Файл: 3 глава первая. Теоретикометодологические аспекты адаптивной реабилитации введение.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
195
- словесные сопроводительные пояснения, жесты, краткие инструкции и указания, положительные оценочные суждения, коррекция ошибок, проговаривание заданий детьми.
Занятия проводятся на положительном эмоциональном фоне, включают в себя соревновательную и игровую заинтересованность детей.
Мясищев С.А. (2000), предлагает использовать в двигательной реабилитации свою апробированную методику для детей с патологией слуха. Как показали его исследования, что данная категория детей в состоянии освоить элементы техники плавания кролем на груди, в тоже время освоение способа кроль на спине вызывает у них серьезные трудности. Вовремя обучения спортивному и оздоровительному плаванию словесному методу обучения принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Занимаясь с детьми младшего возраста, объяснения должны быть яркими, краткими и доступными. Хорошие результаты дает сравнение нового упражнения или игры с образами, знакомыми детям по книгам, кинофильмам. Дети, перевоплощаясь в предложенный образ, хорошо подражают движениям знакомых животных, птиц, персонажей мультфильмов, что значительно ускоряет понимание и освоение заданий. Наглядный и словесный методы обучения должны быть тесно взаимосвязаны – это дает наивысший результат в обучении плаванию и коррекции развития обучаемых с нарушениями слухового анализатора.
196
2.2. Социально-психологическая адаптация людей
с патологией зрения вводной среде Основной формой организации обучения плаванию является учебно-тренировочное занятие. Наполняемость группы 8-10 человек, может использоваться индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 минут (30 минут на суше и 30 минут вводе. Одной из важнейших задач занятий плаванием с людьми, имеющих нарушения зрительного анализатора, является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения. Основными задачами в обучении детей с нарушением зрения являются укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки вводной среде. Обучение включает специальные коррекционные задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности, а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов. К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки вводной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на
197 активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти. Обучение плаванию начинается сформирования навыка пространственной ориентировки вводе, а именно – с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку недоступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов можно организовать незрячих занимающихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, таки по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию занимающихся вводной среде. Занимающиеся должны знать и неукоснительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться вовремя занятий. Например, короткий сигнал свистка – начало выполнения упражнения, длинный сигнал – прекратить выполнение упражнения, по сигналу присесть – выдох под водой, встать – вдох, многократные сигналы – выход из воды. Необходимо использовать ориентиры, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения.
198 Процесс обучения плаванию по мнению, Л.В. Шапковой
(2001), можно разделить натри этапа на первом этапе – ознакомление сводной средой и освоение подготовительных упражнений вводе, второй этап – изучение техники плавания кроль на груди и кроль на спине, третий этап – совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники способами кроль на груди и на спине можно приступать к изучению способов брасс и дельфин.
2.3.Социально-психологическая адаптация людей после ампутации конечностей вводной среде Занятия физическими упражнениями вводной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании облегчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Гинзбург А.А., 2000). Вводе увеличивается амплитуда движений в суставах, произвольные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных процессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Ступин Ю.В., Лебедев В.И., 1990). Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравитационные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым позволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия
199 конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстановления двигательных актов. Таким образом, по мнению Мосунова Д.Ф.,
Кебкало В.И. (1998) физические упражнения вводной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма. Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выделить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные заболевания, острые вирусные инфекции и другое.
Орешкина Ю.А. (2001) предлагает методику обучения плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности. Анализ различных источников и данных, позволили выявить оптимальный вариант последовательности обучения спортивным способам плавания, который обусловлен особенностями выполнения движений вводе детьми-инвалидами с односторонней ампутацией нижней конечности кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс. Как считает, Орешкина Ю.А., что плавание для детей-инвалидов с ампутацией нижней конечности открывает большие возможности для оздоровления, оказывает положительное влияние на все сферы их жизнедеятельности. Происходит улучшение физической подготовленности, коррекция и компенсация вторичных нарушений, создание возможности для неограниченного самосовершенствования при переходе в спортивное плавание. Адаптивное плавание способствует выявлению и исправлению ошибок, формированию эмоционально-волевой сферы. Одной из форм проведения занятий вводной среде после ампутации нижних конечностей является коррекционно-
200 оздоровительная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных способностей, повышения иммунологической резистентности. Занятия в бассейне проводятся 2-3 раза в неделю в дневное время длительностью 30-45 мин в группах по 4-6 человек и индивидуально. На первом занятии с лицами после ампутации обеих нижних конечностей, как правило, решаются задачи освоения вводе, осуществляется передвижение вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементарные движения руками и ногами, погружения, дыхательные упражнения с выдохом вводу, скольжение и др. По мере освоения вводе предлагается проплыть незначительные отрезки свободным способом. Первое занятие по продолжительности не превышает 20-25 мин из-за быстрого утомления и заканчивается упражнениями на расслабление. Структура реабилитационного занятия в бассейне строится по классической схеме. Содержание подготовительной части – специальные упражнения лечебной гимнастики (ЛГ) вводе, которые выполняются у опоры и при помощи специальных вспомогательных плавательных средств. Комплексы ЛГ дифференцируются в зависимости от уровня ампутационного дефекта для инвалидов после ампутации одной и обеих нижних конечностей. Всего в подготовительной части выполняется 8-10 упражнений в положении лежа на груди, животе для лиц после ампутации обеих нижних конечностей, а также в положении стоя после ампутации одной конечности на уровне бедра или голени. Все упражнения выполняются в
201 медленном темпе, что уменьшает вероятность мышечного перенапряжения, с акцентом на выдохе в момент преодоления внешнего сопротивления. Для каждого занимающегося предлагается комфортная амплитуда движений. В основной части занятия применяется дозированное плавание различными способами. Практически все инвалиды имеют элементарные навыки плавания. Именно по этой причине методика занятий не содержит обучения на суше. Обучающий момент заключается в необходимости добиться оптимального согласования движений и дыхания. Имитационные и подводящие упражнения с этой целью выполняются непосредственно с опорой о поручни бассейна и при использовании специальных плавательных средств. Исправление ошибок осуществляется в процессе выполнения двигательного задания и после него. Регулирование нагрузки при дозированном плавании осуществляется при помощи равномерного и повторного методов. Вначале курса не определяется дистанция и скорость плавания. В дальнейшем по мере совершенствования физических возможностей нагрузка увеличивается за счет увеличения объема работы. Контроль за реакцией организма
201существляяется перед выполнением двигательного задания и после него путем измерения частоты пульса, а также визуальных наблюдений. В основной части также используются элементы подвижных игр с мячом, что позволяет повысить эмоциональный тонус занимающихся. В заключительной части применяются упражнения на расслабление. Необходимость релаксационных упражнений обусловлена тем, что плавание инвалидов осуществляется в основном за счет движений рук, тем самым вызывая закономерное напряжение
202 мышц плечевого пояса. Упражнения выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специальных плавательных средств в положении лежа на спине. В случае если инвалиды могут свободно держаться на воде, мышечная релаксация выполняется в безопорном горизонтальном положении или путем легких балансирующих движений конечностями небольшой амплитуды. В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повышения мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенствования изученных элементов, используются различные сюжетно-ролевые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П.,
2002).
Орешкиной Ю.А. (2001) выделены закономерности начального обучения плаванию детей инвалидов. Так, например, обучение подготовительным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого плавания с последующим закреплением разученных движений вводе. При обучении спортивным способам плавания, по мнению автора целесообразно использовать параллельно-последовательный метод, который предусматривает одновременное изучение дополнительных элементов и совершенствование основных, обучению согласованию движений во всех способах
2.4. Основы технологии психосоциальной адаптации людей с ограниченными возможностями посредством индивидуальных занятий оздоровительным плаванием Одним из эффективных способов развития двигательных навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) являются занятия
203 вводе. Упражнения вводе нередко сочетаются с подводным массажем (струя воды под водой, направляемая специальной системой. Занятия в бассейне помогают людям с двигательными нарушениями выполнять движения нижними и верхними конечностями с большей амплитудой, быстрее усвоить то или иное упражнение и сократить сроки реабилитации. Физические упражнения вводе решают несколько задач
1. Развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем.
2. Обучение плаванию.
3. Обучение ходьбе. Упражнения для суставов верхних и нижних конечностей можно производить вводе в различных положениях, как в горизонтальном, таки вертикальном. При выполнении упражнений вводе включаются в работу все звенья опорно-двигательного аппарата. Развивается и укрепляется костно-мышечная система, улучшается подвижность суставов, увеличивается их гибкость, что является хорошим профилактическим средством против развития суставной патологии и образования контрактур. Занятия вводе являются также хорошим способом развития навыков передвижения для людей, чья мышечная сила и подвижность суставов ограничена, так как сопротивление воды служит им в качестве опоры для движений руки ног, от усилий которых их тело приобретает поступательное движение. Водная среда также способствует управлению положением тела в пространстве. Вводе человек может управлять собственным весом тела, перемещать центр тяжести, выполнять координированные
204 движения, передвигаться с различной скоростью в разных направлениях и с различной интенсивностью. А применение прыжковых упражнений вводе по механизму временных связей развивает новые двигательные координации, которые ранее не выполнялись человеком. Прыжки вводе тренируют вестибулярные и шейные проприоцептивные рефлексы, способствующие определенному тонусу мышц туловища и конечностей, которые регулируют положение тела в пространстве. Занятия вводе доставляют инвалидам много радости, поднимают настроение, укрепляют здоровье. Замечено, когда выполняется то или иное упражнение или движение на земле, на тело, костно-мышечную, сердечно-сосудистую, респираторную системы жизнедеятельности огромное воздействие оказывают силы гравитации. Когда выполняются те же упражнения вводе, воздействие гравитационного притяжения на тело ослаблено. И чем глубже погружается тело человека вводу, тем слабее воздействие на него гравитационного притяжения. Вводе уменьшается действие силы тяжести и инерции, возрастает влияние сил отдачи, вязкая среда превращается в опору и место перемещения. Тело человека вводе значительно уменьшает вес, двигательный аппарат освобождается от лишних усилий, которые затрачиваются на поддержание его позыв обычных условиях. Кроме того, при пребывании вводе отсутствуют значительные статические усилия, что позволяет развивать у детей плавность движений и способность хорошо расслаблять мышцы тела, поэтому, при выполнении упражнений вводе у человека с ДЦП по механизму временных связей образуются новые координации движений, соответствующие изменившимся условиям передвижениям.