Файл: 3. 2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование икт в дополнительном образовании. Цель занятия.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Демидова Мария Николаевна
Преподаватель:
Семенова Евгения Викторовна
Задания по теме 3.2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование ИКТ в дополнительном образовании.
Цель занятия: Формирование умения использовать образовательные, в том числе информационные, технологии в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Задание 1. На основе изучения материалов лекции и учебной литературы составьте характеристику основных образовательных технологий (развивающие и личностно-ориентированные образовательные технологии, игровая технология, коммуникативно-диалоговые технологии, технология проблемного обучения и др.), имеющих потенциал для формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования по следующей схеме:
- Название технологии,
- Структура (алгоритм реализации),
- Специфика применения,
- примерные результаты применения в дополнительном образовании.
Ответ:
Игровая технология образования:
Характеризуются наличием игровой модели, реализации сценария какой-либо игры, ролевых позиций и т.д. в процессе обучения.
Используемые в рамках технологии игры могут быть классифицированы в зависимости от подхода:
В зависимости от характера моделируемой ситуации;
В зависимости от характера игрового процесса;
В зависимости от способа передачи и переработке учебной информации.
Игровая технология включает в себя три основных компонента:
Организационный;
Дидактический;
Квалифицирующий.
Информационные технологии:
Технологии, в основе которых лежат информационные и компьютерно-программные средства переработки и подачи учебной информации.
Данный вид технологий является наиболее актуальным, так как он способствует не просто повышению эффективности образовательного процесса, но и направлен на ознакомление учащихся с новейшими информационными достижениями в области компьютеризации.
Основными средствами и условиями использования информационных технологий в образовательном процессе являются:
Формирование у учащихся навыков работы с ИКТ;
Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы, принятия решений;
Овладение опытом работы с ПК, Интернет-ресурсами и т.д.;
Овладение навыкам решения типовых задач с использование ИКТ.
Адаптированная система обучения (АСО) А.С. Границкой:
В основе данной технологии лежит работа учащихся в парах (статических и динамических), с переходом от информативного обучения к развивающему.
Основными положениями АСО являются:
Повышение уровня самостоятельной работы учащихся на уроках;
Снижения уровня загруженности учащихся домашней работой за счет оптимизации аудиторных занятий;
Совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с педагогом и другими учащимися;
Адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям и возможностям учащихся.
Проблемно-развивающая технология:
Основанная на создании научной проблемной ситуации, при решении которой учащиеся получают новые учебные знания, овладевают умениями и навыками практической деятельности.
Основой данной технологии является вопросно-ответное взаимодействие между педагогом и учащимися. Постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.
В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии. Например: технология коллективного способа обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шаталова) и т. п.
Рейтинговые технологии:
Направлены на повышение качества обучения за счет внедрения рейтинговой (балльной) оценки достижений учащихся.
Образовательный процесс построен по модульному типу. В основу обучения заложен соревновательный момент по освоению модулей и повышению собственного рейтинга. Одной из особенностей данной технологии является то, что во время обучения значительно увеличено число контрольных точек. В том случае, если технология используется в рамках профессионального учебного заведения, то в основу освоение модулей и повышения рейтинга может быть заложено какое-либо право.
Например, при успешном освоении модулей конкретного учебного курса и высокого рейтинга, студент может получить право на повышение стипендии.
Личностно-ориентированные технологии:
Представлены технологиями, которые имеют гибкие модели организации образовательного процесса, ориентированные на личность учащихся, носят коррекционный и вариативный характер.
Данные технологии предусматривают приоритет «субъект – субъектное обучение». В рамках технологии осуществляется диагностика личностного роста учащегося, используются такие методы обучения, которые способствуют включению в учебные задачи жизненные проблемы и ситуации, способствующие адаптации личности в современном социуме.
Личностно-ориентированные технологии не только учат, но и воспитывают, стимулируют учащегося на всестороннее и полноценное развитие, создают условия для его самодвижения и саморазвития.
Задание 2. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.
Ответ:
Технология «Портфолио»
Это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся
, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
Интеграцию количественной и качественной оценок;
Доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
Содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
Портфолио документов;
Портфолио достижений;
Рефлексивный портфолио;
Кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:
Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).
Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио: «Документы», «Грамоты», «Результаты деятельности», «Диагностические методики», каково их примерное наполнение.
Задание 3. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования. Опишите цели и задачи использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного образования.
Ответ:
Цели:
Способствовать формированию мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования, осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.
Задачи:
Мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;
Способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.
Проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей.
Использование компьютерных технологий помогает в работе:
Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
Формировать информационную культуру у обучающихся;
Активизировать познавательный интерес;
Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
Дисциплинировать самого педагога дополнительного обазования, формировать его интерес к работе;
Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
Позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
С помощью компьютера можно смоделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)
Пример:
Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка, Наличие собственного сайта предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни учреждения. Общение с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону (WhatsApp, Viber, Telegram Messenger, ВКонтакте, ВЧате).
Задания по теме 3.3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства