Файл: 3 глава первая. Теоретикометодологические аспекты адаптивной реабилитации введение.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45 Двусторонняя (двойная) гемиплегия Одна из самых тяжелых форм ДЦП. Из за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни оказываются резко нарушенными такие важнейшие функции организма, как двигательная, психическая и речевая. Причем двигательная патология выявляется уже в период новорожденности. Резко выражены все тонические рефлексы, отсутствует защитный рефлекс. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже – наоборот. Попытка изменить положение головы встречает резкое сопротивление мышц шеи и туловища. Ноги разогнуты и полусогнуты. Объем произвольных движений в ногах резко снижен. В положении на животе ребенок испытывает сильные неудобства из-за асимметричного повышения тонуса мышц и неправильной позы. Навыками стояния и ходьбы овладевают только те больные, у которых спастичность мышц выражена умеренно. Ходьба без посторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук также ограничены. Двигательные расстройства часто сопровождаются атрофией зрительного нерва, косоглазием, микроцефалией. Чаще, чем при других формах ДЦП, снижен интеллект. Речь или отсутствует или тяжело нарушена. Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Как правило, для таких больных самообслуживание и участие даже в самой простой деятельности оказываются невозможными.
Атактическая (мозжечковая) форма
От остальных форм ДЦП отличается тем, что на первое место выходит атаксия, под которой понимают нарушение координации движений и равновесия. На первых годах жизни ребенка отмечается отставание в физическом развитии и внешне дети похожи на больных
46 синдромом вялого ребенка. Один из частых симптомов, наблюдаемых при атактической форме ДЦП, - тремор руки головы. Если из положения лежа на животе ребенок поднимается и опирается на руки, то появляются качательные движения туловища и тремор головы. Тремор руки возникает, когда ребенок пытается взять в руку предмет. Сидеть длительное время дети могут только с поддержкой. Ходить такие больные начинают в 2-3 года. При этом их движения раскоординированы, походка неустойчивая. Ребенок ходит и стоит на широко расставленных ногах и отводя руки в стороны, делает много дополнительных движений, чтобы сохранить равновесие. Расстройства координации движений всегда сопровождаются отчетливо выраженным снижением тонуса мышц. Нередко наблюдается Нерезко выраженная задержка психического развития. Прогноз относительно физического состояния, социальной адаптации, трудоустройства во взрослом состоянии, как правило, благоприятный.
Атонически-астатическая форма Носит также название вялой формы. Характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса. Ребенок не может контролировать движения головы, конечностей, туловища. Имеются также нарушения координации движений и равновесия. Другая особенность этой формы заключается в том, что двигательные нарушения непременно сочетаются срезкой задержкой развития речи и психики. Стоять ребенок начинает слет, широко расставляя ноги и держась за руку взрослого или опору. Без поддержки он падает под действием силы тяжести, при этом защитная реакция руки компенсаторные движения туловища, направленные на сохранение равновесия, отсутствуют. Удержание туловища у больного
47 происходит с опорой на пятки при переразгибании коленных суставов. Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет, только на небольшие расстояния. Походка характеризуется неустойчивостью, неритмичностью. Дети часто падают, ноги широко расставлены при ходьбе. У 80-90% детей отмечается выраженное снижение интеллекта, нарушение речи . Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, сними трудно о чем либо договориться. Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.
Гиперкинетическая форма Эта форма встречается реже, чем остальные. Ее характерной особенностью являются периодически возникающие у ребенка насильственные движения – гиперкинезы. Различают следующие типы гиперкинезов: двойной атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония. Чаще всего бывает двойной атетоз, который характеризуется медленными червеобразными движениями в пальцах и медленными, большой амплитуды, движениями в различных суставах. Их сила очень велика.
Хореоатетоз характеризуется быстрыми насильственными движениями в дистальных суставах. Наблюдаются непроизвольные движения мышц лица. Торсионная дистония – возникающие приступообразно медленные вращательные движения шеи и туловища, сопровождающиеся поворотом головы и другими изменениями позы. Голова запрокидывается назад, руки вытягиваются и заводятся за спину. Если ребенок пытается что-то сказать, на лице возникают гримасы, иногда резко выраженные. Произвольные движения некоординированные, скачкообразные,
48 размашистые. Длительное время больные детине могут самостоятельно сидеть. В этом положении они падают вперед, назад или на пораженную сторону. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах ДЦП. Прогноз зависит от степени поражения нервной системы. Обычно в 60-70% случаев дети могут самостоятельно передвигаться, хотя тонкая моторика, как правило, существенно нарушена. Смешанные формы К ним относятся случаи сочетания двух или более типов церебральных параличей. Встречаются следующие формы
- спастико-атаксическая
- спастико-гиперкинетическая
- атактико-гиперкинетическая Они формируются обычно в более старшем возрасте на основе основных форм. Методические приемы адаптивных технологий в двигательной реабилитации при ДЦП Существуют различные методы повышения двигательной активности у людей с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). Обобщая многолетний опыт работы с детьми-инвалидами, доктор медицинских наук, профессор КА. Семенова (1968-1999) разработала методику реабилитации для детей первых двух лет жизни и старше с тяжелыми формами ДЦП. Данная методика основана на знании закономерностей двигательного развития ребенка и механизмов двигательной патологии у детей с ДЦП.
49 Рассматривая проблемы двигательной активности для лиц, имеющих повреждения спинного мозга, НЮ. Гавриков и С.А.
Северина (1988), считают, что в результате изменений в организме человека происходит снижение моторных функций верхних и нижних конечностей. В основе комплекса упражнений, по их мнению, должны лежать продолжительные динамические усилия, оказывающие благоприятное воздействие на организм инвалидов. Ведущими зарубежными специалистами по проблеме двигательной реабилитации людей с ДЦП являются K. Bobath и В.
Bobath [178]. Ими разработана универсальная методика, которой пользуются во всем мире. Она основана на том, что нормальному движению должен соответствовать нормальный мышечный тонуса также должны быть разработаны специальные позы-укладки для инвалидов. Методика данных авторов ориентирована на
- сензориальные расстройства различной степени
- спастичность;
- нарушение постурального рефлекторного механизма
- отсутствие возможности выборочного движения. Авторы считают, что физическое восстановление происходит за счет
- подавления и устранения рефлекторной тонической деятельности, ведущей к уменьшению мышечного тонуса.
50
- включения высших реакций вставания и равновесия в последовательности их развития, за которыми следует прогресс в физической деятельности. По их мнению, цель физической реабилитации – не укрепление непарализованной мускулатуры, а создание больших ощущений различных нормальных движений. Методика K. Bobath и В [180] удлиняет сроки двигательной реабилитации и задерживает развитие костно- мышечного аппарата, так как большая часть времени положения тела инвалида – лежа, что не позволяет формировать у инвалидов реакцию опоры и пространственные ощущения. Основная суть подхода к названной проблеме В.А Исановой
(1993) заключается в использовании комплексного подхода к лечению больных с последствиями детского церебрального паралича. Особое внимание уделяется индивидуальной работе, когда учитывается конкретная патология, двигательная активность и способность к освоению правильных движений. Обобщая опыт ведущих российских и зарубежных ученых в области двигательной реабилитации можно выделить разнообразные подходы специалистов к данной проблеме.
Ю.А. Гросс (1998) разработал методику физической реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в условиях специализированного тренажера, который позволяет снижать нагрузку с ОДА, обеспечивая страховку, снимает чувство страха, способствует повышению пространственной ориентации.
51 Тренажер Гросса» (1991) позволяет больному ребенку даже без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и работать на обычных тренажерах, те. выполнять упражнения, связанные с риском при обычных занятиях, но безопасные при использовании данного устройства, а поэтому имеющие яркую эмоциональную окраску лазание по шведской стенке, прыжки с высоты, раскачивания, вращения, - упражнения, позволяющие быстро и резко перемещаться в пространстве даже тем детям, которые не владеют двигательными навыками, имеют серьезные нарушения координации движений. При дозированном применении это способствует снижению общей скованности ребенка, страха перед пространством, развивает большую подвижность. Принципиальная новизна в устройстве тренажера состоит в том, что он обеспечивает вертикальное положение тела при любой деятельности, будь то физические упражнения, бытовые жизненно необходимые движения, спортивные занятия. Он позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию. Тренажер позволяет восстанавливать подвижность больных после тяжелых спиномозговых травм, различных заболеваний опорно- двигательного аппарата и ДЦП. Тренажер позволяет обучать больного произвольным движениями статике, а также решать частичные задачи расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза стимулировать функции ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах содействовать развитию установочных
52 рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние стимулировать рефлексы, на основе которых формируется передвижение (переступание, ходьба. Это является необходимым условием для координированной работы опорно-двигательного аппарата, формирование естественной схемы движений и положений тела, то есть тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса. Тренажер позволяет применять упражнения, направленные на развитие моторики и стабилизацию опороспособности, атак жена активизацию подвижности суставов и стимуляцию мышц. При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет больного от возможного падения и травм. С помощью тренажера можно перемещаться в пространстве, будь то бытовое помещение, больничная палата, тренировочный зал, открытая спортивная площадка или ледовая арена, без посторонней помощи при сохранении вертикального положения тела. Тренажер обеспечивает страховку при разнообразных движениях, поворотах туловища, наклонах и т.д., что имеет важное значение в процессе реабилитации. Тренажер «Гросса» запатентован, патент № 1826890. Работа над спортивным вариантом тренажера началась в 1972 году. Первые модели лечебно-спортивного тренажера эксплуатируются с 1991 года. За это время тренажером воспользовалось около 1500 человек в 30 различных лечебных и спортивных учреждений. Тренажер характеризуется следующими возможностями
53 Четкое программирование структуры выполнения движения, характера и величины нагрузок Широкое использование эффективных режимов мышечной работы в процессе занятий (использование которых без тренажера в большинстве случаев исключается Дозирование нагрузки на опорно-двигательный аппарат с большой точностью, что создает отличные возможности для процесса реабилитации после травм и нарушений двигательных функции, а также развитие физических качеств и образование новых двигательных стереотипов.
Певченков В.В. (1998) предлагает ТАНДО - как метод адаптивного физического воспитания инвалидов (ДЦП). Как считает автор, данный метод объединяет способы обучения с помощью кинетотерапевта и с помощью подвешивания в воротниках и корсетах различных конфигураций. Больной и ТАНДОтерапевт соединяются жесткой механической связью в единый тандем. Руки, ноги, корпус и голова терапевта связаны с соответствующими частями тела ребенка-инвалида. Занимаясь реабилитацией инвалидов (ДЦП) на протяжении 30 лет, Е.А. Мезина (1998) разработала нетрадиционный метод, в основе которого лежит два компонента
- разработка и растяжка тазобедренных суставов
- активная работа с тазобедренными суставами. Разработка и растяжка суставов осуществляется до поперечного и продольного шпагатов. Е.А. Мезина считает, что после
54 седа в шпагат можно начинать обучать бегать, плавать, ездить на велосипеде. Физическая культура и спорт инвалидов – это международное общественное явление, начиная с многочисленных местных физкультурно-спортивных объединений и заканчивая проведением
Паралимпийских игр. Как считает ИВ. Михайлова (2008), что особое место в этом явлении занимают шахматы. Они являются одним из абстрактно- игровых видов спорта, результат которых определяется не активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. По мнению Михайловой ИВ. крайне важно в контексте применение шахмат для социально-психологической реабилитации инвалидов то, что двигательная деятельность здесь не играет практически никакой роли. Результаты исследований Г.Н. Греца (1993), который занимался разработкой приемов восстановления двигательной функции человека с использованием тренажеров, обеспечивающих силовые добавки в процессе выполнения движений, свидетельствуют о повышении физической работоспособности инвалидов. Если вначале эксперимента инвалиды могли ходить на тредбане со скоростью 1,2 мс в течение 1 минуты, тов конце эксперимента они могли выполнять работу со скоростью 2,5 мс в течение 20 – 35 минут. Разработкой системы этапно-курсовой реабилитации инвалидов занимался А.Ю. Мудар (1999). За основу определенного этапа реабилитации он предлагал взять комплексную оценку степени утраты основных функций поддержания опоры, равновесия и передвижения инвалидов.