Файл: Электронныйучебнометодический комплексмодуль Основы правовых норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Социальное обеспечение граждан
Социальное обеспечение в Российской Федерации
Всеобщей декларацией прав человека установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Конкретизируя данный принцип, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение представляет собой такие общественные отношения, урегулированные нормами права, в результате которых происходит перераспределение части государственного бюджета и распределение средств внебюджетных фондов социального страхования в объеме и на условиях, установленных законом, в целях предоставления физическим лицам материальных благ, медицинской помощи, социального обслуживания при наступлении объективных социально значимых обстоятельств.
В качестве таких обстоятельств могут выступать: утрата заработка или трудового дохода; отсутствие средств в объеме прожиточного минимума; полная или частичная потеря трудоспособности; потеря кормильца; наступление старости и др.
Социальное обеспечение выполняет следующие основные функции: экономическую: социальное обеспечение необходимо для решения проблемы неравенства доходов людей, которое возникает по независящим от
них обстоятельствам. Оно позволяет, например, возместить заработок, утраченный в связи с наступлением старости. Экономическая функция реализуется посредством распределения средств внебюджетных фондов
(пенсионного, обязательного медицинского страхования, социального страхования и др.) и средств бюджетов всех уровней; политическую: данная функция позволяет восстановить и поддерживать на должном уровне социальный статус граждан, которые в результате наступления тех или иных жизненных обстоятельств не могли ощущать себя полноценными членами общества;
3) демографическую: высокий уровень социального обеспечения в стране позволяет влиять на такие демографические процессы, как, например: продолжительность жизни, воспроизводство населения и др.
В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи».
Понятие социальной помощи
Согласно данному закону под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в этом законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Можно выделить следующие признаки социальной помощи: социальная помощь распространяется на особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан; источниками финансирования служат бюджеты различных уровней;

в рамках социальной помощи указанным выше категориям малоимущих граждан предоставляются особые виды выплат и услуг, которые назначаются решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущих лиц, как правило, после проверки их нуждаемости.
Виды социальной помощи
Основными видами социальной помощи являются следующие.
Денежные выплаты, которые предоставляются лицам и семьям, чьи доходы не достигают величины прожиточного минимума по независящим от них причинам. Их назначение производится адресно, т.е. после проверки органами социальной защиты уровня доходов с учетом имущества обратившегося (другими словами, после проверки его нуждаемости в этой помощи). По этим признакам социальной помощью является ежемесячное пособие на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку ребенка до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения 18 лет).
Денежные выплаты, которые назначаются безработным, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением срока его выплаты. Такие выплаты могут назначаться членам семьи безработного, не достигшим 18 лет (учащимся — 24 лет) и не имеющим самостоятельных источников дохода. Преимущественное право на получение материальной помощи имеют семьи тех безработных, которые содержат инвалидов, воспи- тывают несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, являются вынужденными переселенцами и др. При этом во внимание принимается также уровень среднедушевого дохода на каждого члена семьи безработного.
Субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Значение этого важного вида государственной социальной помощи будет возрастать по мере проведения жилищно-коммунальной реформы. Субсидия — это безналичная форма расчета с гражданами, предоставляемая при превышении
платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Российской Федерации уровня от со- вокупного дохода семьи. Максимально допустимая доля на оплату жилья и коммунальных услуг — это предельная величина совокупного семейного бюджета на их оплату, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Медико-социальная помощь, которая включает в себя профи- лактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Понятие пенсии, виды пенсий
Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях.
Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:
в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости
(инвалидности); в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; в случае их нетрудоспособности в целях предоставления «им средств к существованию.
Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: пенсии за выслугу лет; пенсии по старости; пенсии по инвалидности; социальные пенсии.
Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по возрасту; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет
Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет.
Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет не- обходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.
Пенсия по инвалидности
Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью.
Инвалидность устанавливается специализированными органами медико- социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохра- нения и социального развития
Российской
Федерации
(Мин- здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.


Пенсия по случаю потери кормильца
Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.
Пенсия по старости
Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет.
Страховой стаж
— это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице; период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.
Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.
Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии,
суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются: особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.); особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда); физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению); географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).
Административное право
Понятие административного права, его предмет
Административное право
— это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти
(государственного управления).
Государственное управление представляет собой один из видов деятельности

государственных органов Российской Федерации по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.
Нормы административного права: устанавливают формы и методы государственного управления; регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, а также полномочия должностных лиц этих органов власти; регламентируют взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами; определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления; регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями.
Субъекты административного права
Субъект административного права — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации могут быть участниками
(сторонами) регулируемых общественных отношений. Все субъекты административного права обладают административной правоспособностью.

Административная правоспособность — это установленная и охраняемая государством и правовыми нормами возможность данного субъекта вступать в административные правоотношения.
Административная дееспособность — это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также реализовывать свои права в рамках конкретных административных правоотношений.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. К коллективным субъектам относятся разного рода объединения граждан (государственные и негосударственные).
Административное правонарушение
Административное правонарушение — это посягающее на госу- дарственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения: представляет собой деяние, т.е. либо активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение запрета (например, проезд автомобиля на красный свет), либо пассивное невыполнение обязанности
(бездействие) (например, невыполнение правил охраны труда); представляет собой виновное деяние, т. е. совершается умышленно либо по неосторожности. Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением;