ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3218
Скачиваний: 14
Философия истории
1 В дальнейшем материалистическое понимание истории К.Мар-
кса и Ф.Энгельса Г.Риккерт называет «коллективистским мето
дом».
2 «Особнрсть» — индивидуальные личностные свойства, сос
тавляющие неповторимую специфику объекта независимо от то
го, является он одушевленным или нет.
3 contradictio in adjecto
(лат.)
— нарастающее противоречие.
4 Below G.
v.
Die neue historische Methode. 1898 (Historische
Zeitschrift, Bd. 81).
s Геккель Э. Трансформизм и дарвинизм. СПб., 1900.
* Лагард П.А. де. Письма о немецком народе. — Lagarde
P.A. de Schriften für das deutsche volk, Bd. 1-2, München, 1904.
7 conditio sine qua non
(лат.)
—
необходимое условие.
a Маркс K., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической пар
тии» — первый программный документ научного коммунизма, в
, котором изложены основные идеи марксизма. Написан в дек.
1847 - янв. 1848 г.
* Dove A. Aufsätze und Veröffentlichungen zur Kenntnis Rankes.
(Ausgewählte Schtiftchen. 1898).
10 Александр Македонский (356-323 до н.э.)
11 Вероятно, Г.Риккерт имеет в виду «Всемирную историю» (19
томов) Шлоссера Ф.К.
12 Medicus F. Kant und Ranke. 1903 (Kantstudion, Bd. VIII).
,3 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., Наука,
1993, 480 с.
14 Майя
(санскр.)
—
в др.-инд. мысли магическая сила сотво
рения, иллюзия, видимость; концепция майи была развита в мо
нистической адвайтаведанте, главным образом в учении Шанка
ры. Понятие майи-иллюзии имело отклик и в европейской фи
лософии.
15 non liquet
(лат.)
— вопрос неясен (формула, которой судья
воздерживался от суждения). — М.Т.Цицерон.
Философия жизни
1 Предмет познания. 3-е изд. с. 202.
2 ratio cognoscendi
(лат.)
—
познающий разум.
3
ё1ап
vital
(фр.)
—
жизненные силы.
4 dur6e
гёеНе
(фр.)
— реальная длительность.
s Evolution cröatrice
(лат.)
—
порождающее развитие.
* Dilthey W. Hegelsjungen Jahre. Schriften, Bd. 3. Bd. 1-18,
Gott., 1950-1977.
7 6lan
(фр.)
—
сила.
488
* multa non
multum
(лат.)
— не особенно, не очень.
9 cognitio intuitiva
(лат.)
— интуитивное познание.
10 in nuce
(лат.)
— твердо, прочно.
11 als ob
(нем.)
—
как бы.
12 Острота Ф.Ницше основана на игре слов: «überverwegene
Überwege» и «nicht heimische Hayme» — «самонадеянное пре
восходство» и «неродной дом», в то же самое время Юбервег и
Гайм — фамилии.
13 Hartleben O.E. Gallkoonz. Stuttgart, 1889.
14 Rickert H. Oie Grenzen der naturwissenschaftlichen
Begriffsbildung. Einelogische Einleitung indie historischen
Wissenschaften. 1896-1902. Berlin.
15 Simmel G. Lebensmethaphysik. München-Leipzig,1912.
16 Simmel G. Der Konflikt der modernen Kultur. München-Leipzig,
3 Augl. 1926.
17 ens realissimum
(лат.)
— реально существующее.
11
laissez faire
(фр.)
—
невмешательство, непротивление, по
пустительство.
19 Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1909-1912, т.1, с. 67.
20 Гете И.В. Иэбр. сочинения по естествознанию. М., 1957,
с. 117.
21 Ницше Ф. Поли. собр. соч.,
т
.
9
,
с .
34.
22 Буркгардт Я. Рассмотрение всемирной истории. Штутгарт,
1905, нем. яз.
23 Ницше Ф. Полн. собр. соч., т. 9, с. 357.
24 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для
кого. Пер. В.Изразцова. СПб., 1913, с. 46.
25 petitio principii (лат.) — главное требование.
26 «Stürmer» и «Dränger» — сторонники литературного дви
жения в Германии 70-80 гг. XVIII в. («Буря и натиск»).
Название дано по одноименной драме Ф.М.Клингера. Восп
риняв гуманный пафос Просвещения, отстаивали национальное
своеобразие искусства, требовали изображения героических ха
рактеров. Главный теоретик И.Г.Гердер. К ним принадлежали:
молодые И.В.Гете и Ф. Шиллер, Я.М.Р.Ленц, Ф.М.Клингер, Г.Л.Ваг
нер, К.Ф.Д.Шубарт и др.
27 in nuce
(лат.)
—
прочно, твердо.
28 point
(нем.)
— острие, главный смысл, соль.
29 Ницше Ф. Так говорил Заратустра, с. 123.
489
Библиографическая справка
Приводимый ниже
с п и с о к
трудов Генриха Риккерта содержит
основные книги и статьи, опубликованные на немецком языке и
переведенные на русский.
Zur Lehre von der Definition. Tüb., 1888.
Fichtes Atheismusstreit und die Kantische Philosophie. Hdlb.,
1899.
Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. 1899.
Gegenstand der Erkenntniss. — Eiführung in die Transzenden
talphilosophie. 1 Aufl. 1892, 2 Aufl. 1901.
Die grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung. Eine
logische Einleitung in die historischen Wissenschaften. 1896 bis 1902.
Phsychophysische Causalität und phsychophysischer Paralle
lismus. 1900 («Philosophische Abhandlungen» Ghristoph Sigwart
gewidmet).
Naturwissenschaftliche Weltanschauung? («D er Lotze
Hamburgische Wochenschrift für deutsche Kultur». 1901,151-1).
Ober die Aufgabe einer Logik der geschichte («Archiv für
systematische Philosophie», Bd. VIII, 1902).
Lebensphilosophie. 1903.2 Aufl.
System der Philosophie. Bd. I, Tüb., 1921.
Die Logik des Prädikates und das Problem der Ontologie. Hdlb.,
1930.
Grundprobleme der Philosophie. Tüb., 1934.
Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904,258 с.
Философия жизни. Пг., 1922, 264 с.
Философия истории. СПб., 1908, 154 с.
Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903,
615 с.
Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911, 196 с.
Естествоведение и культуроведение. СПб., 1903, 184 с.
О понятии философии. — Логос, 1910, кн. 1, с. 19—61.
490
Одно, единство, единица. — Логос, 1911—12, кн. 2—3, с.141—195.
О ценности жизни и культурной ценности. — Логос, 1912-13,
кн. 1—2, 35 с.
Суждение и процесс суждения. — Логос, 1913, кн. 3—4, с 191—203.
Два пути теории познания. — Новые идеи в философии, сб. 7.
СПб., 1913.
О системе ценностей. — Логос, 1914, т. 1, вып. 1, с. 45-79.
Указатель литературы, с которой Г.Риккерт
полемизирует, и литературы о нем
Adler М. Kausalität und Teleologie im Streite um die Wissenschaft.
1904.
Barth P. Die Philosophie der Geschichte als Sociologie.
1.1897
(П. Барт. Философия истории как социология. I. СПб., 1900).
Below G.V. Die neue historische Methode.
3
Aufl.,
1903.
Breysig K. Aufgaben und Masstäbe einer allgemeinen
Geschichtsschreibung.
1900.
Breysig K. Der Stufenbau und die Gesetze der Weltgeschichte.
1905.
Dilthey W. Einleitung in die Geisteswissenschaften. 1.1883.
Dilthey W. Ideen über eine beschreibende und zergliedernde
Psychologie. 1894.
Dilthey
W.
Studien
zur
Grundlegungen
der
Geisteswissenschaften. 1905.
Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. 1-18, Gött., 1950-77.
Dove A. Aufsätze und Veröffentlichungen zur Kenntnis Rankes.
Ausgewahlte Schriften. 1898.
Dröysen I. G. Grundriss der Historik. 1868. 3 Aufl. 1882.
Euken R. Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt. 1896.2
Aufl. 1907.
Euken R. Philosophie der Geschichte. 1907. — Die Kultur der
Gegenwart. 1.6.
Eulenburg F. Gesellschaft und Natur. 1905 — Archiv für
Socialwissenschaft und Politik. Bd. XXI.
Faust A. H. Rickert und seine Stellung innerhalb der deutschen
Philosophie der Gegenwart. Tüb., 1927.
Frischeisen-Köhler M. Über die Grenzen der naturwissenschaft
lichen Begriffebildung. I, II u. III. 1906 u. 1907 — Archiv für syst.
Philos. Bd. XII, Xlil.
Gottl F. Der Herrschaft des Wortes. 1901.
Gottl F. Die Grenzen der Geschichte. 1904.
Gottl F. Zur socialwissenschaftlichen Begriffsbildung. I. Umrisse
einer Theorie des Individuellen. 1906. — Archiv für Socialwissen-
schaft und Sozialpolitik. Bd. XXIII.
491
Grotenfelt A. Die Wertschätzung inde Geschichte. 1903. —
Wertmasstäbe in der Geschichtsphilosophie. 1905.
Hartmann L. Über historische Entwicklung. 1905.
Hettner A. Das System der Wissenschaften. — Preussischer
Jahrbücher. Bd. CXXII, 1905.
Hettner A. Das Wesen und die Methoden der Geographie, —
Geogr. Zeitschrift, Bd. Xj.
Hintze Ö. Über individualistische und kollektivistische
Geschichtsauffassung. 1897. — Hist. Zeitschrift, Bd. 78.
Hughes P. The concept action in history and in the natural sei*
ences. 1905.
Kistiakowski Th. gesellschaft und Einzelwesen. 1899.
Kuntze Fr. Die Kritische Lehre von der Objektivität. 1906.
Lacombe P. L’histoire comme science. 1901. — Revue de
synthese historique. Bd. III.
Lamprecht K. Was ist Kulturgeschichte? 1896.
Lamprecht K. Die kulturhistorische Methode. 1900.
Lamprecht K. Moderne Geschichtswissenschaft. 1905.
Langlois et Seignobos. Introductions aux 6tudes historiques.
1899. (Ланглуа и Сенебос. Введение в изучение истории. СПб.)
Lask E. Fichtes Idealismus und die Geschichte. 1902.
LindnerTh. Geschichfsphilosophie. 1901,2 Aufl. 1904.
Lorenz O. Die Geschichtswissenschaft in Hauptrichtungen und
Aufgaben. 1886 u. 1896.
Lotze H. Mikrokosmos. III. 1864.
Medicus F. Kant und Ranke. 1903. — Kantstudien, Bd. VIII.
Mehlis G. Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799-
1804,
gewürdigt
vom
Standpunkt
der
modernen
geschichtsphilosophischen Problembildung. 1907.
Menger C. Untersuchungen über die Methode der
Socialwissenschaften.
1883 (K. Менгер. Исследования о методе
социальных наук и политической экономии в особенности. СПб.,
1894).
Meyer Ed. Zur Theorie und Methodik der Geschichte. 1902 (Э.
Мейер.
К
теории и методике истории. М.,
1903).
Naville A. De la classification des sciences. 1888.
Nietsche F. Vom Nutzen und Nachteill der Historie für das leben.
1874 (Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни).
Nietsche F. Werke. Bd. 1-19, Lpz., 1903-12.
Paul H. Prinzipien der Shrachgeschichte. 1880.
Pava A. La classificazione delle science e le disciplini sociali.
1904.
Richter Ed. Die Vergleichbarkeit naturwissenschaftlicher und
geschichtlicher Forschungsergebnisse. 1903.
492