Файл: Семинар 1 (лекция 1, 2) Тема семинара Экологически устойчивые города Дайте определение понятия умный город.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Город и устойчивое развитие
Группа 21ГУ173в
Студент
Соковец А.А.
МОСКВА 2023
Семинар №1 (лекция №1, 2)
Тема семинара «Экологически устойчивые города»
1. Дайте определение понятия «умный город».
Умный город – это инновационный город, использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и оказания услуг в городе, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах.
3.Какие ключевые показатели эффективности лежат в основе генерального плана самого большого проекта - экогород Тяньцзинь?
Существует набор из 26 Ключевые показатели эффективности (KPI) для китайско-сингапурского эко-города Тяньцзинь. При формулировании этих КПЭ делается ссылка на национальные стандарты Китая и Сингапура, а также на международные стандарты.
Некоторые из КПЭ перечислены ниже. Планируется, что строительство стартовой площадки и всего Эко-города будет завершено к 2013 и 2020 годам соответственно, поэтому эти годы упоминаются в КПЭ:
-
Качество окружающего воздуха - Качество воздуха в Экогород должен соответствовать как минимум китайскому национальному стандарту качества атмосферного воздуха II степени в течение не менее 310 дней в году. -
Качество воды из кранов - Вода из всех кранов должна быть питьевой. -
Выбросы углерода в соответствии с требованиями Единица ВВП - Выбросы углерода на единицу ВВП в Эко-городе не должны превышать 150 тонн углерода на 1 миллион долларов США. -
Доля зеленых зданий - Все здания в Эко-городе должны соответствовать зеленым строительные стандарты. -
Экологический транспорт - К 2020 году не менее 90% поездок в пределах Экогорода должны быть в форме «зеленых поездок» (Зеленые поездки относятся к поездкам на немоторизованном транспорте, т. е. на велосипеде и пешком, а также поездки на общественном транспорте.) -
Безбарьерная доступность - Экогород должен иметь 100% безбарьерный доступ. -
Пропорция доступного государственного жилья - К 2013 году не менее 20% жилья в Эко-городе будет состоять из субсидируемого государственного жилья. -
Использование возобновляемых источников энергии - Возобновляемые источники энергии должны составлять не менее 15% энергия, используемая в Эко-городе к 2020 году. Возможные источники возобновляемой энергии для Эко-города включают геотермальную энергию, гидроэнергетику и солнечную энергию. -
Использование воды из нетрадиционных источников - не менее 50% экологической энергии. водоснабжение города будет осуществляться из нетрадиционных источников, таких как опреснение и оборотная вода, к 2020 году. -
Рабочие места будут созданы в Эко-городе - Достаточные рабочие места должны быть созданы как минимум для 50% жителей Эко-города в пределах Эко-город, трудоспособный, чтобы свести к минимуму необходимость ежедневных поездок из дома на работу.
Практикум № 2 (лекция № 3,4)
Тема «Город как система»
ЗАДАНИЕ: На основании представленного выше материала, проанализируйте ситуацию в Вашем регионе – решение глобальной проблемы устойчивого развития города –утилизация отходов.
1. Кто несет ответственность за решение данной задачи. Каков механизм управления?
Основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяются Президентом Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий осуществляют законодательное регулирование в сфере экологической безопасности.
Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о состоянии экологической безопасности и мерах по ее укреплению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в реализации настоящей Стратегии в пределах своих полномочий.
Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экологической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
2. Какие предприятия в регионе осуществляют деятельность по утилизации отходов?
Региональные операторы
Московская область в числе первых субъектов РФ после принятия поправок в Федеральный закон № 89-ФЗ утвердила территориальную схему обращения с отходами в декабре 2016 года. Были изучены места образования, дальнейшего сбора, сортировки, перегрузки и переработки отходов, определены 7 кластеров для выбора региональных операторов.
В начале 2018 года территориальная схема прошла процедуру общественного обсуждения
, по результатам которой были учтены замечания и предложения жителей. Мероприятия, предусмотренные территориальной схемой, получили поддержку общественности и активных жителей региона.
До 1 мая был завершен конкурс по отбору региональных операторов и подписаны соглашения с его победителями. По результатам конкурсного отбора на территории Московской области с 1 января 2019 года действуют 7 региональных операторов в 7 территориальных кластерах соответственно:
− в Алексинской зоне − ООО «Экомпромсервис»;
− в Воскресенской зоне − ООО «СПМ Долгопрудный»;
− в Каширской зоне − ООО «Каширский РО»;
− в Ногинской зоне − ООО «Хартия»;
− в Рузской зоне − ООО «Рузский РО»;
− в Сергиево-Посадской зоне − ООО «Растрим-МО»;
− в Чеховской зоне − ООО «МСК-НТ».
Статус регионального оператора присвоен юридическим лицам сроком на 10 лет.
Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» установлена норма о том, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации − обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. То есть региональный оператор по обращению с отходами представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) – от бака до полигона.
Основными обязанностями регионального оператора являются:
− заключение соглашений с жильцами, управляющими компаниями, ТСЖ на выполнение услуг по работе с ТКО;
− подписание договоров с компаниями, производящими сбор и транспортировку ТКО;
− подписание договоров с компаниями, осуществляющими обработку, обезвреживание и захоронение ТКО;
− принятие претензий и т.п. от пользователей услуг, предоставляемых операторами, и вынесение соответствующих решений;
− планирование, регулирование и контроль в области обращения с ТКО и вторичным сырьем;
− обеспечение раздельного сбора ТКО;
− ликвидация несанкционированных свалок;
− участие в создании обрабатывающих, утилизирующих, обезвреживающих отходы предприятий.
Федеральным
законом установлено, что региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с собственником отходов (мусорообразователями), которые находятся в его зоне деятельности.
Согласно договору, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены этим договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на такие услуги.
3. Выявите проблемы, препятствующие решению данной управленческой задачи.
Проблемы утилизации ТКО в Московской области с учётом плотности проживающего здесь населения, её промышленного и сельскохозяйственного потенциала являются не менее острыми. Область разделена на 39 районов, причём 29 городов являются городами областного подчинения. На её территории проживает около 6,7 млн. чел, а плотность населения территории, непосредственно примыкающей к Москве, составляет 334 чел./кв. км, что почти в 40 раз превосходит среднюю плотность населения РФ.
Средний объём образования ТКО на территории области составляет 2,3 млн. т. Однако в разных районах он весьма различен. Так, по данным исследований, проведённых по заданию администрации Московской области, объём ТКО на душу населения в год изменяется от 0,75 куб. м в Волоколамском районе до 1,78 куб. м в Ленинском районе. Кроме того, отходы, поступающие из офисов, торговых и промышленных предприятий, по составу практически не отличаются от ТКО из жилого сектора и с их учётом объём отходов на душу населения составляет от 0,93 куб. м в Павло-Посадском районе до 3,34 куб. м в Домодедовском районе. Кроме того, на территории области около 3 млн. т ТКО захоранивают предприятия и организации Москвы.
Данные о преобладающем составе ТКО по районам очень неопределённы. Однако для всего объёма отходов области характерно увеличение доли пластмассы и металлов в результате более широкого использования одноразовых и аэрозольных упаковок
, пластмассовых ёмкостей для напитков, а также электробатареек (рис. 4.5).
Несмотря на то, что в составе ТКО, образующихся в Московской области, имеется много ценных сырьевых компонентов, подавляющее количество этих отходов (более 80%) захоранивается или гниёт на стихийных несанкционированных свалках. На конец 90-х гг. на территории области имелось 89 действующих свалок и полигонов, причём 16 из них практически исчерпали свои возможности и нуждаются в реконструкции или подлежат закрытию [15].
Значительное количество мелких несанкционированных свалок и захламлений на территориях городов и сельских населённых пунктов области возникает в результате складирования ТКО жителями частного секторов и различных садоводческих товариществ, и кооперативов, как правило, не имеющих договоров на централизованный вывоз отходов с предприятиями коммунального хозяйства. Анализ образования этих свалок показывает, что одна из основных причин этого заключается в слабом внимании и отсутствии должного контроля за состоянием подведомственной территории со стороны глав администраций городского, районного и окружного уровня, а также коммунальных служб.
Загрязнение твёрдыми коммунальными отходами окружающей среды постепенно становится угрожающим фактором в плане ухудшения комфортности и безопасности жизни населения Московской области из-за: (1) непрерывно возрастающего объёма ТКО, как в целом, так и в расчёте на душу населения; (2) усложнения состава отходов, в котором увеличивается удельный вес экологически и токсикологически опасных компонентов (тяжёлые металлы, ядовитые, опасные, болезнетворные вещества и др.); (3) отрицательного отношения населения к открытию новых мест захоронения отходов вблизи мест проживания (в настоящее время в области размещены 169 полигонов и свалок ТКО и промышленных отходов, из которых 89 действующих); (4) эксплуатации действующих и строительства новых мусоросжигательных заводов, выбросы которых отравляют атмосферу; (5) изъятия из сельскохозяйственного оборота земель для организации новых полигонов и свалок (площадь только несанкционированных свалок ТКО составляет свыше 64 га).
Отсутствие конструктивного сотрудничества между Москвой и Московской областью и бесконтрольный поток ТКО из Москвы в область всё более ощутимо сказываются на состоянии дел. Оно постоянно усугубляется отсутствием чёткой и эффективной системы регулирования деятельности по обращению с отходами, а также и нежеланием многих полигонов ТКО финансировать решение острейших технологических и экологических проблем.