Файл: 1. Энергосбережение как фактор повышения эффективности функционирования 1 Понятие и роли энергосбережения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.
Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:
-
республиканского и местного бюджетов; -
республиканского фонда энергосбережения; -
юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения; -
инновационного фонда концерна «Белэнерго»; -
инновационных фондов министерств и ведомств, а также: -
льготные кредиты; -
инвестиции по линии Всемирного банка; -
другие источники.
Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.
Государственная программа разработана с учетом цели социально-экономического развития страны по снижению зависимости экономики от углеводородов и повышению энергоэффективности и направлена на повышение эффективности производственной сферы национальной экономики и укрепление энергетической безопасности Республики Беларусь.
Стратегическими задачами в сфере энергосбережения являются:
снижение зависимости Республики Беларусь от импортируемых энергоресурсов за счет максимально возможного вовлечения в топливно-энергетический баланс страны собственных топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), включая возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ);
сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны и сближение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Республики Беларусь по паритету покупательной способности со среднемировым значением этого показателя.
За четырехлетний период реализации Государственной программы «Энергосбережение» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 248 (далее – Государственная программа на 2016–2020 годы), проделана значительная работа по повышению эффективности использования ТЭР и вовлечению в топливный баланс местных ТЭР, в том числе ВИЭ.
Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2025 года будут являться: снижение энергоемкости ВВП к 2026 году не менее чем на 7% к уровню 2020 года при темпах роста ВВП в 2021–2025 годах 121,5%; достижение к 2026 году доли местных ТЭР к валовому потреблению ТЭР не менее 16,5%, что способствует наряду с использованием атомной энергии достижению нормативного уровня энергетической самостоятельности страны.
В соответствии с поставленными целями Госпрограмма содержит две подпрограммы: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии», основными задачами которых определены получение экономии ТЭР в объеме 2,5–3 млн тонн условного топлива и достижение доли ВИЭ в 2025 году не менее 8%.
Реализация государственной программы «Энергосбережение» на 2021- 2025 гг. должна обеспечить стране выход на еще более высокие показатели энергоэффективности, подойдя вплотную к большей части развитых стран.
В 2021–2025 годах в рамках реализации Госпрограммы предусматривается ввод в эксплуатацию порядка 500 МВт энергомощностей на древесном топливе, что позволит увеличить объем использования местных ТЭР на порядка 130 тыс. тонн условного топлива и, соответственно, снизить потребление импортируемого природного газа на 113 млн куб. м.
Источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе предусмотренные на финансирование Государственной программы), собственные средства организаций, кредитные ресурсы банков Республики Беларусь, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», иные источники, не запрещенные законодательством (в том числе средства внебюджетных инвестиционных фондов, международных финансовых организаций, гранты, иностранные инвестиции).
Для финансирования общего комплекса мероприятий за счет всех источников потребуется 4 213 536 000 рублей, в том числе в 2021 году – 808 422 000 рублей, в 2022 году – 962 683 000 рублей, в 2023 году – 739 332 000 рублей, в 2024 году – 841 455 000 рублей, в 2025 году – 861 644 000 рублей.
Объемы и источники финансирования комплекса мероприятий Государственной программы и общего комплекса мероприятий Государственной программы приведены в сведениях об объемах и источниках финансирования .
Объемы финансирования (в текущих ценах, рублей) Подпрограмма 1 «Повышение энергоэффективности»
Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы (подпрограммы) запланированному оценивается путем сопоставления суммарных значений фактического и планового объемов финансирования Государственной программы (подпрограммы) каждого года анализируемого периода.
Учитывая межотраслевой характер Государственной программы и перечень реализуемых в ее рамках мероприятий, для определения единых подходов к оценке степени их выполнения осуществляется сопоставление значений экономии ТЭР от реализации энергосберегающих мероприятий, предусмотренных планами мер заказчиков, и фактически выполненных мероприятий на основании официальной статистической информации по каждому году анализируемого периода.
Государственной программой «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 г. № 103, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь (далее – органы государственного управления), облисполкомам и Минскому горисполкому установлены целевые показатели энергосбережения.
Большинством органов государственного управления, облисполкомов и Минским горисполкомом выполнены установленные на 2022 год целевые показатели энергосбережения.
Целевые показатели энергосбережения за 2022 год
Наименование | Задание на 2022 год,% | Факт за 2022 год,% |
По органам государственного управления: | | |
Минстройархитектуры | -2,2 | -2,6 |
МВД | -2,5 | -3,0 |
Минздрав | -3,4 | -3,4 |
Мининформ | -4,1 | -4,1 |
Минкультуры | -2,5 | -2,7 |
Минлесхоз | -2,5 | -3,5 |
Минобороны | -3,8 | -4,0 |
Минобразование | -3,3 | -3,9 |
Минпром | -5,1 | -5,6 |
Минсвязи | -6,2 | -7,4 |
Минсельхозпрод | -3,8 | -3,1 |
Минспорт | -3,3 | -3,5 |
Минтранс | -4,3 | -4,9 |
ГПО «Белтопгаз» | -2,4 | -2,8 |
ГПО «Белэнерго»1 | 62,0 | 94,4 |
Госкомвоенпром | -3,3 | -3,5 |
Госпогранкомитет | -4,4 | -5,1 |
Концерн «Белгоспищепром» | -2,1 | -3,0 |
Концерн «Беллегпром» | -6,7 | -5,9 |
Концерн «Беллесбумпром» | -0,8 | -0,8 |
Концерн «Белнефтехим»1 | 50,0 | 75,2 |
По органам местного управления: | | |
Брестский облисполком | -2,7 | -2,4 |
Витебский облисполком | -1,1 | -1,4 |
Гомельский облисполком | -4,3 | -1,6 |
Гродненский облисполком | -2,2 | -2,1 |
Минский облисполком | -2,9 | -3,0 |
Могилевский облисполком | -2,1 | -2,3 |
Минский горисполком | -2,1 | -2,9 |
Экономия топливно-энергетических ресурсов за 2022 год
В соответствии с Государственной программой «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
24 февраля 2021 г. № 103 (далее – Госпрограмма), на 2022 год установлено задание по экономии топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) за счет реализации энергоэффективных мероприятий в целом по республике в объеме 600 тыс. т у.т.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) за 2022 год в целом по республике экономия ТЭР за счет реализации энергоэффективных мероприятий составила 577 тыс. т у.т.
Полученный объем экономии ТЭР достигнут в результате реализации заказчиками Госпрограммы следующих основных направлений энергосбережения:
-
внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов в производстве – 263,2 тыс. т у.т.; -
оптимизация схем теплоснабжения – 76,8 тыс. т у.т.; -
внедрение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения – 52,0 тыс. т у.т.; -
повышение эффективности работы котельных и технологических печей – 29,5 тыс. т у.т.; -
термореновация ограждающих конструкций зданий, сооружений, жилищного фонда и замена оконных блоков (входных групп) с установкой стеклопакетов – 22,4 тыс. т у.т.; -
передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на теплоэлектроцентрали – 22,1 тыс. т у.т.
Экономия топливно-энергетических ресурсов за 2022 год
Наименование | Годовое задание, тыс. т у.т. | Факт за 2022 год, тыс. т у.т. |
| | |
По органам местного управления: | ||
Брестский облисполком | 68,0 | 69,2 |
Витебский облисполком | 52,0 | 72,2 |
Гомельский облисполком | 200,0 | 80,7 |
Гродненский облисполком | 58,0 | 60,0 |
Минский облисполком | 68,0 | 76,4 |
Могилевский облисполком | 55,0 | 64,2 |
Минский горисполком | 110,0 | 154,3 |
По органам государственного управления: | ||
Минстройархитектуры | 19,0 | 34,6 |
Минздрав | 1,8 | 1,9 |
Минобороны | 2,0 | 2,3 |
Минобразование | 1,8 | 2,3 |
Минпром | 45,0 | 55,1 |
Минсвязи | 1,9 | 2,4 |
Минсельхозпрод | 0,8 | 0,5 |
Минтранс | 9,0 | 10,4 |
ГПО «Белтопгаз» | 3,0 | 3,7 |
ГПО «Белэнерго» | 62,0 | 94,4 |
Концерн «Белгоспищепром» | 6,3 | 8,6 |
Концерн «Беллегпром» | 7,0 | 5,4 |
Концерн «Беллесбумпром | 5,5 | 5,2 |
Концерн «Белнефтехим» | 50,0 | 75,2 |