Файл: Доклад Концепция цифровой трансформации образования Подготовила учитель химии мбоу сош 2 Мешалкина Н. В. 2020 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление образования администрации города-курорта Кисловодск


Доклад
Концепция цифровой трансформации образования


Подготовила:

учитель химии МБОУ СОШ №2

Мешалкина Н.В.

2020 год

Современный мир вот уже на протяжении нескольких десятилетий живет в эпоху информационного общества и в эру глобализации. Открытость государственных границ, глобализация международного информационного и экономического пространства, увеличение миграционных потоков и жесткая конкуренция за трудовые ресурсы и рынки сбыта товаров и услуг уже стали неотъемлемой составляющей современной мировой политической и экономической повестки дня, что отражается в сводках ежедневных новостей.

Одновременно с этим в современном мире имеют место и такие сложные процессы, как формирование глобальной среды международной коммуникации, цифровизация экономической и социальной жизни общества. Все эти процессы свидетельствуют о том, что глобальный мир начала двадцать первого века переходит через этап трансформации исторического масштаба. И в современной научной литературе эти явления получили название четвертой промышленной Революции [2, с.78]. 

Четвертая промышленная революция, в эпоху которой уже вступил как глобальный мир, так и современная Россия содержит в себе не только широкие возможности для дальнейшего развития, но и формирует ряд важных проблем и вызовов, от успешного преодоления которых зависит будущее России. Являясь сложным и многогранным явлением, четвертая промышленная революция сочетает в себе элементы трансформации самых разных направлений социальной, экономической, политической, технологической и других сфер общественной жизни [1, с.54].

Вместе с тем, одним из наиболее важных направлений этой революции является, несомненно, цифровизация общественной жизни в самых разных сферах его деятельности, и в первую очередь в сфере образования. Именно образование на самых разных уровнях, начиная с уровня начальной школы и заканчивая университетским уровнем, формирует общество будущего. И данный факт актуализирует тему нашей работы, посвященной анализу процесса цифровизации российской школы, проблемам и перспективам ее развития [6].

Осознание критической значимости цифровизации российской системы образования руководством России в начале двадцать первого века привело к тому, что, начиная с 2005 года, в России начался процесс поэтапной цифровизации всей образовательной системы России, важнейшим элементом которого стала цифровизация системы школьного образования. Впервые идея о необходимости запуска процесса цифровизации российских школ была озвучена президентом России Владимиром Путиным осенью 2005 года в рамках совещания, посвященного развитию российской экономики и социальной сферы [4, с. 38].


После этого заявления Владимира Путина в России начался процесс реализации приоритетных национальных проектов, одним из важнейших из которых стал национальный проект «Модернизация российского образования». Реализация приоритетного национального проекта по направлению «Образование» включало в свой состав задачу высокотехнологичного развития российской образовательной системы, начиная с уровня российской школы. Именно по этой причине в ее состав были включены такие направления развития, как «поддержка и развитие лучших образцов российского образования», «внедрение современных образовательных технологий», «создание национальных российских университетов и бизнес школ мирового уровня», а также «цифровизация российского школьного образования» [4, с. 21].

В рамках реализации данного национального проекта власти страны стимулировали общеобразовательные учреждения страны, которые активно вводили инновационные образовательные программы и осуществляли процесс цифровизации. В области реализации образовательного национального проекта по направлению «цифровизация современных образовательных технологий в российской школе» в качестве важнейших мероприятий были обозначены задачи подсоединения российских школ к сети «Интернет», закупка и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования, а также снабжение школ оборудованием и учебно-наглядными пособиями к ним. В рамках реализации данного направления национальных проектов начался процесс полномасштабной цифровизации российского школьного образования, который продолжается до сих пор [5].

На современном этапе развития российского образования необходимость окончательной цифровизации системы школьного образования в стране к 2025 году рассматривается как важнейшая задача в рамках реализации государственной стратегии цифровизации российской экономики. Решение о реализации данной задачи было принято российским Правительством в конце 2017 года в рамках формирования нового национального приоритетного проекта «Цифровая школа». Главными особенностями новой цифровой российской школы, которая должна быть создана к 2025 году, будет являться ее инновационность и многофункциональность, которые позволят сделать процесс обучения российских школьников намного удобнее и эффективнее как для самих школьников, так и для преподавателей [8].


Цифровизация российских школ, несомненно, является позитивным школы, несомненно, является позитивным шагом с точки зрения развития отечественного общего образования. Ее реализация разрешит ряд вызовов и проблем, с которыми российская школа сталкивается в течение десятилетия. Так, к примеру, программа цифровизации российских школ предполагает, что основной образовательный материал, на базе которого будут проводиться учебные занятия в российских школах, будет переведен в цифровую форму. В результате реализации данной задачи ученики российских школ избавятся от необходимости покупки и ношения учебников и других учебных материалов в школу в ежедневном режиме. Данный факт, с одной стороны, снизит материальные затраты российских семей на обучение школьников, а с другой стороны приведению к качественному повышению уровня и качества их знаний, поскольку цифровизация образовательного процесса расширит возможности для самостоятельного обучения в рамках специально созданных для них онлайн-курсов.

Вторым важным позитивным аспектов проведения процесса цифровизации российской школы станет создание инновационной образовательной платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученики российских школ получат свободный доступ к современному электронному образовательному контенту. На базе работы этих ресурсов российские школьники смогут значительно расширить свой образовательный уровень и повысить свою конкурентоспособность как в рамках процесса поступления в высшие учебные заведения страны, так в процессе последующей трудовой деятельности [7].

Несомненной положительной стороной цифровизации российского школьного образования станет цифровое оснащение российской школы всей необходимой для реализации проекта «Цифровая школа» инфраструктурой, включающей предоставления школам современных компьютеров, проведения им свободного доступа к высокоскоростному интернету, а также их оснащение интерактивными панелями и другим оборудованием. Подобная модернизация российской школы позволит учителям и ученикам использовать современный образовательный контент, а также расширит их возможности для осуществления более креативного подхода к организации образовательного процесса [8].

Несмотря на очевидную пользу реализации процесса цифровизации российского школьного образования, его проведение в жизнь также сформирует новые вызовы для образовательной системы, наиболее важным из которых станет необходимость профессиональной переподготовки российских учителей, которая позволила бы наиболее эффективным образом применять электронный образовательный контент в рамках учебного процесса.
Данный процесс может носить сложный характер, поскольку значительная часть педагогического сообщества России является сторонницей классического советского подхода к образованию, а также слабо владеет навыками работы в цифровом пространстве. Преодоление данной контрпродуктивной инерции может стать источником конфликтов в российской школе, что негативно скажется на процессе цифровизации.

Вместе с тем, разрешение данного вызова возможно, поскольку преподаватели также могут стать стороной, получающей прямую выгоду от процесса цифровизации. Так, после проведения данной программы российские преподаватели получат возможность избавиться от занятий такой рутинной работой, как осуществление проверки типовых домашних заданий, поскольку авторами проекта «Цифровая школа» будет создана автоматизированная система проверки письменных работ школьников и формирования отчетности, посвященной проведению уроков в школе [7].

Рассуждая о перспективах дальнейшей цифровизации российских школ, специалисты в сфере школьного российского образования не могут дать дальнесрочный прогноз относительно динамики развития данного процесса. Однако очевидным является тот факт, что современный этап цифровизации российской школы приведет к изменению ее традиционного облика и форм проведения учебных занятий. Значительно изменится и роль российского учителя, который получит возможности для создания собственного образовательного контента и формирования личного профессионального профиля. В результате этого процесса российский учитель перестанет играть роль строгого преподавателя, главным образом контролирующего дисциплину в классе, а превратится в наставника для учеников, направляющего и ориентирующего их в рамках цифрового образовательного пространства .

Подводя итоги данной работы, хотелось бы отметить, что именно в направлении увеличения роли информационного пространства в процессе школьного образования и усиления демократических отношений в российской школе, и будет развиваться цифровая российская школа в ходе следующих десятилетий.
Литература

1. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 2009. 212 с.

2. Джеймс Манийка и Майкл Чуй, «Гипермасштабные вызовы цифровой эры», The Financial Times, 13 августа 2014. 34 с.


3. Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2008. С. 65.

4. Матненко А. С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. - М.: Русь, 2007. С. 47.

5. Официальный сайт «Министерства Просвещения РФ».

6. Российский учебник.

7. Умная страна.

8. Цифровая школа России.