ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2650

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

7. Программа мира США (14 пунктов Вильсона)

 

      Эту американскую "хартию мира", состоявшую из 14 пунктов, следует рассматривать как своеобразный 
компромисс между аннексионистскими проектами участников противоборствовавших блоков и советским 
Декретом о мире (который был издан на два месяца раньше), хотя было бы ошибочным полагать, что 

Вильсон

 просто заимствовал отдельные положения из различных источников, не внеся в них нового. Сила и 

привлекательность программы Вильсона была в ее относительной умеренности по сравнению с мирной 
программой большевиков. Вильсон предлагал новый международный порядок и механизмы его 
поддержания. Но он не посягал на ломку общественно-политического устройства государств в процессе 
создания некой всемирной надгосударственной общности. 

      Программа лидера США явилась плодом многолетних раздумий президента, анализа сложившейся 
ситуации его ближайшими помощниками и рекомендаций многочисленных экспертов. В число восьми 
первых пунктов, названных 

Вильсоном

 "обязательными", вошли принципы открытой дипломатии, свободы 

мореплавания, всеобщего разоружения, снятия барьеров на пути торговли, справедливого решения 
колониальных споров, воссоздания Бельгии, вывода войск с территории России и, самое главное, 
учреждение органа по координации мировой политики - Лиги наций. Остальные шесть более конкретных 
положений предусматривали возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, предоставление автономии 
народами Австро-Венгерской и Оттоманской империй, пересмотр границ Италии за счет Австро-Венгрии, 
вывод иностранных войск с Балкан, интернационализацию Босфора и Дарданеллов и создание независимой 
Польши с обеспечением ей выхода к Балтийскому морю. 

      Применительно к России программа 

Вильсона

 содержала требование вывода всех иностранных войск с 

оккупированных российских земель. Кроме того, ей гарантировалось невмешательство во внутренние дела и 
обеспечение полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее 
собственного политического развития и ее национальной политики. Такая платформа отнюдь не исключала 
диалога Запада с большевиками и возвращения России в международное сообщество. 

      Таким образом, послевоенный миропорядок по-американски должен был поддерживаться не за счет 
прежнего "баланса сил" великих европейских держав, поделивших мир на сферы влияния, и не путем 
создания "всемирной пролетарской республики" без правительств и границ, как предлагали большевики, а 
основываться на принципах демократического права и христианской морали, которые обеспечивали бы 
коллективную безопасность и общественный прогресс. 

      Вполне понятно, что подобное видение новой системы международных отношений дисгармонировало с 
линией 

Ллойд Джорджа

 и 

Клемансо

, выступавших за то, чтобы Центральные державы, и особенно 

Германия, "оплатили бы сполна все предъявленные счета". Поэтому на словах поддержав идеи 

Вильсона

правящие круги Великобритании и Франции рассматривали 14 пунктов скорее как утопию, призванную 
завуалировать истинную цель Вашингтона - приобретение позиций глобального лидера после окончания 
войны. 

8. Фактор национального самоопределения в международных отношениях и политике великих 
держав

 

      Вопрос о самоопределении европейских и азиатских народов, входивших прежде всего в Австро-
Венгерскую, Российскую и Оттоманскую империи, на протяжении всей войны занимал очень важное место 
в международной политике. Еще в начале войны Россия выступила с идеей создания на выделенных из 
состава Австро-Венгрии территориях отдельных государств чехов и венгров (план министра иностранных 
дел России 

С.Д.Сазонова

), передачи Сербии земель, населенных южнославянскими народами, а также 

присоединения польских и украинских владений монархии Габсбургов к самой России. По сути дела, это 
было первой попыткой положить в основу территориального переустройства Центральной и Восточной 
Европы ограниченно интерпретируемый, избирательно применяемый принцип национального 
самоопределения в духе дипломатии XIX века и классического понимания равновесия сил как основы 
стабильности международных отношений. Этот план напугал Францию и Великобританию, так как его 
осуществление привело бы в полному разрушению Австро-Венгрии и, что важнее, весьма существенному 
усилению геополитический позиций России в Европе. Тем не менее, западные союзники были вынуждены 
согласиться на будущее объединение польских земель в составе России при условии предоставления им 
прав автономии. 

      Союзники России, равно как и ее противники в лице Германии и Австро-Венгрии, улавливали 
национально-освободительные ожидания народов Восточной Европы лучше, чем российское правительство. 


background image

Они стремились приобрести влияние на политические организации националистов и по возможности 
привлечь на свою сторону любые национально-патриотические силы и организации и подчинить себе 
национально-революционный порыв, потенциал которого к концу войны становился все более 
внушительным. Германия и Австро-Венгрия активно использовала против России лозунги самоопределения 
поляков на отторгнутых во время оккупации территориях Царства Польского, а также других землях, 
населенных поляками, украинцами, литовцами и латышами. Германское и австро-венгерское правительство 
оказывало дозированную поддержку польским и украинским националистам, а австро-германские войска 
стремились выступать в роли освободителей народов от российского господства. Со своей стороны в игре с 
национально-патриотическими силами активно участвовала и Франция, столица которой к концу войны 
стала фактически центром польского и чешского национальных движений. Оба блока остро конкурировали 
за симпатии националистов. 

      Национально-революционный фактор бы в полной мере учтен в большевистском Декрете о мире. 
Однако большевики отвергли избирательное осуществление принципа самоопределения наций в духе 
европейской политики XIX века. Они провозгласили его универсальным, применимым ко всем этническим 
группам и любым международно-политическим ситуациям. В большевистской трактовке принцип 
самоопределения приобрел неограниченный и предельно воинствующий, боевой характер. 

      Вслед за Декретом большевики 15 ноября 1917 г. выпустили Декларацию прав народов России, в 
которой было провозглашено (в соответствии с партийной программой большевиков) право всех народов 
империи Романовых на самоопределение вплоть до отделения. 3 декабря 1917 г. большевики огласили еще и 
проникнутое революционно-освободительным духом Обращение ко всем трудящимся мусульманам России 
и Востока, безусловно указывавшее на стремление советской власти возглавить национально-
освободительные процессы и на Западе, и на Востоке, направляя их в революционное русло. 

      Занимая в ряду поборников самоопределения отнюдь не первоочередное место президент США 

В.Вильсон

 в своей программе вольно или невольно синтезировал инициативы предшественников и по-

своему компромиссно (по отношению к плану 

Сазонова

 и Декрету большевиков) толкуя самоопределение 

наций. Трактовка Вильсона преуменьшала заложенный в принципе самоопределения разрушительный заряд 
и позволяла рассчитывать на совместимость практики самоопределения с конкретными интересами 
наиболее сильных мировых держав, включая сами Соединенные Штаты и "старые имперские" державы в 
лице Великобритании и Франции. 

      Поэтому вильсонианская интерпретация самоопределения в конце концов стала самой известной и 
авторитетной в мире. Она приобрела определяющий характер для построения большинства программ 
национального строительства вплоть до 90-х годов ХХ века. Вступление в войну США, которое повлекло за 
собой популяризацию программы 

Вильсона

, способствовало повышению роли этно-национальной и 

национально-психологической составляющих международных отношений и всех международных 
переговоров относительно нового межгосударственного порядка. Несмотря на настороженное отношение к 
принципу самоопределения Великобритания и Франция стали с ним считаться, по возможности преследуя 
собственные интересы. 

9. Мирные инициативы Советской России и реакция на них стран Антанты и Четверного союза

 

      Государства Антанты не без оснований увидели в Декрете о мире угрозу нарушения Соглашения и 
Декларации 1914 и 1915 г. о незаключении сепаратного мира, тем более что уже 6 (19) ноября 1917 г. 
главнокомандующий русской армией генерал Н.Н.Духонин получил от большевистского правительства 
приказ немедленно предложить перемирие всем участвовавшим в мировой войне государствам. Почти 
одновременно нота с предложениями аналогичного содержания была вручена послам стран Антанты в 
России 9 (22) ноября. 

      После отказа Духонина подчиниться приказу он был смещен, и советское правительство начало 
переговоры с Германией самостоятельно, опираясь на поддержку со стороны солдатских масс, которые по 
призыву большевиков стали брать власть в местах своей дислокации. Союзные державы растерянно 
наблюдали за происходящим. 

      Центральные державы, напротив, сразу оценили перспективность сепаратного мира с большевиками, и 
14 (27) ноября 1917 г. Германия выразила согласие вступить в мирные переговоры. В этот же день 
Совнарком повторно направил странам Антанты свои предложения принять участие в мирной конференции. 
Ответа на это обращение как и на предыдущее и последующее тоже не последовало. В этих условиях 
большевики приняли решение пойти на перемирие с Германией. 


background image

      Местом проведения переговоров о перемирии был избран Брест-Литовск, где располагалось 
командование германскими войсками на Восточном фронте. Советскую делегацию возглавлял А.А.Иоффе 
(давний соратник 

Л.Д.Троцкого

). Во главе германской делегации стоял генерал М.Гофман. 

      Намерение большевиков вести переговоры на основе принципов, изложенных в Декрете о мире, было 
формально принято к сведению противоположной стороной. Но реально германская сторона предпочитала 
рассматривать лишь военные и территориальные проблемы. Работа делегаций с перерывом продолжалась с 
20 ноября (3 декабря) по 2 (15) декабря 1917 г. Стороны достигли временного соглашения о прекращении 
военных действий сроком на 28 дней. 

10. Сепаратные переговоры Советской России с австро-германским блоком в Брест-Литовске

 

      Переговоры непосредственно о мирном договоре между Россией и Германией с ее союзниками в Брест-
Литовске открылись 9 (22) декабря 1917 г. Ведущую роль на мирной конференции играла Германия. Ее 
делегацию возглавлял министр иностранных дел Рихард фон Кюльман, австро-венгерскую - министр 
иностранных дел, граф 

Оттокар Чернин

. Во главе делегации Советской России стоял по-прежнему 

А.А.Иоффе. 

      Исходя из принципов, изложенных в Декрете о мире, российская делегация выдвинула программу 
мирных переговоров, состоящую из шести следующих пунктов. 

      "1) Не допускаются никакие насильственные присоединения захваченных во время войны территорий. 
Войска, оккупирующие эти территории, выводятся оттуда в кратчайший срок. 

      2) Восстанавливается во всей полноте политическая самостоятельность тех народов, которые во время 
настоящей войны были этой самостоятельности лишены. 

      3) Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, 
гарантируется возможность свободно решать вопрос о своей принадлежности к тому или иному государству 
или о своей государственной самостоятельности путем референдума... 

      4) По отношению к территориям, сообитаемым несколькими национальностями, право меньшинства 
ограждается специальными законами, обеспечивающими ему культурно-национальную самостоятельность 
и, при наличности фактической к тому возможности, - административную автономию. 

      5) Ни одна из воюющих стран не обязана платить другим странам так называемых “военных издержек”... 

      6) Колониальные вопросы решаются при соблюдении принципов, изложенных в пунктах 1, 2, 3 и 4". 

      Программа советской стороны основывалась на идеях мира без аннексий и контрибуций и права наций 
на самоопределение. Она была обращена, скорее, к трудящимся европейских государств и народам, 
стремящимся обрести независимость, и должна была стимулировать развитие революционных и 
национально-освободительных движений. России хотелось избежать обвинений в сепаратной сделке с 
Германией, и она пыталась хотя бы формально и косвенно привлечь к переговорам страны Антанты. 

      Державы Четверного союза приняли правила игры и решили также использовать их в агитационных 
целях. 12 (25) декабря они заявили, что условия русской делегации могут быть реализованы, если все 
участвующие в войне державы обяжутся их соблюдать. Эта оговорка была сделана с пониманием того 
обстоятельства, что негативно расценивающие сепаратные переговоры России с Германией страны Антанты 
не станут обсуждать российскую программу, как это и произошло. 

      Территориальные вопросы были на конференции главными. Каждая сторона трактовала формулу мира 
без аннексий и контрибуций с точки зрения своих интересов. Советская - предложила вывести российские 
войска из оккупированных ими частей Австро-Венгрии, Турции и Персии, а войска Четверного союза - из 
Польши, Литвы и Курляндии и других областей России. 

      Обещая предоставить населению Польши и Прибалтики самостоятельно решать вопрос о 
государственном устройстве, большевистское руководство рассчитывало на установление там в ближайшем 
будущем власти советской власти. Сохранение же этих земель в орбите влияния Германии исключало бы 
такую возможность. 


background image

      Германские делегаты отказывались выводить войска из Польши и прибалтийских провинций, ссылаясь 
на декларации самих большевиков и их признание принципа самоопределения народов бывшей царской 
России. В трактовке Германии принцип самоопределения в отношении Польши и народов Прибалтики был 
уже осуществлен на практике на землях, занятых германскими войсками, по согласованию германских 
военных властей и местного населения. В ответ российская сторона возражала, указывая на необходимость 
открытого волеизъявления населения оккупированных территорий относительно своего самоопределения 
при обязательном предварительном выводе оккупационных войск. В силу серьезности расхождений 
вопросы территориального устройства были даже исключены из предварительного проекта договора. 

      15 (28) декабря 1917 г. по предложению большевиков в переговорах был объявлен десятидневный 
перерыв с целью дать возможность другим государствам присоединиться к ним. Делегации покинули Брест-
Литовск для консультаций. Большевики затягивали переговорный процесс, полагая, что в Германии вот-вот 
произойдет революция, и это существенно ослабит ее переговорные позиции. 

11. Украинский вопрос на Брест-Литовской конференции

 

      Работа возобновилась 27 декабря 1917 г. (9 января 1918 г.). Российскую делегацию возглавил нарком 
иностранных дел 

Л.Д.Троцкий

. 

      На первом заседании Р. фон Кюльман, заявил, что поскольку за прошедшее время страны Антанты не 
приняли предложенной Россией формулы мира без аннексий и контрибуций, то и Четверной союз не будет 
вести переговоры на ее основе. Сепаратный характер урегулирования в Брест-Литовске выявился 
окончательно. 

      Для давления на российскую делегацию Германия и Австро-Венгрия стали использовать претензии 
украинской Центральной Рады на образование независимой Украины. Этот орган, представлявший 
интересы буржуазных и мелкобуржуазных националистических партий Украины, был создан еще в марте 
1917 г., сразу же после февральской революции в Петрограде, но реально никакой власти не имел. Однако 
на волне событий после октябрьского переворота большевиков 3 (16) ноября 1917 г. Генеральный 
секретариат Рады провозгласил ее органом государственной власти на всей Украине. 

      7 (20) ноября 1917 г. Центральная Рада во главе с М.С.Грушевским, 

В.К.Винниченко

 и 

С.В.Петлюрой

 

опубликовала III Универсал, который провозгласил Украинскую Народную Республику (УНР). 11 (24) 
ноября 1917 г. Петлюра, возглавлявший вооруженные силы нового режима, заявил, что Центральная Рада не 
признает полномочий Совнаркома в Петрограде и принимает на себя инициативу по формированию нового 
центрального правительства всей России из "представителей национальностей и центров революционной 
демократии". Провоцируя соперничество между правительством большевиков в Петрограде и Центральной 
Рады в Киеве, австро-германский блок шантажировал Совнарком угрозой привлечь к переговорам киевскую 
делегацию. 

      Тем временем на Украине шла борьба между националистическими движениями сторонников Рады 
(базировались в Киеве) и сторонниками советской власти (силы которых концентрировались на 
Харьковщине). Причем деятели Рады пытались найти опору одновременно и у Антанты, и у Четверного 
союза. Направляясь в Брест-Литовск, они надеялись, что германская армия поможет им утвердиться у 
власти. Одновременно лидеры Рады претендовали на присоединение к Украине части Холмской губернии 
входившего в состав России бывшего Царства Польского (Холмская Русь или Забужье, где проживало 
значительное украинское население) и австро-венгерских провинций Буковины и Восточной Галиции. 
Последние требования неизбежно сталкивали украинскую делегацию с Австро-Венгрией. В случае 
удовлетворения ее требований Рада была готова предоставить Центральным державам продовольствие, руду 
и согласиться с установлением иностранного контроля над проходящими по Украине железными дорогами. 

      22 декабря 1917 г. (4 января 1918 г.), еще до возобновления переговоров, делегация Центральной Рады 
прибыла в Брест-Литовск, где начались ее конфиденциальные консультации с представителями Германии и 
Австро-Венгрии. У последних не было единой позиции по украинскому вопросу. Австро-Венгрия не 
соглашалась ни на передачу Буковины и Галиции, ни на отделение Холмщины. Между тем претензии Рады 
на польско-украинские земли умело использовались германской делегацией, чтобы оказывать давление на 
австрийскую, которая в силу внутренней неустойчивости ситуации в Австро-Венгрии была гораздо более 
Германии заинтересована в заключении скорейшего мира с Россией. 

      Сложности в "польско-украинском" вопросе были отчасти связаны и с тем, что германское верховное 
командование возражало против передачи польских земель кому бы то ни было и настаивало на их полном 


background image

присоединении к Германии. Позиция главы германской делегации Германии фон Кюльмана была 
осторожней, он возражал против открытой аннексии и предпочитал говорить о каком-либо варианте 
"полюбовного" соглашения, который не включая польские территорию в Германию формально, позволил 
бы обеспечить на них неограниченное германское влияние. 

      Накануне обсуждения наиболее сложных территориальных проблем 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 
г.) Центральные державы поставили в повестку дня украинский вопрос. Он касался статуса Рады. С 
заявлением по этому поводу выступил глава ее делегации В.Голубович. Он подчеркнул, что Украина 
вступает в международные отношения как самостоятельное государство, а следовательно и на переговорах в 
Брест-Литовске делегация Украинской Народной Республики является полностью самостоятельной. Вместе 
с тем, стараясь смягчить остроту своего заявление, Голубович подчеркнул, что декларируемая им 
независимость Украины не исключает какой-либо формы государственного единения России и Украины в 
будущем. В зачитанной им ноте Генерального секретариата УНР ко всем воюющим и нейтральным 
державам говорилось: "Стремясь к созданию федеративного союза всех республик, какие возникли в 
данный момент на территории бывшей Российской империи, Украинская Народная Республика в лице 
Генерального секретариата становится на путь самостоятельных международных отношений до того 
времени, пока не будет создана общегосударственная федеративная связь в России и не будет разделено 
международное представительство между правительством Украинской Республики и федеративным 
правительством будущей Федерации". 

      Оговорки Голубовича объяснялись тем, что территория, реально контролируемая Радой, неуклонно 
сокращалась под ударами харьковского советского правительства, которое поддерживал Петроград. 
Киевские лидеры опасались идти на полный разрыв с большевиками, но одновременно слабость 
внутриполитических позиций Рады заставляла ее любой ценой добиваться международного признания, 
чтобы скорее получить официальный статус и обратиться за помощью к иностранным государствам. 

      Советская делегация оказалась в сложном положении. В случае непризнания независимого статуса 
делегации Центральной Рады правительством в Петрограде Германия получала бы формальные основания 
вести с украинской делегацией сепаратные переговоры, что фактически бы означало формирование 
антироссийского украинско-германского блока. Но если бы претензии Рады были поддержаны, то 
Совнарком фактически согласился бы не только с идеей независимости Украины, но и с тем, что эту новую 
независимую Украину будет представлять враждебное большевикам правительство Центральной Рады, а не 
дружественное советское руководство Украины в Харькове. 

      

Троцкий

 избрал средний вариант - согласиться на участие делегатов Рады в переговорах, но не 

признавать Раду в качестве правительства Украины. Председательствовавший в тот день на заседании 
Кюльман попытался добиться от советской делегации более полного разъяснения официальной позиции 
российской стороны, но Троцкий от него уклонился. 

      Тем не менее, 30 декабря 1917 г. (12 января 1918 г.) от имени стран Четверного союза с общим 
заявлением выступил граф 

Чернин

. Определяя статус делегации Центральной Рады и ее правительства он 

заявил: "Мы признаем украинскую делегацию как делегацию самостоятельную и как полномочное 
представительство самостоятельной Украинской Народной Республики. Формально же признание со 
стороны Четверного союза Украинской Народной Республики как самостоятельного государства найдет 
свое выражение в мирном договоре". 

12. Проблемы Польши и Прибалтики. "Линия Гофмана"

 

      Наряду с Украиной большое значение советская делегация придавала будущему окраинных провинций 
бывшей Российской империи. В первые же дни после возобновления работы конференции было предложено 
обсудить территориальные вопросы. Основные разногласия касались Польши, Литвы и Курляндии. 30 
декабря 1917 г. (12 января 1918 г.) большевики сформулировали свои требования по спорным вопросам. 
Они настаивали, чтобы Германия и Австро-Венгрия подтвердили отсутствие у них намерений отторгнуть от 
Советской России какие бы то ни было территории бывшей Российской империи. Было ясно заявлено, что 
принцип самоопределения может быть осуществлен в отношении этих земель только в условиях полной 
политической свободы, вывода иностранных войск и отсутствия какого-либо давления извне. Причем 
решение о самоопределении должно приниматься только на основе всенародного референдума. 

      Германская сторона, повторяя свое прежнее понимание ситуации, отклонила предложения большевиков, 
указав на то, что все эти территории и области не имеют собственных органов государственной власти и 
непосредственно управляются Германией. Несмотря на крайне тяжелое внутреннее положение стран австро-