Файл: Составление таблицы Этапы географического познания Земли иобозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N2 1
ТЕМА: Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» и обозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников.»
Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох; закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли.
Основные понятия
Эпоха Великих географических открытий период с середины ХУ до середины XVII в., ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками. Великие географические открытия шли по трём главным направлениям: южным путём —— вокруг Африки, западным через Атлантический океан, северным водным — вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки и северным сухопутным через Северную Азию.
Ход работы
Заполните таблиц «Этапы гео а ического из ения Земли».
№ п/п | Век (год), исследователь | Основные события и их значение |
Древняя эпоха | ||
1. | до VI в. до н. э. | |
2 | V в. до н. э. Ге одот | |
З | IV в. до н. э. Аристотель | |
4 | III П вв. до н. э. Э атос ен | |
5 | I—II вв. н. э. Клавдий Птолемей | |
С едние века -—XV вв. | ||
6 | 1271 - 1295 гг. Марко Поло | |
7 | 1325 - 1349 Ибн Батута | |
8 | 1468 г А анасий Никитин | |
9 | 1492 г Ма ин Бехайм | |
10 | ХУ в Ген их Мо еплаватель | |
Эпоха Великих геог а ических отк ытий се едина ХУ —се едина XVII в | ||
11 | 1487- 1488 г Ба оломе | |
12 | 1492-1504 гх исто о ко 6 | |
13 | 1497 1499 г Васко да Гама | |
14 | 1519 — 1521 Фе нан Магелан | |
15 | 1577 — 1580 Ф енсис ейк | |
16 | 1642 — 1643 Абель Тасман | |
17 | XVI — XVII в Р сские землеп оходцы | |
Геог а ия Нового в емени | ||
18 | 1768 - 1779 г Джеймс К | |
19 | 1803 1806 г Иван К зенште н | |
20 | 1820 г Ф. Беллинсга ен М. Лаза ев | |
Сов еменные гео а ические исследования | ||
21 | 1909 гР.Пи и | |
22 |
| |
22 | С 1956 исследование Анта ктиды | |
ВЫВОДЫ: Сформулируйте вывод, в котором перечислите этапы географического познания Земли. Укажите этап, который, на ваш взгляд, сыграл самую важную роль в познании нашей планеты, и кратко обоснуйте свою точку зрения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАЛИ.
ТЕМА:Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
А нализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
Цель: изучить движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия.
Изучить движение Земли вокруг своей оси и его географические следствия.
Ход работы:
№ддщщД: По учебным пособиям изучить тему: «Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия», «Суточное вращение Земли и его географические следствия», подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца:
-
годовая ритмика природных процессов; -
особенности тропиков и полярных кругов; -
дни солнцестояний и равноденствий, их характеристика; - пояса освещенности.
Географические следствия суточного вращения Земли:
-
суточная ритмика, ее проявление в природе; -
изменение продолжительности дня и ночи на разных широтах; -
время (местное, всемирное, поясное, декретное, летнее, зимнее); -
отклоняющая сила вращения Земли, ее проявления в природных процессах (отклонение воздушных масс в циклонах и антициклонах, отклонение морских течений и
т.д.);
•Найдите в атласе схемы движения Земли, рассмотрите их, заполните таблицу 1.
-
Найдите в учебнике географические следствия вращения Земли вокруг своей оси S 6, стр. 22 и кратко запишите в таблицу 1. -
Найдите в учебнике географические следствия вращения Земли вокруг Солнца S 6, стр. 23 и заполните таблицу 1. Таблица 1.
Виды движения Земли | Географические следствия вращения Земли |
1 | |
2 | |
З | |
2 | 1 |
2 |
2.Используя схемы или теллурий, определите зенитальное положение Солнца в разные периоды года и заполните таблицу:
-
Ключевые даты.
Где наблюдается зенит?
Высота Солнца в нашем го оде.
Время года в северном и южном полушарии.
Продолжительность дня в северном и южном полушарии и в нашем городе.
Летнее солнцестояние
Зимнее солнцестояние
Весеннее авноденствие
Осеннее авноденствие
2. Какие. выводы вы можете сделать?
-
”
е
Зомт Сотаю
22
•
Зомт Сомиа эпатфе В Сев. — •ео•.
Д•• по
$*пдоетме
• Зе»мт Соми на »•аторе ,
На заметку!
Информация о высоте Солнца и продолжительности дня в любом городе онлайн. https://voshod-solnca.ru/sun
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА З
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ
Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, Солнцу и местным признакам, сторонам горизонта, находить азимут
Задание 1.Укажите стороны горизонта по предложенной схеме
Задание 2. Подпишите азимуты основных сторон горизонта
Задание З. Определите и подпишите азимуты объектов на схеме
Задание 4. Определите по Солнцу и часам основные стороны горизонта в классе
Задание З. Ориентирование по местным признакам:
-
В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях? -
С какой стороны на деревьях растет мох?
З. С какой стороны муравьи строят муравейник
-
В какой стороне восходит Солнце -
С какой стороны ягоды краснеют раньше? -
С какой стороны ветви деревьев гуще?
выводы:
ПРАКТИЧЕСКАЯ N2 4
ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МАСШТАБА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ОБЪЕК-
ТАМИ С ПОМОЩЬЮ МАСШТАБА
Цель: научиться пользоваться различными видами масштаба и уметь переводить один вид масштаба в другой, измерять расстояния на карте с помощью масштаба.
Основные понятия
Масштаб (плана или карты) — величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем реальное расстояние на местности. Виды: численный, именованный, линейный.
Помни! 1 м 100 см; 1 км 100 000 см 1 25 000 численный;
1 см =250 м - именованный;
Ход работы
1. Пе еведите численный масштаб в именованный.
ва иант | ва иант |
а 1 • 20 000 | |
6 1 : 300 | 6 1 : 600 000 |
П. Перевести именованный масштаб в численный
ва иант | 11 ва иант |
а в см 300 м | а в 1 см = 5 км |
б в 1 см— | б в 1 см=40м |
Ш. Почему на картах используют различные масштабы?
О б р а з е ц : Определите масштаб карты, если реальное расстояние в 15 км на карте равно
5 см.
Решение
1) По условию задачи 5 см = 15 км. 2) 1 см км : 5 см = З км.
Ответ: масштаб карты — 1 см = З км
-
Выполните задания
ва иант
ва иант
а) Определите масштаб карты, если:
расстояние между городами Москвой и Оренбургом - 1250 км, а на карте составило
5 см
расстояние между городами Иркутском и Владивостоком - 2250 км, а на карте составило 10 см
б) Определите действительное расстояние между городами Нью - Дели (Индия) и Канбе а (Авс алийский Союз), если:
масштаб карты - 1 см = 250 км, а на карте
пол и 11 см
масштаб карты - 1 см = 550 км, а на карте по или 5 см
-
По физической карте России с помощью масштаба определите расстояние
между городами:
а) Москва - Санкт-Петербург
б) Казань — Волгоград
в) Севастополь — Москва
-
Начертите отрезок в масштабе 1 : 5000, если на местности он составил 250 м.
выводы:
в 1 см — 100 м проведены через 1 м
100 о 100 200 зоо 400 м
УСЛОВНЫЕ ЗНАНИ
-
с
ад.
шк.
-
Дет.
болен.
пес.
4 4
сад
нирпи
Город
Памятник, школа,
Кирпичный завод.
Церковь.
Теплицы. Машинно-
Силосная башня
Хатезная дорога,
Металлический мост.
Улучшенная грунтовая
тракторная мастерская
сманция. Выемка
Линия связи
дорога. Деревянный мост
Я род.
-
Снов
оз.
-
Грунтовая дорога.
Полевая и лесная
Река и направление
Озеро. Болото.
Овраг, обрыв, промоина
Родник. Колодец,
Узкая лесополоса
течения реки
Камышот* заросли
| | | дуб4 |
дуб сосна
-
Мельницы: водяная,
Лиственный лес
Хвойный пес и
Фруктовый сад
Смешанный лес.
Линия электроперерчи.
просеки
Вырубленный лес
Дом лесника
Трансффматорная будка
Сплошные заросли
Отдельно стоящие
Редкие кустарники.
Степь. Луг
Огород Пашня
кустарников
деревья: хвойные, лиственные
Одиночный ост
Пески
ПРАКТИЧЕСКАЯ 5
ТЕМА: Составление плана местности
Цель: научиться определять азимут, расстояния между объектами с помощью масштаба, составлять описание маршрута по условным знакам.
Основные понятия
План местности —- чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.
Горизонталь - линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой.
Т.ЩДЦ22Щ-КОМплексное применение знаний
Плани емые ез льтаты.
П еДметные: знания мения п еДставления давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, маршрутная, полярная съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.
Метап еДметные: познавательные е лятивные комм никативные УУ умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонета культуры личности
Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.
Рддццддщщц_цедщ способствовать формированию умения производить глазомерную съёмку местности различными способами; фиксировать результаты проделанной работы.
формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.
ФОПД: индивидуальная с элементами групповой
Методы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковыЙ.
Средства обучения: Учебник, планшет с компасом, визирная линейка, измерительная рулетка (шагомер)
Составление плана местности по описанию.
Содержание задания | Выполняемые действия |
По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с югозапада на северо-восток. | В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу, |
В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на ,5 км. | В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще З см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка. |
Вдоль западной окраины поселка расположен сад. | Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы. |
В З км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в югозападном направлении. | Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост. Их центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения. |
На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес. | Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения. |
Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны. | В соответствии с величиной масштаба на расстоянии см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ 6
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПО ГЕОГРАФИЧЕской КАРТЕ
Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте. Основные понятия
Географические координаты величины (в градусах), определяющие местоположение любой точки на земной поверхности. В систему географических координат входят широта и долгота.
Географическая широта — расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки на земной поверхности. Широта бывает северная и южная.
Географическая долгота — расстояние в градусах вдоль параллели от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку. Долгота бывает западная и восточная
Сантьяго | Джакарта |
Тегеран | Алжир |
Ход работы
1. Определите географические координаты городов.
-
Москва -
Оттава
З. Канберра
П. По предложенным географическим координатам определите названия объектов.
-
40 ю. Ш., 380 в. д -
390 с. Ш., 118 0 в. д
З. 560 с. Ш., 1600 в. д
ш. Какой географической широты не бывает? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа. 400 с. ш.
300 з. ш.
600 ю. ш.
1200 с. ш.
IV. Какой географической долготы не существует? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.
200 в. д.
400 з. д.
60 0 с. д.
800 ю. д.
360 с. Ш.,
-
Какой город и почему расположен ближе к экватору?
а) 33 0 с. ш., 68 0 в. д. б) 28 0 с. ш., 770 в. д.
-
По политической карте полушарий определите географические координаты пе-