Файл: 1. Энергосбережение как фактор повышения эффективности функционирования 1 Понятие и роли энергосбережения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Энергосбережение как фактор повышения эффективности функционирования

1.1 Понятие и роли энергосбережения

Повышение энергоемкости производства, количества техники, задействованной в производственных процессах, а также постоянный рост цен на энергоносители является серьёзным фактором, увеличивающим важность вопроса об энергосбережении.

Энергосбережение - организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике. Эффективное использование энергии - достижение экономически и социально оправданного уменьшения использования энергетических ресурсов на единицу продукции или услуг при существующем уровне развития техники и технологий, соблюдении требований к охране окружающей среды.

Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.



Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) - энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемого в этом технологическом процессе.

Эффективное использование ТЭР - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.

Рациональное использование ТЭР - достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.

Показатель энергоэффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.

Энергетика– это топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны, представляющий совокупность энергетических ресурсов всех видов, предприятий по их добыче, производству, преобразованию, транспортированию, распределению и использованию, обеспечивающий снабжение потребителей различными видами энергии.



В состав ТЭК входят пять систем энергетики:

  • электроэнергетическая система (электроэнергетика), в состав которой в качестве подсистемы входит теплоснабжающая система (теплоэнергетика);

  • система нефтеснабжения;

  • система газоснабжения;

  • система углеснабжения;

  • система ядерной энергетики;

Производство электроэнергии обеспечивают электрические станции, преобразование – трансформаторы, транспортирование и распределение электрической энергии – линии электропередачи, потребление – различные приемники т.е. потребители энергии.

Структура электропотребления в Беларуси:



Под электроэнергетической системой, следует понимать совокупность взаимосвязанных электрических станций, подстанций, линий электропередач, электрических и тепловых сетей, а также потребителей электрической и тепловой энергии.

Экономия энергии - результаты реализации мер, применяемых в целях снижения непроизводительных потерь топлива, электроэнергии, теплоты, механической энергии. Универсальных способов экономить энергию на данный момент не существует, но разработаны методики, технологии и устройства, помогающие вывести энергосбережение на качественно новый уровень.

Вопрос экономии энергии многоплановый и нужен стратегический подход, для того чтобы максимально эффективно использовать все производственные мощности при минимально возможных энергетических затратах. Подход к экономии электроэнергии основан на использовании энергосберегающих технологий, которые призваны уменьшить потери электроэнергии. Использование энергосберегающего оборудования и энергосберегающих технологий ведет не только к прямому уменьшению потребления электроэнергии, но и обеспечивает дополнительные преимущества. Особо актуально использование энергосберегающего оборудования на предприятиях тяжелой промышленности и на крупных производственных комплексах, где нерациональное потребление электроэнергии ведёт к огромным финансовым потерям. Также разумным является использование энергосберегающих технологий в плане повышения качества электроэнергии, что положительно отражается на качестве работы оборудования, на сроке его службы.

Экономия энергии может достигаться пассивными и активными методами. К пассивным методам относится использование теплоизоляции для уменьшения потерь теплоты в окружающую среду путем применения материалов и конструкций с малой теплопроводностью и теплопередачей. Активная экономия энергии - регулирование отпуска теплоты на отопление и кондиционирование воздуха, и регулирование нагрузки потребительских установок. Активная экономия энергии также включает утилизацию вторичных энергоресурсов. Экономия энергии может достигаться и за счет организационных изменений и внедрения новых систем, например путем использования установок, процессов, продукции или услуг, требующих меньше энергии для работы или изготовления продукции, чем применявшиеся ранее, без ухудшения качественных характеристик производимых изделий или услуг. Кроме того, может проводиться замещение применяющегося энергоносителя другим с достижением экономической выгоды без ущерба для выпуска конечной продукции.

Повышения эффективности энергосбережения можно добиться во всей энергетической цепочке -- от преобразования первичной энергии (например, выделяющейся при сгорании нефти) в электрическую и передачи ее к потребителю до преобразования в полезную мощность. Мировой спрос на первичную энергию составляет 447 тыс. ПДж в год (1 ПДж

300 ГВт·ч), и 80% его удовлетворяется за счет энергии ископаемого топлива -- угля, нефти и газа. После преобразования энергии первичных источников получается примерно 300 тыс. ПДж так называемой конечной энергии в виде электричества, бензина, реактивного топлива. Преобразование электроэнергии, энергии бензина в полезную энергию в двигателях, котлах и электрических лампах сопровождается потерей еще 154 тыс. ПДж. В конечном итоге вся используемая энергия превращается в тепло. Улучшение теплоизоляции зданий, совершенствование технологических процессов и внедрение легких автомобилей с лучшими аэродинамическими характеристиками может привести к снижению спроса на полезную энергию и, соответственно, к существенному сокращению ее потерь.


Конечный результат экономии энергии может быть прямым и косвенным. Прямое энергосбережение связано непосредственно с экономией энергетических ресурсов при производстве, преобразовании и транспортировке энергии. Косвенное энергосбережение связано с экономией материальных неэнергетических ресурсов при их добыче, переработке и эксплуатации и достигается за счет уменьшения материалоемкости выпускаемой продукции, повышения ее надежности и качества, продления срока службы изделий. Примером косвенного энергосбережения могут служить широко используемые для подавления или уменьшения скорости коррозии металлоконструкций электрохимические методы.

Во всех случаях экономия энергии имеет смысл, если при использовании любого метода или принципа, направленного на ее экономию, влияние на окружающую среду минимально, человек не испытывает неудобств и за счет эффективного использования энергии получена прибыль.

Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), которые осуществляют: добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов; производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов; реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов; информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения; разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.

1.2 Правовые основы и современное состояние энергосбережения Республик Беларусь.



Систему государственного управления энергосбережением формируют комплексные программы и законы об энергосбережении, целью которых является разработка стратегии и первоочередных мер по обеспечению социально-экономического развития региона за счет повышения эффективности использования энергии, снижения расходов бюджетных средств на содержание комплекса социальной сферы и жилищнокоммунального хозяйства, в затратах которых более половины составляет оплата энергоресурсов.

В реализацию государственной программы активного энергосбережения вовлечены сотни тысяч специалистов-энергетиков, управленцев, в настоящее время готовых к проведению работ не только по выявлению эффективности использования энергии и разработке конкретных энергосберегающих мероприятий, но и управлению этими процессами.

Программа энергосбережения направлена на осуществление практических мер по реализации государственной политики в области энергосбережения и переводу экономики на энергосберегающий путь развития.

Программа энергосбережения – это документ, регламентирующий деятельность муниципального образования, предприятия или учреждения в области энергосбережения, с утверждённым перечнем и сроками реализации энергосберегающих мероприятий и их технико-экономическим и финансовым обоснованием.Базовым документом, определяющим правовую основу деятельности в области энергосбережения, является Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 8 января 2015 г. №239-3. Энергетическому обследованию посвящена Глава 3 Закона, в соответствии с которой определены задачи проведения энергетического обследования (энергоаудита), само его понятие, порядок оказания услуг, основные положения договора об энергетическом обследовании, а также порядок использования результатов энергоаудита.

Основными нормативными правовыми документами Республики Беларусь, устанавливающими требования к энергоаудиторам, организациям осуществляющим проведение энергетического обследования, а также порядок проведения энергетического обследования являются:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016

№ 216 «Об утверждении положений по вопросам энергосбережения, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 981 и от 17 февраля 2012 г. № 156 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» в соответствии с которым утверждены:


  • Положение о порядке и условиях проведения государственной экспертизы энергетической эффективности;

  • Положение о порядке согласования предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства источников тепловой и электрической энергии;

  • Положение о порядке организации и проведения энергетических обследований (энергоаудитов);

  • Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов.

Сертификация услуг по энергетическому обследованию проводится на соответствие требованиям СТБ 1691-2006 «Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов. Требования к организациям». Общие требования к процедурам проведения сертификации услуг установлены в ТКП 5.1.04-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения».

Сертификация профессиональной компетентности персонала по энергетическому обследованию организаций проводится на соответствие требованиям СТБ 2321-2013 "Эксперты-энергоаудиторы. Требования к профессиональной компетентности“.

Общие требования к процедурам проведения сертификации профессиональной компетентности персонала установлены в ТКП 5.1.06-2012

«Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация профессиональной компетентности персонала.

Схема управления энергосбережением, как правило, предусматривает образование специальных организаций-центров энергосбережения, целевых межотраслевых внебюджетных фондов энергосбережения. Центры энергосбережения совместно с энергосберегающими и энергосервисными компаниями осуществляют экспертизу проектов, проводят при необходимости отбор наиболее перспективных энергосберегающих проектов. Нормативно-правовая база должна постоянно совершенствоваться с учетом накопленного опыта работы и пополняться в определенном порядке в процессе законотворческой деятельности .

Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Методы управления представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Методы управления энергосбережением.

Метод

Описание метода

Социально-психологические методы

Представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

Административные методы

Основываются на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Финансово-экономические методы

Базируются на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий.


Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения: 

  •  осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;   

  •  разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

  •  приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;

  •  создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР;

  •  вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

  •  повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;

  •  осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

  •  создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;

  •  реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

  •  информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

  •  обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

  •  создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.