Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | ||||
| | | |||
| | ||||
|
Схема 1 Типы подходов к изучению лидерства
Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г.попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
- ум или интеллектуальные способности;
- господство или преобладание над другими;
- уверенность в себе;
- активность и энергичность;
- знание дела.
Однако эти пять качеств не объясняли поведение лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум является лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х г.
Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные интеллектуальные и личностно-деловые.
Кфизиологическим
относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером.
Психологические или эмоциональные качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.
Изучение умственных или интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.
Личностно-деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства.
Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно – заложить какие-то основы теории.
Во-вторых по различным причинам, таким, например как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий ер в ер зависимости ер от ер организации ер или ер ситуации, ер не ер удалось ер установить ер тесную ер связь ер между ер рассмотренными ер качествами ер и ер лидерством ер и ер помочь ер практическому ер выявлению ер последнего.
Суммируя ер сказанное, ер можно ер сделать ер заключение, ер что ер подход, ер изучающий ер лидерские ер качества, ер несомненно ер интересен, ер но ер к ер сожалению, ер до ер сих
ер пор ер не ер принес ер пользы ер практике. ер Однако ер он ер послужил ер толчком ер к ер появлению ер и ер развитию ер других ер концепций ер лидерства.4
Концепциилидерского поведения
Общим ер с ер рассмотренной ер концепцией ер лидерских ер качеств ер было ер то, ер что ер опять ер начался ер поиск ер одного ер единственно ер верного ер пути, ер но ер по ер другому ер направлению: ер лидерское ер поведение.
Фокус ер в ер исследованиях ер сдвинулся ер от ер поиска ер ответа ер на ер вопрос ер кто ер является ер лидером, ер к ер ответу ер на ер вопрос ер что ер и ер как ер лидеры ер делают. ер
Наиболее ер известными ер концепциями ер данного ер типа ер являются ер следующие:
-
три ер стиля ер руководства; -
исследование ер университета ер штата ер Огайо; -
исследования ер Мичиганского ер университета; -
системы ер управления ер (Лайкерт) -
управленческая ер сетка ер (Блейк ер и ер Моутон); -
концепция ер вознаграждения ер и ер наказания; -
заменители ер лидерства.
Поведенческий ер подход ер создал ер основу ер для ер классификации ер стилей ер руководства ер или ер стилей ер поведения. ер Это ер стало ер серьезным ер вкладом ер и ер полезным ер инструментом ер понимания ер сложностей ер лидерства. ер Этот ер подход ер к ер изучению ер лидерства ер сосредоточил ер свое ер внимание ер на ер поведении ер руководителя. ер Согласно ер поведенческому ер подходу, ер эффективность ер определяется ер не ер личными ер качествами ер руководителя, ер а ер скорее
ер его ер манерой ер поведения ер по ер отношению ер к ер подчиненным. ер Важный ер вклад ер поведенческого ер подхода ер в ер теорию ер лидерства ер заключается ер в ер том, ер что ер он ер помог ер провести ер анализ ер и ер составить ер классификацию ер стилей ер руководства.5
3. Социальные модели мотивации в лидерства
Большинство ер людей ер не ер испытывает ер психологического ер удовольствия ер от ер обладания ер властью ер и ер даже ер явно ер не ер стремится ер к ер неформальному ер лидерству. ер Сама ер по ер себе ер власть ер не ер является ер для ер них ер ценностью. ер Многие ер вообще ер предпочли ер бы ер уклониться ер от ер руководящих ер должностей ер и ер связанной ер с ер ними ер ответственности, ер если ер бы ер власть ер не ер открывала ер широкие ер возможности ер для ер получения ер разного ер рода ер благ: ер высокого ер дохода, ер престижа, ер выгодных ер связей, ер привилегий ер и ер т.д. ер Для ер них ер стремление ер к ер власти ер имеет ер инструментальный ер характер, ер т.е. ер служит ер средством ер достижения ер других ер целей. ер И ер не ер имеет ер значения, ер руководите ер вы ер пятью ер или ер пятью ер сотнями ер сотрудников. ер Без ер мотивации ер вы ер не ер сможете ер достичь ер поставленных ер целей. ер И ер вы ер
сами ер при ер отсутствии ер мотивации ер не ер продвинетесь ер ни ер на ер шаг ер вперед.
Мотивировать ер означает ер максимально ер вовлекать ер сотрудников ер в ер процесс ер решения ер проблем ер и ер достижения ер успеха. ер Если ер вас ер ценят ер и ер уважают ер как ер личность, ер то ер в ер трудные ер времена ер сотрудники ер не ер бросят ер вас ер в ер беде, ер а ер предпримут ер все ер возможное ер для ер того, ер чтобы ер помочь ер вам, ер человеку, ер который ер завоевал ер их ер симпатии ер и ер пользуется ер у ер них ер авторитетом.
Движение ер вперед ер вам ер обеспечат ер не ер единолично ер принятые ер решения, ер а ер совместная ер работа, ер основанная ер на ер взаимном ер доверии. ер Если ер в ер период ер кризиса ер вы ер сумеете ер убедить ер своих ер сотрудников ер в ер том, ер что, ер помогая ер вам, ер они ер помогут ер себе, ер тогда ер вы ер одержите ер победу. ер Мотивация ер подобна ер вирусу, ер который ер мгновенно ер распространяется, ер если ер для ер этого ер имеются ер благоприятные ер условия.
Инструментальная ер мотивация ер лидерства ер наиболее ер распространена ер в ер организациях. ер Она ер не ер сводится ер к ер стремлению ер обладать ер лишь ер материальными ер благами ер и ер славой, ер а ер может ер иметь ер и ер духовнонравственное ер содержание. ер Многие ер лидеры, ер особенно ер неформальные, ер в ер своих ер действиях ер обычно ер руководствуются ер высокими ер целями, ер мотивами ер нравственной ер ответственности