Файл: 1. Энергосбережение как фактор повышения эффективности функционирования 1 Понятие и роли энергосбережения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3 ??????????????
4. Технологическая часть
4.1 Расчет электромеханической системы электропривода, состоящей из трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Электропривод является неотъемлемой частью многих промышленных установок и технологических комплексов, используемых в различных отраслях народного хозяйства, науки и техники. Наряду с тенденцией автоматизации технологических и производственных процессов на базе вычислительной техники, современный электропривод стал наиболее распространенной разновидностью систем автоматического управления техническими объектами. Учет этих факторов позволяет улучшить качество выпускаемой продукции и увеличить объемы мирового производства.
Электропривод – электромеханическая система, осуществляющая преобразование электрической энергии в механическую, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом электротехнических, электромеханических и механических устройств, предназначенных для приведения в движение исполнительных органов машин и механизмов и управления этим движением.
Широкое применение электрического привода объясняется целым рядом его преимуществ по сравнению с другими видами приводов: надежность и экономичность процесса передачи электрической энергии на большие расстояния и ее преобразования в механическую энергию; большой диапазон мощности электроприводов и скорости их движения; разнообразие конструктивных исполнений, что позволяет рационально сочленять привод с исполнительным органом рабочей машины и использовать для работы в различных условиях (в воде, среде агрессивных жидкостей и газов, космическом пространстве); простота автоматизации технологических процессов; высокий КПД и экологическая чистота.
Возможности использования современных электроприводов продолжают постоянно расширяться за счет достижений в смежных областях науки и техники: электромашиностроении и электроаппаратостроении, электронике и вычислительной технике, автоматике и механике.
Построение нагрузочной диаграммы электродвигателя привода
Эквивалентная по нагреву постоянная мощность нагрузки на валу электродвигателя рассчитывается по выражению:
где Рi – мощность на валу электродвигателя в i-й период работы, кВт;
ti – продолжительность i-гo периода работы, мин;
m – количество периодов нагрузки.
= 4,28
Рассчитаем среднюю мощность нагрузки на валу электродвигателя:
Степень неравномерности нагрузки оценивается на основании расчета значения коэффициента формы нагрузочной диаграммы:
По значению коэффициента формы нагрузочной диаграммы определяем вид нагрузки: резкопеременная (ударная) – более 1,05 (1,18)
Мощность электродвигателя из условия обеспечения его допустимого нагрева при работе определяется по соотношению:
где Рн – номинальная мощность электродвигателя, кВт; pм – коэффициент механической перегрузки.
Коэффициент механической перегрузки определяется через коэффициент тепловой нагрузки двигателя:
где – отношение постоянных потерь мощности электродвигателя к переменным, для асинхронных двигателей общего назначения = 0,5 - 0,7
t p ti– продолжительность работы электродвигателя с нагрузкой, мин;
t0 – продолжительность отключения электродвигателя до следующего включения, мин, принять 10;
β0 – коэффициент, учитывающий ухудшение теплоотдачи двигателя в отключенном состоянии и равный отношению теплоотдачи отключенного двигателя к теплоотдаче при его работе: для закрытых, без наружного охлаждения или с принудительной независимой вентиляцией – 0,9-1,0; для закрытых с наружным охлаждением от собственного вентилятора на валу двигателя – 0,45-0,55; для защищенных, с вентиляцией от собственного вентилятора на валу – 0,25-0,35; принять 0 = 0,5.
Тн – постоянная времени нагрева электродвигателя
, мин.
Тн = 20 минут;
=
; 18,5 4,231
Для обеспечения пуска электропривода мощность двигателя должна быть достаточной для выполнения условия:
M П (U) M стр + М изб
где M П (U) – пусковой момент электродвигателя с учетом возможного снижения напряжения питания при пуске, Н·м;
M стр – момент статического сопротивления на валу двигателя при трогании, Н·м, принимается равным M мо ;
М изб – минимальный избыточный момент, необходимый для обеспечения пуска двигателя, Н·м, обычно Мизб = 0,2M мн = 0,2 · 30 = 6 Н·м
Применительно к асинхронному двигателю привода соотношение можно записать в виде:
Мнµпuп2 Мстр + Мизб,
где - кратность пускового момента асинхронного двигателя по отношению к его номинальному моменту;
– относительный уровень питающего напряжения при пуске асинхронного двигателя в долях от номинального.
= 0,8
Если обе части выражения умножить на номинальную угловую скорость вращения асинхронного двигателя Мн и учесть, что M н н = Рн, то окончательно получим формулу для определения необходимой мощности асинхронного двигателя из условия обеспечения его пуска:
·ωн (2,6)
41,86 рад/с
Вт
Для обеспечения статической устойчивости электропривода мощность двигателя должна быть достаточной, чтобы выполнялось условие статической устойчивости:
где - максимальный (критический) момент двигателя, с учетом возможного снижения напряжения при работе питания при работе двигателя, Н ;
= - максимальный момент статической нагрузки на валу двигателя при его работе с максимальной нагрузкой согласно нагрузочной диаграмме, Н .
Применительно к асинхронному электроприводу выражение можно представить в виде:
Умножив обе части соотношения на номинальную угловую скорость вращения асинхронного двигателя и учитывая, что Pi·max ωн· Мс·max = 41,86· 6 = 251,16 Вт, получим формулу для расчета мощности асинхронного двигателя из условия обеспечения статической устойчивости электропривода
178,38 Вт
Проверка правильности выбора мощности двигателя по нагреву методом средних потерь
Таблица 2
Данные для двигателя 4А160М2
тип | кВт | % | | % | | | | | ,дв, Кг* | M. кг |
4А160М2 | 18,5 | 88,5 | 0,92 | 2,3 | 7,5 | 2,2 | 1,4 | 1,0 | 0,0530 | 150 |
Номинальная мощность выбираемого асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором должна быть достаточной, чтобы обеспечивалось выполнение условий.
Обмотки асинхронных электродвигателей серии 4А с высотами оси вращения 50-132 мм имеют изоляцию класса нагревостойкости B, с высотами 160-355 мм - класса F. Обмотки асинхронных электродвигателей серии АИР имеют изоляцию класса нагревостойкости F. Классы нагревостойкости изоляции характеризуются следующими температурами допустимого нагрева: класс Y - 90°С, А - 105°С, E - 120°С, B - 130°С, F - 155°С, H - 180°С и C - свыше 180°С. Значения допустимых превышений температуры частей электрических машин при температуре газообразной охлаждающей среды 40°С для изоляции класса нагревостойкости А составляет 60°С, класса Е - 75°С, В - 80°С, F - 100°С и Н - 125°С.
Высота оси вращения электродвигателя 4А160М2 равна 160 мм. Следовательно, он имеет изоляцию класса нагревостойкости F.Значение =100 .
Номинальные потери мощности в Вт могут быть рассчитаны по известной номинальной мощности выбранного электродвигателя , выраженный в Вт, и по известной величине номинального КПД:
Средние потери мощности в электродвигателе определяются по выражению:
где потери мощности в электродвигателе для i-го периода работы, Вт.
В свою очередь определяются по выражению:
Где - нагрузка на валу электродвигателя для i-го периода работы, Вт;
- КПД электродвигателя при нагрузке.
КПД электродвигателя для любой нагрузки находится по данным или рассчитывается по выражению: