Файл: Отчет по методической проблеме Особенности развития гибкости у школьников 2го года обучения в секции гимнастики.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изменением направления, с преодолением небольших препятствий (гимнастическая палка, прыжковая планка, естественные преграды). Длительность бега, высота и сложность препятствий выбирается в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега следует выполнить несколько обще развивающих упражнений типа потягиваний, наклонов, приседаний, выпадов, махов и др. Затем перейти к упражнениям, запланированным на данном занятии.
Можно использовать и другие варианты начала занятий. Например, провести с учащимися одну-две подвижные игры, эстафеты, включающие бег, ходьбу, преодоление препятствия и т.д. с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
Весенне-осенний период. Организованный выход, построение. Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20-30 см (1-3 мин.). Комплекс обще развивающих упражнений в движении:
Подвижные игры. Самостоятельные игры и развлечения по интересам ("классики", прыжки со скакалкой, "резинка", футбол, хоккей с теннисным мячом и др.).
Зимний период. Организованный выход, построение. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут). Эстафета на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20
метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.
Катание с горок. Вариант 1 - проехать между лыжными палками, параллельно установленными на склоне ("ворота"). Вариант 2 - объезжать лыжные палки (3-4 шт.), установленные последовательно в одну линию на дистанции от старта к финишу (возможно проведение соревнований на время). Самостоятельные игры и развлечения по интересам с использованием санок, лыж, коньков и др.
Данные занятия направлены преимущественно на решение следующих задач:
- укрепление здоровья учащихся;
- закаливание организма;
- повышение уровня физической и умственной работоспособности;
- поддержание её устойчивости на протяжении всего учебного года;
- совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры;
- формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- формирование умения организованно играть в коллективе сверстников.
- определение времени и длительности проведения спортивного часа;
При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.
Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня. При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: I– II, III – IV, V – VI, VII – VIII, IX – X классы, но при этом следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей.
- содержание спортивного часа;
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах, катание на коньках, санях, плавание, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Занятия проводятся ежедневно, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий.
- характеристика внешних признаков утомления младших школьников.
Характеристика внешних признаков утомления
При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Задание 4. (Максимальное количество баллов – 4 балла)
В рамках недели методического мастерства Вам необходимо провести мастер-класс для коллег на тему «Круговая тренировка в секции общей физической подготовки как средство подготовки обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Вопросы:
На станциях 1– го круга КТ выполняются следующие упражнения:
1– я станция: а) махи руками (30 с); б) повороты туловища вправо-влево (30 с).
2– я станция: а) наклоны туловища в стороны (30 с); б) наклоны туловища вниз– вверх из и.п.ноги вместе (30 с).
3– я станция: а) наклоны туловища вправо–влево, пружинящие по 2 раза, из и. п. ноги врозь (30 с); б) пружинящие приседания в выпаде (30 с).
4– я станция: а) махи прямыми ногами поочередно (30 с); б) упражнение на четыре счета: и. п – о. с. 1– руки вверх. 2– наклон туловища вниз. 3– приседание. 4 – и. п. (30 с). Продолжительность 1– го круга КТ составляет 13 мин (12 мин – нагрузка, 1 мин – измерение ЧСС, отдых).
Задания, выполняемые на 2-м круге:
1-я станция: а) броски набивного мяча от груди в парах (30 передач за 30 с); б) приседания из положения ноги врозь (20 раз за 30 с)\.;
2-я станция: а) бег в упоре руками у опоры (30 с); б) стоя спиной к опоре, поворот с отжиманием (30 с).
3-я станция: а) броски набивного мяча двумя руками из-за головы (30 с); б) прыжки через скакалку (30 с).
4-я станция: а) вращение обруча (30 с); б) смена ног прыжком в выпаде пружинящими движениями (30 с).
Станций может быть больше, меньше в зависимости от погодных условий, количества занимающихся и их физической подготовленности.
Заключительная часть занятия включает в себя: дыхательные упражнения, упражнения на растягивание, расслабление и восстановление организма после нагрузки, измерение пульса.
1-я станция: И. п.- о. с. руки за головой. 1 - делаем шаг назад, сгибая ногу в колене. 2 - подтягиваем ногу вперед и переносим вес на переднюю ногу. 3 - передняя нога под прямым углом, колено не выступает за носок. 4 - и. п. (12 раз на каждую ногу).
2-я станция: И.п. – упор лежа. Сгибание-разгибание рук на скорость (1 минута).
3-я станция: И. п. – стойка ноги врозь, руки в сторону. 1 - приседаем, руки сводим вместе перед грудью. 2 - и.п. 3-4 - тоже (30 раз).
4-я станция: И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед собой. 1 - приседаем. 2 - на подъеме делаем мах полусогнутой ногой в сторону. 3-4 - тоже другой ногой (16 раз на каждую ногу).
5-я станция: Выпрыгивания с отягощением (16 раз).
Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия).
Групповой метод занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.
Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.
Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении.
Можно использовать и другие варианты начала занятий. Например, провести с учащимися одну-две подвижные игры, эстафеты, включающие бег, ходьбу, преодоление препятствия и т.д. с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
-
упражнения с большими и малыми мячами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.; -
ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный); -
бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча; -
прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку; -
метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
Весенне-осенний период. Организованный выход, построение. Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20-30 см (1-3 мин.). Комплекс обще развивающих упражнений в движении:
-
руки через стороны вверх - вдох, то же вниз выдох (4-6 раз); -
круги руками вперёд и назад (по 10 раз); -
руки на пояс, ходьба в приседе - гусиный шаг (15-20 секунд); -
подскоки толчком двумя в приседе (15-20 секунд).
Подвижные игры. Самостоятельные игры и развлечения по интересам ("классики", прыжки со скакалкой, "резинка", футбол, хоккей с теннисным мячом и др.).
Зимний период. Организованный выход, построение. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут). Эстафета на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20
метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.
Катание с горок. Вариант 1 - проехать между лыжными палками, параллельно установленными на склоне ("ворота"). Вариант 2 - объезжать лыжные палки (3-4 шт.), установленные последовательно в одну линию на дистанции от старта к финишу (возможно проведение соревнований на время). Самостоятельные игры и развлечения по интересам с использованием санок, лыж, коньков и др.
-
Поясните, какие задачи решают физкультурные занятия в группе продленного дня?
Данные занятия направлены преимущественно на решение следующих задач:
- укрепление здоровья учащихся;
- закаливание организма;
- повышение уровня физической и умственной работоспособности;
- поддержание её устойчивости на протяжении всего учебного года;
- совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры;
- формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- формирование умения организованно играть в коллективе сверстников.
-
Объясняя Вашим коллегам специфику проведения спортивного часа в группе продлённого дня, раскройте следующие условия:
- определение времени и длительности проведения спортивного часа;
При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.
Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня. При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: I– II, III – IV, V – VI, VII – VIII, IX – X классы, но при этом следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей.
- содержание спортивного часа;
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах, катание на коньках, санях, плавание, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Занятия проводятся ежедневно, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий.
- характеристика внешних признаков утомления младших школьников.
Характеристика внешних признаков утомления
Внешние признаки | Небольшое | Среднее | Выраженное |
Окраска кожи | Лёгкая | Значительная | Бледность или синюшность |
Потливость | Незначительная | Большая | Чрезмерная |
Выражение лица | Спокойное | Напряжённое | Страдальческое |
Характер дыхания | Учащённое, ровное | Учащённое, периодически глубокие вдохи и выдохи | Резко учащённое, поверхностное и аритмичное |
Координация движений, внимания | Чёткое выполнение команд | Неуверенные движения, нечёткое выполнение команд | Дрожание конечностей, отставание в ходьбе от группы |
Жалобы | Нет | Усталость, боль в мышцах, сердцебиение | Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость |
При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Задание 4. (Максимальное количество баллов – 4 балла)
В рамках недели методического мастерства Вам необходимо провести мастер-класс для коллег на тему «Круговая тренировка в секции общей физической подготовки как средство подготовки обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Вопросы:
-
Составьте план учебно-тренировочного занятия с использованием метода круговой тренировки в секции общей физической подготовки с указанием видов деятельности в водной, основной и заключительной частях занятия.
На станциях 1– го круга КТ выполняются следующие упражнения:
1– я станция: а) махи руками (30 с); б) повороты туловища вправо-влево (30 с).
2– я станция: а) наклоны туловища в стороны (30 с); б) наклоны туловища вниз– вверх из и.п.ноги вместе (30 с).
3– я станция: а) наклоны туловища вправо–влево, пружинящие по 2 раза, из и. п. ноги врозь (30 с); б) пружинящие приседания в выпаде (30 с).
4– я станция: а) махи прямыми ногами поочередно (30 с); б) упражнение на четыре счета: и. п – о. с. 1– руки вверх. 2– наклон туловища вниз. 3– приседание. 4 – и. п. (30 с). Продолжительность 1– го круга КТ составляет 13 мин (12 мин – нагрузка, 1 мин – измерение ЧСС, отдых).
Задания, выполняемые на 2-м круге:
1-я станция: а) броски набивного мяча от груди в парах (30 передач за 30 с); б) приседания из положения ноги врозь (20 раз за 30 с)\.;
2-я станция: а) бег в упоре руками у опоры (30 с); б) стоя спиной к опоре, поворот с отжиманием (30 с).
3-я станция: а) броски набивного мяча двумя руками из-за головы (30 с); б) прыжки через скакалку (30 с).
4-я станция: а) вращение обруча (30 с); б) смена ног прыжком в выпаде пружинящими движениями (30 с).
Станций может быть больше, меньше в зависимости от погодных условий, количества занимающихся и их физической подготовленности.
Заключительная часть занятия включает в себя: дыхательные упражнения, упражнения на растягивание, расслабление и восстановление организма после нагрузки, измерение пульса.
-
Составьте непрерывно-поточный комплекс круговой тренировки из 5 станций, направленный на формирование прикладных умений обучающихся.
1-я станция: И. п.- о. с. руки за головой. 1 - делаем шаг назад, сгибая ногу в колене. 2 - подтягиваем ногу вперед и переносим вес на переднюю ногу. 3 - передняя нога под прямым углом, колено не выступает за носок. 4 - и. п. (12 раз на каждую ногу).
2-я станция: И.п. – упор лежа. Сгибание-разгибание рук на скорость (1 минута).
3-я станция: И. п. – стойка ноги врозь, руки в сторону. 1 - приседаем, руки сводим вместе перед грудью. 2 - и.п. 3-4 - тоже (30 раз).
4-я станция: И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед собой. 1 - приседаем. 2 - на подъеме делаем мах полусогнутой ногой в сторону. 3-4 - тоже другой ногой (16 раз на каждую ногу).
5-я станция: Выпрыгивания с отягощением (16 раз).
-
Раскройте положительные и отрицательные стороны применения групповой формы проведения занятий в секции общей физической подготовки.
Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия).
Групповой метод занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.
Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.
Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении.