Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 946
Скачиваний: 7
Элементы социальной структуры.
Марксистская наука об обществе различает в структуре общества две основные области:
1) реальный базис (экономическая структура) общества;
2) общественная надстройка:
- юридическая;
- политическая.
Эти две области следует понимать как две стороны единого явлений - человеческого общества, и в этом смысле между ними нельзя провести строго определенную и абсолютную границу.
Экономический базис общества представляет собой сферу общественного производства материальных благ, обеспечивающую индивидуальное и общественное существование человека.
Социальная надстройка образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. В составе надстройки различают две ее области:
- социально-политическую или юридически-политическую надстройку;
- формы общественного сознания.
К юридически-политической, или же социально-политической, надстройке относятся различные формы общественной жизни, а также правила, которыми эта жизнь регулируется. К этой области надстройки относятся роды, племена, государство и прочие типы социальных групп, а также в этих группах или отношения между ними, то есть право и другие общественные нормы.
Общественное сознание определяют как отражение общественного бытия в сознании людей. Понятие общественного бытия включает в себя, помимо конкретных исторически данных производственных сил и производственных отношений, ещё и конкретную, исторически данную общественную структуру (не только экономическую, но и классовую и политическую структуру определенного общества) со всеми конкретными, исторически данными организационными и другими формами общественной жизни людей. Таковыми являются, например, семья, государство и т.п. формы организации.
Отдельные формы общественного сознания являются проявлениями духовной жизни, при помощи которых человек отражает свое общественное бытие. Отдельными формами общественного сознания являются религия, философия, мораль, наука и искусство. Каждая форма общественного сознания имеет относительную самостоятельность. Тем самым они оказывают взаимное влияние друг на друга, а также обратное влияние на общественное бытие. В зависимости от того, каков характер производственных отношений, лежащих в ее основе, надстройка может быть бесклассовой или классовой.
Бесклассовая надстройка существует в обществе, которое не разделено на классы. Подобным обществом являлось первобытное общество. Доминантной формой сознания и главным духовным творением человека в этот период является религия. Она содержит в себе основные элементы всех более поздних форм сознания. Религия была системой идей о мире, которая фантастическим и неточным образом отражала действительность. В этот период появляется и искусство, однако оно не было достаточно развитым.
Классовая надстройка существует в обществе, которое разделено на классы. Базис этого общества является более развитым, нежели базис первобытного бесклассового общества. Степень развития производственных сил в классовом обществе такова, что обеспечивает производство прибавочного продукта; при этом люди по-разному относятся к средствам производства: одни являются их собственниками, другие нет.
Экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. Точно также следует подчеркнуть, что и надстройка оказывает обратное влияние на базис и что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.
Социальная структура общества - это расслоение и иерархическая организация различных слоев общества.
Социальная структура состоит из следующих подструктур: этнической, демографической.
Рассмотрим составляющие этнической подструктуры.
Род, как первое объединение людей, представлял собой единство кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.
Общество развивалось, и на смену роду пришло племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Племя выполняло лишь часть общественных функций, а например, хозяйственные выполняла родовая община.
В основу следующей, более высокой формы общности- народности - легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.
Еще более сложной народностью является нация. Нация характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Третьим признаком нации является общность экономической жизни. На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации - общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Особого внимания требует такой признак как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.
В качестве основной общности демографической структуры общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
Демографическая ситуация влияет на экономику.
Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого, казалось бы поверхностного, показателя, как общая численность населения. Так, оптимальное количество населения для оптимального развития экономики определяется сегодня специалистами примерно в 250 млн. человек.
Заметное влияние на экономику оказывает и плотность народонаселения. В регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфраструктуры (строительство шоссейных и железных дорог, прокладывание кабельных коммуникаций и т.д.).
К числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относятся темпы роста народонаселения.
Следующим не менее важным фактором является миграционная подвижность населения. Этот фактор в целом является положительным моментом, поскольку подвижность делает возможным более равномерное распределение населения в социальном пространстве, его перераспределение между трудоизбыточными и трудонедостаточными районами, способствует выравниванию профессионально-производственного опыта людей.
Состояние психофизического здоровья населения также является очень важным фактором, поскольку только здоровое общество способно развиваться и поддерживать свое существование.
Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Социальная структура общества - это расслоение и иерархическая организация различных слоев общества. Социальная структура состоит из следующих подструктур: этнической, демографической.
Социально-демографическая структура - структура населения или его отдельных групп (в масштабах страны, региона, территории), представленная в единстве социальных и демографических характеристик; результат наложения демографических структур (половой, возрастной, семейной) на социальную.
Сегодня все социологические теории так или иначе занимаются проблемой классификации общественных явлений, или элементов, из которых состоит общество, и стремятся установить взаимосвязь между группами явлений, то есть занимаются структурой общества, различаясь при этом в зависимости от того, как они понимают отношения между элементами общественной структуры.
Необходимость изучения социологии определяется, прежде всего, возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств:
1) важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;
2) современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни;
3) одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ - формирование гражданского общества.
Этническая структура общества
Доклассовое общество выработало свои, обусловленные, в конечном счете, экономическими причинами, формы общности людей -- род и племя.
Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной, и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.
Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытнообщинной формации явилось племя -- объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникла парная семья, появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровнородственных связей от этнических общностей.
Народность
В основу следующей, более высокой формы общности -- народности -- легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В.И. Ленин критиковал в свое время Н.К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя.
Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей -- уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы).
Процесс этот был очень длительным: «сосуществование» племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме. Народность -- это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.
Далее мы проанализируем подробнее эту общность в ее взаимосвязях с нациями, проследим ее эволюцию в историческом процессе и т.д. Сейчас же укажем только на необходимость соблюдения принципа историзма при исследовании природы и сущностных черт народностей.
Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу, в связи с чем было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно в процессе разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой результат дальнейшего развития первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно - исторически.
Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей.
В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может «похвастаться» такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.
Нация
Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей -- нации -- совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли.