Файл: 3 глава первая. Теоретикометодологические аспекты адаптивной реабилитации введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

205 Кроме облегченного воздействия сила выталкивания воды становится также и источником сопротивления при движении. При вертикальном погружении тела вводу различные части его испытывают различное давление воды. Величина этого давления зависит от глубины погружения, то есть отвеса и уровня воды над погруженным телом. Наибольшее давление испытывают ноги, это вызывает затруднение притока крови к ногами облегчает ее отток. Так, например, при погружении вертикального положения тела на глубину 1,5 м, на ее нижнюю часть приходится давление, равное 1,0 -
1,15 атмосфер. При погружении тела вводу сопротивление воды оказывает постоянное и многомерное противодействие каждому движению. Это сопротивление враз превосходит сопротивление воздуха и требует от тела усилий в 3 раза больше, чем при занятиях на суше. В таком случае при каждом движении затрачивается больше мышечных усилий и энергии для преодоления сопротивления, так как сопротивление воды приводит к снижению скорости передвижения. Но снижение скорости зависит также от уровня погружения тела вводу и амплитуды движения. Максимальное использование рычагов тела вводу и амплитуды движения увеличивает площадь соприкосновения с водой при перемещении, что добавляет сопротивление. Но если движения выполняются слишком медленно и с большей амплитудой, то они могут быть лишены эффекта, потому что движению тела будут помогать сила выталкивания и плавучесть. Соответственно, если движения слишком быстрые и выполняются сочень небольшой амплитудой, они будут тоже неэффективны, поскольку не прилагается достаточных мышечных усилий,

206 необходимых для увеличения площади соприкосновения тела с водой. Сочетание таких упражнений, как медленный шаг с полной амплитудой движения и несколько ускоренный шаг с уменьшенной амплитудой, представляет собой эффективные способы двигательной реабилитации. При выполнении различных упражнений под водой тело испытывает сопротивление. Если выполнять упражнения несколькими частями тела, то сопротивление движениям тела возрастает, затрудняя процесс передвижения и сохранения равновесия. Инвалиду потребуется сильно напрягать брюшные мышцы и совершать энергичные движения, чтобы сохранить равновесие и продвигаться дальше. Эффективно используемая сила сопротивления воды помогает увеличить мышечную силу и выносливость, а также общее физическое развитие человека. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

2.5.Психосоциальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья посредством оздоровительного плавания Средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей-инвалидов. Исследования показали высокую эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения вводе, они в значительной мере способствуют

207 повышению уровня развития физических и психических качества также оздоровлению. Однако до сих пор отсутствует дифференцированная в соответствии с дефектом система использования средств плавания в реабилитации детей. Мы полагаем, что специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей-инвалидов. В процессе проведения исследования выявлялись наиболее эффективные средства оздоровительного плавания. Нами изучались как традиционные, таки нетрадиционные средства. Выполняемые вводе для профилактики и коррекции различных нарушений опорно- двигательного аппарата. К ним относятся беговые упражнения вводной среде, система медленных и плавных движений вводе, различные скольжения. (Петрунина СВ, 2003)
Входе исследования разрабатывалась методика оздоровительного плавания для лиц, имеющих различные отклонения в опорно-двигательном аппарате, проверялась ее эффективность.
Учитывая актуальность проблемы применения плавания в двигательной реабилитации инвалидов, нами было проведено исследование, направленное на изучение уровня развития

208 положительной мотивации людей с ограниченными возможностями в использовании реабилитационного плавания. Нами применяется метод анкетного опроса. Содержание анкеты включало следующие вопросы
1. Часто ли Вы пропускаете занятия по плаванию без уважительной причины
2. Считаете ли Вы, что реабилитационное плавание положительно влияет на Ваше общее самочувствие. Считаете ли Вы, что в нашем городе реабилитационному плаванию недостаточно уделяется внимание. Нравиться ли Вам использовать различные плавательные средства и приспособления на занятиях по плаванию. Испытываете ли Вы радость и чувство удовлетворения после выполненной двигательной активности на занятиях по плаванию. Как Высчитаете, занятия реабилитационным плаванием сплачивает Ваш коллектив. Всегда ли Ваши родные или близкие заинтересованы в Ваших успехах по плаванию При ответе на анкетный опрос оппоненты должны были ответить Да или Нет. Каждый положительный ответ нами оценивается в один балл.
Оценка в 7-6 баллов свидетельствовала о высоком, 5-4 – среднем и меньше 4 баллов – низком уровне мотивации занятий реабилитационным плаванием.
В нашем исследовании приняли участие 6 инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Отмечается,

209 что все опрошенные нами респонденты отличаются положительной мотивацией на занятиях реабилитационным плаванием.
Занятия проводились нами 2 раза в неделю в течение двух месяцев, продолжительность каждого составляла 60 минут. Программа оздоровительного плавания включала в себя следующие разделы
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше
- упражнения, направленные на преодоление водобоязни и освоение с водой
- дыхательные упражнения на суше ив воде
- различные скольжения на груди и на спине. На первом этапе занятий вводной среде с инвалидами был сформулирован целый ряд методических предложений, необходимых для успешной реализации задач по реабилитации людей, имеющих патологические двигательные отклонения в состоянии здоровья
-экспресс-анализ функционального состояния здоровья занимающегося подготовка нервно-мышечного аппарата занимающихся к предстоящей физической деятельности вводной среде
- умение провести все гигиенические и подготовительные процедуры в бассейне (пользование душевыми, перемещение по бортику бассейна, входи выход из воды
- привыкание к водной среде (преодоление водобоязни, адекватная оценка воздействия водной среды на тело занимающегося, уверенность поведения вводе- формирование шкалы движений вводной среде (сохранение равновесия тела с опорой и без опоры в вертикальном и

210 горизонтальном положениях, выполнение движений в различных суставах с помощью инструктора-методиста с последующим запоминанием ощущений и самостоятельным воспроизведением
- воспроизведение простейших плавательных движений различные виды ходьбы, скольжение, переход от ходьбы к скольжению. Для того чтобы получить реабилитационный эффект от занятий плаванием, сначала необходимо обучить инвалидов способам плавания. Попытка применить традиционную методику обучения не позволила инвалидам в должной мере освоить навык плавания.
Комбинированная методика обучения
облегченным способом плавания инвалидов
(Петрунина СВ, 2003)
В результате нашего исследования в течение трех месяцев с инвалидами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, была разработана и апробирована методика комбинированного обучения плаванию (Петрунина СВ, 2003)
Цель исследования – из большого арсенала движений и согласований вводной среде выявить у каждого индивидуальную склонность к проявлению своих характерных особенностей к какой- либо координации или способу плавания, развивать и совершенствовать путем традиционных и нетрадиционных средств обучения. Нами представляется примерный план занятия оздоровительным плаванием в бассейне с лицами, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

211 Комбинированная методика обучения
1. На суше ознакомление с элементами техники всех способов плавания.
- и. п. – сидя на гимнастической скамейке или на краю бассейна в положении сидя, упор сзади – движения ног как при плавании кроль на груди и кроль на спине
- и. п. – тоже, движение ног как при плавании брасс
- и. п. – лежа на животе на гимнастической скамейке или на бортике бассейна. Выполнять движения ногами как при плавании способом брасс
- и. п. – тоже, но лежа на боку (поочередно на левом и правом) с опорой одной рукой о пол, движения ног как при плавании на боку
- и. п. – стоя в наклоне, руки впереди, движения руками как в способе плавания брасс
- и. п. – тоже, но одна рука впереди, другая сзади – смена положения рук как при плавании кроль на груди
- и. п. – стоя, одна рука вверху, другая внизу, выполнять движения рук как при плавании кролем на спине
- и. п. – стоя, выполнение одновременных движений рук вперед, тоже назад
- и. п. – стоя в наклоне, имитация движений рук брассом и кролем в согласовании с дыханием.
2. Вводе, на мелкой части а) изучаются подготовительные упражнения по освоению с водой передвижения по дну в различных вариантах и положениях, те. движения вперед грудью, вперед спиной, без помощи рук, с помощью одновременных движений руками, с помощью попеременных движений руками, тоже с помощью движений рук,

212 выполняющих элементарные гребковые движения кистью рук, способствующих передвижению вводе б) приседания вводе до плеч, постепенно довести приседания до погружения вводу всей головы приседания вводе с полным погружением тела и головы, выпрыгивания из воды в) открывание глаз вводе с целью определения своего положения по отношению к продольной и перпендикулярной линии на дне бассейна г) обучение выдоху вводу- и. п. – стоя в наклоне у бортика, с опорой рукой о борт. Опускание подбородка и губ вводу выполнить выдох – поднять подбородок выше уровня воды, выполнить короткий вдохи снова опустить вводу выполнять сериями порази. п. – тоже, но после вдоха – приседания вводу с головой и выполнение выдоха
- и. п. – наклон, одна рука впереди, другая прижата к туловищу
– выполнять выдохи вводу, как при плавании способом кроль на груди
- и. п. – тоже, рука впереди, выполнять вдох с подъемом головы вверх, затем выдох вводу, опускать лицо между рук – выполнять сериями по 10 - 12 разд) всплывания
- медуза, и. п. – стоя, наклониться вниз к ногам, опустив лицо вводу, остаться в таком положении несколько секунд, на задержанном дыхании, затем выполнить выдохи вводу- поплавок, и. п. – стоя, сгибаясь опуститься вводу и сгруппироваться на дне, задерживая дыхание, почувствовать

213 всплывание, выполнить упражнение 4 - 5 раз, чередуя с выдохами вводу е) лежания
- из и. п. поплавок всплыть на поверхность воды и медленно разгибаясь, лечь на воду вытянувшись, лицо держать вводе, выполнять на задержанном дыхании не нарушая равновесия, развести в сторону ноги и руки, затем принять опять и. п ж) скольжения
- и. п. – стоя спиной к стенке бортика, наклониться, вытянуть руки вперед, ногой оттолкнуться от стенки, вытянуться и лечь на воду, до полной остановки проскользить вперед, затем сгруппироваться и встать ногами на дно бассейна выполнять с различными положениями рук.
3. Обучение технике движений рук, ноги дыхания.
– и. п. – стоя в наклоне, руки впереди, лицо вводе выполнять движения руками как при способе плавании брасс на задержанном дыхании, затем в согласовании с дыханием
– и. п. – тоже, выполнять попеременные движения рук без выноса из воды, выполнять на задержанном дыхании, затем в согласовании с дыханием и подъемом головы впереди. п. – тоже, выполнять в ходьбе по дну
– с опорой руками о бортик – обучение движению ног кролем на груди с задержкой дыхания, затем в согласовании с дыханием
– с опорой ногами о бортик, хват сверху, в положении на спине – движения ногами кролем на спине
– с опорой о борт – обучение движению ног способом брасс на задержанном дыхании, затем в согласовании с дыханием

214
– с опорой о борт на правом (левом) боку – обучение движениям ног способом на боку
– толчком от стенки бассейна принять положение в скольжении, выполнять движения ногами на задержанном дыхании, затем в согласовании с дыханием
4. Обучение облегченным способам плавания
1.) обучение плаванию предлагается в облегченных вариантах а) кроль на груди и кроль на спине изучается без выноса из воды, что значительно облегчает и ускоряет процесс освоения способа благодаря устранению колебаний тела вовремя проноса рук над водой колебания тела вовремя проноса рук создают волну, а также проваливают тело ниже горизонтальной линии воды, что способствует заливанию дыхательных путей б) способ брасс изучается в облегченном варианте, от занимающихся требуется выполнение одновременных движений руками и ногами, вначале с незначительными погрешностями в технике и с произвольным дыханием в) при обучении плаванию на боку основное внимание уделяется выполнению ножницеобразных движений ногами на левом и правом боку, затем совершенствовать от предрасположенности на правом или левом боку. Таким образом, вода начинает оказывать давление на все тело, как только оно погружается вводу. Оказываемое давление пропорционально глубине, на которую погружается тело. Следовательно, чем глубже тело погружается, тем сильнее вода на него давит. Это давление вызывает ощущение сдавленности вокруг тела, очень похожее на сдавливание при повязке. Именно это

215 помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость и свежесть, после того как занимающийся выходит из воды. Однако давление, оказываемое нагрудную клетку, может вызвать ощущение сдавленности в груди. Это может стать причиной дискомфортного состояния у некоторых занимающихся, в частности у людей с отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому желательно, чтобы они занимались на мелкой части бассейна во избежание неприятных ощущений. Упражнения вводе достаточно комфортны для людей с патологическими отклонениями в функциях опорно-двигательного аппарата, для спортсменов, которые восстанавливаются после полученных травм или повреждений. Давление воды заставляет жидкость из клеток поврежденной части тела выходить в капилляры, а затем в систему кровообращения. Это может способствовать снижению отечности вместе повреждения ив свою очередь, уменьшению болезненных ощущений, ведь очень часто причиной боли является избыток жидкости, давящей на нервные окончания. Положительные воздействия гидростатического давления в сочетании с поддержкой, которую обеспечивает выталкивающая сила, превращает упражнения вводе в идеальное средство тренировки, посттравматического восстановления и оздоровления
При работе с инвалидами, у которых слабые двигательные возможности, использование меньшей площади поверхности с более высокой амплитудой рычагов тела и медленным шагом будет достаточным для получения от занятия желаемого результата. Эффективность движений вводе зависит также от силы, прилагаемой частями тела, находящимися в движении. Чем больше сила, тем больше прилагается усилий.

216 Литература
1. Меньшуткина Т.Г., Непочатых МГ. Гидроаэробика: модно и полезно Адаптивная физическая культура, №1 (5), 2001. – С.
2. Мосунов Д. Ф, Сазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка- инвалида. Учебно- методическое пособие. – М Советский спорт, 2002.- с. 152.
3. Мосунов Д. Ф. Гидрореабилитация / Адаптивная физическая культура, № 3,4, 2000, с - 38.
4. Пермяков В. Е. Использование плавания для реабилитации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Теория и практика плавания на пороге третьего тысячелетия Всеросс. научно- практическая конференция, – СПб.,
2001. – с - 121 5. Петрунина СВ, Логинов А. А. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов
(ДЦП) средствами искусственной управляющей среды // Учебно-методическое пособие. – Пенза ПГПУ.- 2005, 41 с.
6. Петрунина СВ, Логинов А. А. Хабарова СМ.
Акватическая тренировка как эффективная форма повышения физической активности студентов Учебно-методич. пособие, – Пенза
2006.-28 с.
7. Петрунина СВ. Адаптивные технологии в реабилитации Методические рекомендации- Пенза - 58 с.
8. Петрунина СВ. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов
(ДЦП) средствами искусственной управляющей среды Автореф. дис. канд. педагог. наук- Пенза 2003,
- с.

217 9. Пыжов В, Трофимишин П. Аквабилдинг // Здоровье, № 6-
8,1991.
10. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. Минск,
1994. с.
11. Ратов И. П. Противоречия совершенствования в движениях и пути их преодоления. В кн Проблемы биомеханики спорта. МС. Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах, Вып.9,-М.,1990 – с.
12. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями в развитии Текст учеб. пособие/Л.Н. Ростомашвили. – М советский спорт, 2009.- 224 с.
13. Талицкая О. В, Рубцова НО. Возможности коррекции дефектов психомоторного развития подростков с тяжелой умственной отсталостью средствами адаптивного плавания // Физическая культура воспитание, образование, тренировка- №6.- 2006.- С. 40 –
43 Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре Учебное пособие / Авторы- составители О.Э. Аксенова, С. П. Евсеев / под ред. С.П. Евсеева.- М Советский спорт, 2004. – 296 с.
15. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. НА. Гросс: М Советский спорт, 2000. с.
16. Частные методики адаптивной физической культуры Учебное пособие под ред. Л.В. Шапковой. – М Советский спорт,
2003.- 464 с.
17. Чирков А. Бег вводе Физкультура и спорт, №6, 2005, с

218 Приложения

219 Приложение 1
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ Лабораторное занятие №1. Тема Основные средства и методы в области адаптивных технологий в России и за рубежом. Вопросы
1. Раскрыть средства и методы в области адаптивных технологий в России.
2. Раскрыть средства и методы в области адаптивных технологий за рубежом. Проанализировать основные виды и формы занятий адаптивными технологиями при работе с инвалидами в России и за рубежом. Основная литература 1, 2, 3, 4 Дополнительная литература 1, 5, 13 Лабораторное занятие №2 Тема Двигательная реабилитация людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с использованием адаптивных технологий Вопросы
1. В чем состоят особенности возрастного развития детей- инвалидов Какие основные формы организации занятий в адаптивной физической культуре
3. Как организуются занятия по двигательной реабилитации

220 Основная литература 1, 2, 3, 4 Дополнительная литература 1, 5, 13 Лабораторное занятие №3 Тема Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями средствами
гидрореабилитации и акватической тренировки. Вопросы
1. Раскройте и дайте характеристику гидрореабилитации. Цели, задачи.
2. Разработать программу начального этапа занятия по гидрореабилитации. Разработать программу реабилитации по акватической тренировки для различных категорий людей с отклонениями в развитии, пожилых, несовершеннолетних с девиантным поведением Основная литература 1, 2, 3, 4 Дополнительная литература 3,4,6, 13 Лабораторное занятие № 4
Тема Методика адаптивной двигательной и социальной реабилитации с людьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии Вопросы
1. Раскрыть специфические особенности методики развития координационных способностей людей с умственными отклонениями
2. Охарактеризовать особенности физического развития людей с умственными отклонениями.

221 3. Разработать комплекс рекреационных мероприятий для людей с умственными отклонениями Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,9. Лабораторное занятие №5. Тема Методика адаптивной двигательной реабилитации людей с нарушением слуха. Вопросы
1. Составить комплекс подвижных игр для людей имеющих нарушения слуха
2. Раскрыть методические особенности обучения плаванию слабослышащих детей.
3. Какие компенсаторные механизмы используются в развитии глухих детей
4. Какие методы и методические приемы применяются для комплексного развития физических качеств. Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,9. Лабораторное занятие №6. Тема Методика адаптивной двигательной и социальной реабилитации людей с нарушением зрения. Вопросы Раскрыть особенности адаптивных занятий с детьми, имеющих нарушения зрения

222 2. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей В чем заключается коррекционная направленность подвижных игр
3. Разработать комплексы двигательной реабилитации для незрячих людей. Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,9. Лабораторное занятие №7 Тема Двигательная и социальная реабилитация людей с ампутацией конечности. Вопросы
1. Дать краткую характеристику изменений в опорно- двигательном аппарате при врожденных дефектах верхних и нижних конечностей.
2. Перечислить виды упражнений, направленных на устранение контрактур и тугоподвижности в суставах усеченной верхней конечности.
3. Охарактеризовать этапы процесса обучения ходьбе на протезе бедра. Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,9.

223 Лабораторное занятие № 8 Тема Двигательная и социальная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением Вопросы
1. Особенности проведения адаптивных и рекреационных занятий с несовершеннолетними девиантного поведения
2. Составить рекреационные мероприятия для несовершеннолетних с девиантным поведением Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,9. Лабораторное занятие №9 Тема 11. Коррекционно-развивающие упражнения для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Вопросы
1. Почему коррекционно-развивающее направление является ведущим в методике адаптивной физической культуре
2. Дать характеристику основных нарушений в технике ходьбы и бега детей с интеллектуальным развитием. Раскрыть методические приемы.
3. основные направления коррекции вторичных нарушений. Какими приемами корригируются нарушения осанки и телосложения. Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,9, 11, 13

224 Лабораторное занятие № 10 Тема Обучение двигательным действиям людей с ограниченными возможностями различных категорий Вопросы
1. Какие положения используются в теории поэтапного формирования действий у людей с различными отклонениями
2. В чем сущность метода пассивных движений Преимущества и недостатки.
3. Основные методические принципы теоретической концепции искусственная управляющая среда. Основная литература 1, 2, 3, 5,6,7 Дополнительная литература 1,2,3,,9. Лабораторное занятие №11 Тема Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок. Вопросы
1. Что такое ориентировочная основа действия
2. Дать определение двигательной ошибке.
3. Охарактеризовать этапы формирования понятий и действий. Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9

225 Лабораторное занятие № 12 Тема Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела. Вопросы
1. Рассмотреть и привести примеры, в каких случаях используется идея принудительного перемещения звеньев тела человека
2. Какие известны способы физической помощи педагога занимающемуся в процессе выполнения двигательных действий.
3. Рассказать об основных положениях учения о моторно- висцеральных рефлексах. Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9 Лабораторное занятие №13 Тема Теоретические основы и методика формирования двигательных действий с заданным результатом Вопросы
1. Какие основные отличительные черты тренажеров, управляющих суставными движениями человека.
2. Основные концепции методологической основы теории обуяения двигательным действиям
3. Расскажите о двух центральных положениях теории обучения двигательным действиям в адаптивных технологиях. Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9

226 Лабораторное занятие №14 Тема Классификация тренажеров в адаптивных технологиях социальной реабилитации
1. Классификация тренажеров
2. Привести примеры правильного и неправильного использования понятия тренажер Основная литература 1,2,3,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9 Лабораторное занятие №15 Тема Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными функциональными возможностями
1. Составить методики.
2. Провести анализ результатов Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3, 4, 9 Лабораторное занятие № 16. Тема Коррекционно-подвижные игры для детей с нарушениями в развитии
1. Показать на примере 3-4 классификационных признаков возможности классификации подвижных игр.
2. Раскрыть основные требования к проведению подвижных игр.
3. Дать характеристику игры как деятельности.
4. Каковы возможности психологической игры

227 Раскрыть особенности методики проведения подвижных игр с детьми, имеющих нарушения различных функций. Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9 Лабораторное занятие №17 Тема Коррекция двигательных действий людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Обучение шагательным движениям
2. Индивидуальный подбор упражнений для каждого занимающегося, с учетом его заболевания Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9 Лабораторное занятие №18 Тема Коррекция двигательных действий людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Вопросы
1. Использование монитора сердечного ритма для правильного построения нагрузки на занятии.
2. Умение правильно дозировать двигательную нагрузку.
3. Разработать комплекс упражнений для инвалидов и апробировать его. Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9

228 Лабораторное занятие №19 Тема Коррекция двигательных действий людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Вопросы Обучение беговым движениям инвалидов
2. Сочетание упражнений в ходьбе и беге.
3. Проведение общеразвивающих упражнений. Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9 Лабораторное занятие №20 Тема Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов вводной среде Вопросы
1. Характеристика плавательных движений инвалидов различных категорий.
2. Гидрореабилитация, ее значение для инвалидов.
3. Показ занятия в бассейне.
4. Обучение простейшим плавательным упражнениям вводной среде. Умение правильно составить занятие в бассейне с инвалидами. Знать характеристики их двигательных действий
Основная литература 1,2,5,8 Дополнительная литература 1, 3,9, 10

229 Основная литература
1. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры Учебное пособие. – М Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.
2. Веневцев СИ, Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. – М Советский спорт,
2004 3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – с.
4. Орешкина Ю.А. Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом)
Автореф. дис …. канд . пед. наук. СПб. с.
5. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М Школьная Пресса,
2008. – 208 с.
6. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под общей ред. НА. Гросс. – М советский спорт, 2005. -с.
7. Теория и организация адаптивной физической культуры Учебник. Вт. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М Советский спорт, 2002. – 448 с.
8. Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре Учебное пособие / Авторы- составители О.Э. Аксенова, С. П. Евсеев / под ред. С.П. Евсеева.- М Советский спорт, 2004. – 296 с.

230 9. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями в развитии Текст учеб. пособие/Л.Н. Ростомашвили. – М Советский спорт, 2009.- 224 с.
10. Частные методики адаптивной физической культуры Учебное пособие под ред. Л.В. Шапковой. – М Советский спорт,
2003.- 464 с.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Дополнительная литература
1. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /
Н.Ф. Дивицына. – М ВЛАДОС, 2008.-351 с. (Краткий курс лекций для вузов.
2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающих церебральным параличом. – М, 1991.
3. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура Учебное пособие. – М Советский спорт, 2000. – 240 с.
4. Кирюхина И. А. Адаптивная двигательная рекреация как средство социальной и двигательной реабилитации детей и подростков с дезадаптивным поведением учебно-методическое пособие. – Пенза, 2010. – 92 с.
5. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии / Под общей ред. Л. В. Шапковой. – М Советский спорт, с.
6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Мс. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии
Учеб.пособие / Н.Л. Литош. – М СпортАкадемПресс, 2002.
8. Маллаев ДМ. Игры для слепых и слабовидящих Учебное пособие. - М Советский спорт, с.
9. Петрунина СВ. и др. Акватическая тренировка как эффективная форма повышения физической активности студентов:
Методическое пособие. – Пенза ПГПУ, 2005. с. Петрунина СВ. Адаптивные технологии в реабилитации Методические рекомендации. – Пенза ПГПУ, 2005. – 70 с.
11. Петрунина СВ. и др. Психосоциальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуальных занятий и оздоровительного плавания:учебно- методическое пособие Пенза, 2007. – 54 с.
12. Физическая реабилитация и спорт инвалидов нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации Учебно-метод. Пособие / Автор-составитель А.В.
Царик. – М Советский спорт, 2000.
13 Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под. ред. НА. Гросс.- М Советский спорт, 2000. – 224 с.
14. Физическая реабилитация Учеб. для студентов вузов / Под общей ред. С.Н. Попова. – Ростов н/Д Феникс, 2005.
15. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М Советский спорт, 2001. -
152 с.


232 16. Шипицына Л. М, Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.: Дидактика плюс. -2001.
17. Шоо М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата Учебное пособие- М Академия, 2003. – 112 с.

233 Приложение 2 Рекомендуемые темы рефератов
1. Доклады и рефераты на тему История адаптивной физической культуры в России и за рубежом.
2. Доклады о зарубежных исследователях, отметивших пользу занятий в области адаптивных технологий со слепыми и слабовидящими.
3. Доклад о вкладе К. К. Грота в развитие адаптивного физического воспитания слепых детей.
4. Доклады о выдающихся российских незрячих спортсменах.
5. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка- инвалида.
6. Что означают понятия зона актуального развития и зона ближайшего развития, и какое значение они имеют для адаптивного физического воспитания
7. Методы обучения двигательным действиям в адаптивных технологиях. Краткая характеристика.
8. Как организуются занятия по физической реабилитации.
9. Перечислить, в каких случаях используется идея принудительного перемещения звеньев тела человека.
10. В чем сущность метода пассивных движений рассказать о преимуществах и недостатках этого метода.
11. Какими средствами и методами развивают способности к быстрому реагированию в адаптивной физической культуре
12. Развитие мелкой моторики улиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
13. Способности к расслаблению мышц и приемы ее развития в адаптивной физической культуре.

234 14. Методические приемы адаптивного плавания.
15. Развитие методов двигательной реабилитации
16. Адаптивные технологии в реабилитации людей с рассеянным склерозом Адаптивные технологии в реабилитации людей страдающих онкологическими заболеваниями
18. Методы тренировки спинальной локомоторной активности.
19. Адаптивные технологии в реабилитации детей в дошкольных учреждениях.
20. Нетрадиционные формы занятий с инвалидами (ДЦП) Дополнительное образование в области двигательной реабилитации и рекреации детей и учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму
1. Что такое гидрореабилитация?
2. Назовите основные формы детского церебрального паралича.
3. Сделать анализ средств и методов, адаптивных технологий в России и за рубежом
4. Что такое умственная отсталость Особенности двигательных возможностей людей с интеллектуальными нарушениями.
6. В чем состоят особенности возрастного развития детей- инвалидов Какие основные формы организации занятий в адаптивной физической культуре
8. Как организуются занятия по двигательной реабилитации


235 Психологические проблемы людей пожилого возраста. Примерные вопросы для подготовки к контрольным работам
1. Раскрыть методику Бейтса
2. В чем заключается сущность антистрессовой пластической гимнастики
3. Раскройте основные формы детского церебрального паралича. Назовите особенности двигательных нарушений у умственно отсталых людей
5. Раскрыть основные виды и формы занятий физическими упражнениями при работе с детьми-инвалидами
6. Рассказать про этапы развития различных реабилитационных и спортивных клубов для детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья.
7. Дать характеристику основным средствами методам, используемых в двигательной реабилитации детей с отклонениями, профилактике наркомании и девиантного поведения
8. Организация двигательной и социальной реабилитации людей с ампутацией конечности
9. Дать характеристику и проанализировать средства и методы реабилитационного и адаптивного плавания
10. Понятие о спинальной активности как основа восстановительной ходьбы. Этапы двигательной реабилитации.
11 Понятие о спинальной активности. Способы инициации спинальной локомоторной активности.

236 Для заметок

237 Для заметок