица действия (акта) определяется как "мельчайший различимый сегмент вербального или невербального поведения, который наблюдатель в состоянии зафиксировать после соответствующей тренировки, используя заданный набор категорий, в условиях, когда он непрерывно делает серию отметок о поведении участников"(Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/ Под ред.К. М. Гуревича. М., 1981, с.177). Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, которые отражают основные взаимоотношения и групповые процессы на всех перечисленных выше фазах деятельности группы, каждая из которых содержит действия, распадающиеся на пары действий-антиподов с точки зрения направленности возможных действий на данной фазе. Помимо фаз групповой деятельности, 12 выделенных категорий позволяют описать 4 области явлений: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область постановки этих проблем и область решения проблем.
Схема Бейлза получила довольно широкое распространение в социальной психологии: она включена в Международную энциклопедию социальных наук. Данная методика представляет собой пример четкого анализа данных наблюдения для выяснения структуры и динамики процессов группового взаимодействия при решении какой-либо определенной задачи. Однако, нужно отметить, что описанные выше теоретические представления о групповом взаимодействии, лежащие в основе методики Бейлза, оказывают влияние как на результаты наблюдения, так и на их интерпретацию, а именно: организация "обмена действиями" рассматривается автором методики только с точки зрения
формы взаимодействия.
В адрес этой методики высказывается ряд существенных критических замечаний. Во-первых, подвергается критике трудоемкость метода: указывается, что оформление итогов наблюдения в виде записей занимает в 2 раза больше времени, чем непосредственно само наблюдение. Отмечается также, что сам факт наблюдения осознается испытуемыми и изменяет ситуацию. Утаивание же факта наблюдения от группы (использование односторонне прозрачного зеркала, скрытого магнитофона и т.д.) вызывает критику с морально-этических позиций. Другие критические замечания относятся к содержанию самой методики. Самое простое возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно 12 категорий или основных типов поведения в ней не приводится, так же как и остальных группировок взаимодействий. Второе содержательное возражение касается того, что в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они выделяются: здесь присутствуют вперемежку как чисто коммуникативные проявления индивидов, то есть относящиеся к сфере обмена информацией (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в "действиях" (например, отталкивание другого при выполнении какого-либо действия и т.д.).
Однако основное критическое замечание в отношении схемы Бейлза, которое выдвигается советскими исследователями, состоит в том, что в ней совершенно отсутствует характеристика содержания общей групповой деятельности, то есть нет ответа на вопрос: "Что делается совместно?".
Задачи работы
-
Знакомство с категориальной системой Р. Бейлза для описания процессов взаимодействия участников дискуссионной группы.
-
Проведение наблюдения за дискуссионной группой по стандартной схеме Р. Бейлза.
-
Проверка гипотез, выдвинутых Бейлзом, о соотношении разных видов действий (актов) на разных стадиях решения проблемы.
В задании представлены основные процедуры сбора данных по методике Бейлза, но охвачены не все аспекты интерпретации этих данных (подробнее об этих аспектах см.: К.М. Гуревич, 1981; Р. Пенто, М. Гравитц, 1972).
Методика
Отработка задания проводится на двух занятиях, на третье студенты приносят отчет о выполненной работе. На первом занятии после сдачи всеми студентами-наблюдателями допуска эта группа наблюдателей под руководством преподавателя обучается выделе
нию заранее заученных категорий (список их дан в Приложении) в ситуации наблюдения живой дискуссии по заданной теме или на материале эпизодов из кинофильмов, в которых представлено обсуждение какой-то проблемы. Метод Бейлза предполагает наблюдение в течение фиксированного промежутка времени (30-40 мин ) за группой из 2-7 человек (R. F. Bales , I965). Использование кинопроектора с возможностью остановки пленки и возврата к конкретным эпизодам, а также повторных просмотров всей ситуации позволяет расчленить целостный наблюдаемый процесс на этапы в дидактических целях обучения выделении единиц наблюдения, заданных в категориальной системе.
Перед началом наблюдения студент запоминает участников дискуссии и присваивает номер каждому из них. Первые опыты предварительного наблюдения все студенты получают при просмотре фильма и при обсуждении подведения действий участников дискуссии в каждый момент времени под определенную категорию. Обычно тренированный наблюдатель фиксирует за минуту около 20 единиц.
После тренировки студенты выполняют основное задание. На первом занятии студенты подразделяются на группы по 4-5 человек. Одна группа получает задание для дискуссии по заданной проблеме, вторая - осуществляет наблюдение за ходом дискуссии. При наличии подготовленных протоколов начинается первый сеанс непосредственного наблюдения. Время наблюдения ограничивается 20-30 мин (в зависимости от типа проблемы). Потом группы меняются ролями -бывшие наблюдатели становятся участниками дискуссии, получив новую проблему для решения, а первая дискуссионная группа образует группу наблюдателей, каждый из которых индивидуально ведет протокол наблюдений по следующей форме:
Протокол №
Дата Наблюдатель .
Участники группы
№ наблюдаемого акта | № категории | Инициатор (№ участника) (J) | адресат (№ участника) | Адресат – группа (о) |
| | | | |
В ходе наблюдения каждый наблюдатель непрерывно анализирует к расчленяет поведение участников дискуссионной группы на отдельные единицы и делает запись соответствующей категории в протоколе,