ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3222
Скачиваний: 14
истолкованием смысла, соединенная, правда, с другими тенденци
ями, лежит также в основе некоторых недавних попыток противо
поставить психологии в обычном смысле этого слова особую
науку «феноменологию», подчиненную логике, или отделить осо
бую «описательную илк анализирующую психологию» от объяс
няющей, из которых первая должна лечь в основу так называе
мых «наук о духе». Bett эти исследования поэтому Обладают
большой ценностью с точки зрения истолкования смысла, мно
гое из них может быть даже, в измененной терминологии и по
уяснении точек зрения ценности, определивших соответствующее
истолкование смысла, воспринято философией. Было бы толь
ко желательно резервировать название психологии согласно
утвердившейся уже традицйи за объективирующей наукой о пси
хическом бытии, чтобы тем резче отделить от этой частной науки
проблему истолкования смысла, всецело относящуюся к области
философии.
Кроме психологии, истолкование смысла можно найти также
и в метафизике, в особенности же в метафизике, исходящей из
понятия субъекта. В новейшее время, как, например, у Фихте и
Гегеля, метафизика эта примыкает главным образом к Кантовско
му понятию трансцендентальной апперцепции. Это одно уже ука
зывает нам, в каком направлении следует искать основную ошиб
ку. Подобно тому как в психологии истолкование смысла прев
ращается в мнимое установление эмпирической действительнос
ти, в метафизике оно приводит к созданию трансцендентной дей
ствительности. Субъект здесь не только наделяется сверхинди-
видуальным смыслом, но и гипостазируется в метафизическую
реальность, превращается в объективный и абсолютный «дух»,
совершенно аналогично гипостазированию чистых ценностей в
платонизирующей метафизике. Из этого духа хотят затем вывес
ти весь мир, причем положение, занимаемое индивидуальным «я»
относительно мирового духа, и определяет в таком случае основ
ные черты мировоззрения, долженствующего уяснить нам смысл
нашей жизни. Такая метафизика духа обыкновенно столь тесно
связана с психологией индивидуального «я», столь походит на
нее, что почти даже невозможно провести между ними резкой
границы. Следует,однако,сказать, что из обеих теорий, утвержда
ющих реальность свериндивидуального субъекта, метафизичес
кая теория, ввиду очевидной невозможности нахождения такого
субъекта в эмпирической действительности, несравненно после
довательнее психологической.
Так, понятие истолкования смысла приводит нас к признанию
относительной правомерности субъективирующей метафизики, хотя,
с другой стороны, мы должны также признать, что понятие абсо
16
Р ш п р
481
лютного духа, из которого исходит субъективирующее мировоз
зрение, не только не обосновано научно, но даже совершенно
излишне. Мы не нуждаемся в такого рода гипостазировании
смысла субъекта, а стало быть и всего мира, в трансцендентную
действительность. Такое истолкование смысла совершенно про
извольно, ибо фактически ведь всякое
истолкование
вращается
в сфере ценностей, философия может только понять значимость
ценностей и истолковать с точки зрения этих ценностей акты
переживания, — это все, что можно от нее требовать. Мы таким
образом снова видим, что истолкованный под углом зрения цен
ностей смысл, имманентный нашей жизйи и действиям, дает нам
гораздо больше, нежели трансцендентная действительность, хотя
бы и в образе абсолютного мирового духа. Поэтому не трудно
было бы показать, что вся актуальность
И
плодотворность неко
торых метафизических и психологических теорий в вопросах ми
ровоззрения основывалась исключительно на тех элементах их,
которые заключают в себе истолкование смысла. То же можно
сказать и о современной нам философии: и для нее значение
метафизики духа и психологии исчерпывается содержащимся в
них истолкованием смысла, единственной предпосылкой которо
го является значимость исходных ценностей.
* * *
Чтобы закончить эти общие замечания о понятии философии,
напомним вкратце главные наши выводы. Развивая понятие о
мире, мы пытались показать, что понятие это составляется не из
субъекта и объекта, а из трех царств: действительности, ценности
и смысла. Действительность всецело подлежит объективирую
щим частным наукам, к ним относятся также блага и оценки субъ
екта. Напротив, проблема ценностей как ценностей подлежит фи
лософии. Основываясь на понимании ценностей, философия объе
диняет затем оба раздельные царства путем истолкования смыс
ла, имманентного действительной жизни. Старое противоречие
субъекта и объекта из принципиального противоречия двух ро
дов действительности превращается в лишенное всякого принци
пиального значения различие в сфере одной и той же объектив
ной действительности. Если бы мир состоял только из действи
тельности, то были бы только объективирующие науки. А так
как частные науки поделили теперь между собою всю действи
тельность, то для философии в таком случае не оставалось бы
места: ее бы не существовало. Наоборот, отделение проблем цен
ности от проблем действительности приводит к очищению и вы
яснению собственно философских проблем, делая вместе с тем
482
бессодержательными все обвинения против объективирующих наук
в уничтожении ими смысла жизни. Старые противоречия воли и
представления, активного действия и пассивного страдания, внеш
него и внутреннего мира, механизма и телеологии лишаются
своего решающего значения в вопросах мировоззрения. Вклю
чая действительный субъект в связь объектов, мы ничуть не каса
емся значимости ценностей. Ограничивая объективизм сферою
действительности, мы, таким образом, только укрепляем его. Нао
борот, в вопросах мировоззрения объективирующий метод не в
состоянии помочь нам. Тут мы должны исходить из субъекта. Но
и здесь мы не будем пытаться понять действительность субъекти
вирующим методом, что привело бы нас к бесконечному и тщет
ному спору с частными науками. Для нас важен лишь смысл
субъективных актов оценки. Мы должны истолковать смысл су
бъекта и его оценок в научной, художественной, социальной и
религиозной жизни под углом зрения ценностей, тщательно избе
гая всякого субъективирующего понимания действительности. Так
исчезает идея двойной истины; мы уже не имеем дела с одним и
тем же тожественным материалом, обрабатываемым с двух раз
личных точек зрения. Обоим различным методам нашим соответ
ствуют также и различные области: область бытия, устанавливае
мого объективирующим методом, и область смысла, истолковы
ваемого субъективирующим образом. Неизбежный дуализм по
терял всю свою остроту. Таким и только таким образом прихо
дим мы к примирению старого противоречия объекта и субъекта,
и стало быть к единому понятию о мире, поскольку в науке
вообще имеет смысл стремиться к единству. Развивая здесь по
нятие философии, мы, разумеется, имели в виду только указать
на возможность вообще мировоззрения. Прийти же к нему мож
но лишь путем развития целой системы философии.
16*
ПРИЛОЖЕНИЯ
Примечания
Введение в трансцендентальную философию
1 Когда мы исследуем, что же дает соотнесение предмета
наших представлений с новыми свойствами и каким был бы
результат этого взаимодействия, то мы ищем именно то, что
непременно возникает, как только связь представлений с опре
деленным методом делается необходимой, и эта связь подчиня
ется строгим правилам.
2
De omnibus dubitandum est sum cogitans
— «Из всеобщего
сомнения происходит мышление». — Р.Декарт. Начала филосо
фии. Казань, 1914, пер. Н.Н.Сретенского, с.67.
3 Границы естественнонаучного образования понятий. Логи
ческое введение в исторические науки. Нем. изд. — 1896-1902,
рус. перевод — 1905 г.
4 Авенариус Р. Критика чистого опыта. Нем. изд. —
Т.
1-2,
1888-1890, рус. перевод — 1907-1908, т. 1-2.
5 regressus in infinitum
(лат.)
— бесконечный регресс.
* Дюбуа-Реймон Э. Неизвестный. Берлин, 1890.
7 ad absurdum
(лат.)
—
от противного.
e testium comparationis
(лат.)
— представление.
9
«solus»
и
«ipse»
(лат.)
— «один, одинокий» и «сам по
себе» — образованное из них слово — солипсизм.
10
toto genero
(лат.)
— всеобщее происхождение.
11 ЦЕтбфасид etg йХХо
\
evoq
(др.-греч.)
— смещение понятий.
12
«quaestio juris»
и
«quaestio facti»
— поиски законов в
познании и поиски правомочности в психологии.
13
idea
(лат.)
— идея, прообраз, данное непосредственно в
представлении.
14
factum brutum
(лат.)
— грубая действительность.
15
sit venia verbo
(лат.)
— да будет позволено так сказать.
487