Файл: Копняк Ирина Андреевна г. Пермь 2022 Задание 1 На основе материалов лекции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации (620)
Дисциплина: Система управления качеством образования
Практическое задание 2, Модуль 2. Качество образования: проблемы формирования и управления
Выполнил:
слушатель Козачек Ольга Юрьевна
Преподаватель:
Копняк Ирина Андреевна
г. Пермь – 2022
Задание 1
На основе материалов лекции изучите характеристику основных закономерностей развития образования. Разработайте конкретные педагогические ситуации, иллюстрирующие реализацию 3-4 закономерностей развития образования. Представьте данные ситуации, обоснуйте, каким образом реализуются выявленные Вами закономерности развития образования.
Например, закономерность гуманизации образования может проявляться в межличностном взаимодействии педагога и обучающегося, в частности в обращении к ученику на Вы.
К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:
• Закономерность цели, что проявляется в зависимости цели обучения от уровня развития той или иной науки и общества в целом, от социального заказа, от развития педагогики как науки.
• Закономерность содержания: содержание (суть) обучения в целом зависит от социального заказа, возрастных и психологических особенностей обучающихся и материально-технической базы учебного заведения. Например, нельзя овладение синхронным переводом планировать как элемент учебного процесса, если в учебном заведении отсутствует необходимое для этого оборудование. Равно как и нельзя преподавать алгебру детям младшего школьного возраста, поскольку содержание алгебры как математической области базируется на знаниях арифметики, которая на данном этапе детьми еще не полностью изучена.
• Закономерность качества обучения: качество обучения – это удовлетворение потребностей обучающихся как будущих профессионалов и общества, в них нуждающегося. Поэтому данная закономерность зависит от продуктивности каждоо из предшествующих этапов обучения, характера форм и приемов работы в течение учебного процесса, времени, затраченного наизучение, уровень квалификационной подготовки педагога и мотивации к обучению самих учащихся.
• Закономерность методов обучения (или дидактическая закономерность) предполагает зависимость от владения педагогом методов и приемов обучения, постановки его целей и задач, критериев отбора учебного материала, а также изучаемого предмета, возраста учащихся и уже имеющегося у них уровня подготовки.
• Закономерность стимулирования обучения – это зависимость результатов обучения от побуждающих к участию в нем стимулов. Такими стимулами могут, к примеру, быть желание овладеть той или иной профессией, углубить свой уровень владения иностранным языком, поступить по окончании школы в то высшее учебное заведение, которое ученик желает, либо посредством работы по избранной специальности достичь экономической стабильности.
• Закономерность управления – это зависимость его качества от характера обратной связи, форм и приемов педагогического контроля и качества руководства учебным заведением. Например, вопреки распространенному стереотипу наличие у ректора того или иного вуза весомых достижений в какой-либо области науки само по себе еще не говорит о нем как о грамотном руководителе или менеджере учебного заведения. Равно как и наличие отличной оценки, полученной студентом на экзамене, не всегда свидетельствует о качественном владении им всем изученным учебным материалом, поскольку экзамен по своей структуре затрагивает только какую-то отдельную его часть, нередко выносимую на экзамен методом случайной выборки (например, посредством получения студентом экзаменационного билета, вопросы в котором ему заранее не известны).
Задание 2
Проанализируйте словосочетание «образовательные услуги». Что можно считать образовательной услугой? Выявите основные характеристики образовательных услуг. Приведите конкретные примеры образовательных услуг (не менее 3), определите основные факторы, от которых зависит качество образовательных услуг. Охарактеризуйте данные факторы.
Центральной категорией экономики образования является создаваемый системой образования продукт — «образовательная услуга», который в настоящее время является привычным словосочетанием для всех участников экономических отношений в системе образования — для лиц, предоставляющих эти услуги и их потребляющих. Однако понятие «образовательная услуга» является относительно новым для экономической науки в целом.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образовательная услуга» не определено. В других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения также не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ (п. 5 ст. 38): «Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».
Впервые главное родовое отличие услуги от физического товара было дано Леонардом Берри (1980): физический товар — это предмет, устройство или вещь, в то время как услуга — поступок, исполнение или усилие. Это отличие положило начало многочисленным дискуссиям относительно классического и всеохватывающего определения услуги.
На сегодняшний день нет единого подхода к определению услуги. Его отсутствие и причины многообразия определений услуги заключаются в том, что действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, как и объекты, на которые они направлены. Официальная статистика объединяет все действия в один класс услуг; а границы услуг как специфического нематериального блага довольно размыты.
Во многих учебниках по маркетингу приводится следующий обзор понятия «услуга»:
• все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей или самостоятельного материального продукта;
• любые функции или операции, на которые имеется спрос;
• любое полезное действие или исполнение, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо и не приводит к завладению чем-либо;
• нематериальный актив, производимый для целей сбыта;
• процесс, включающий серию неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами фирмы — поставщика услуг. Данный процесс направлен на решение проблем покупателя услуг;
• экономическое благо в форме деятельности; действие, цель которого повышение потребительской полезности объекта, на который направлено данное действие;
• итог непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению нужд потребителя;
• вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного ранее продукта;
• особая потребительская стоимость, создаваемая в непроизводственной сфере, удовлетворяющая определенные потребности общества и его членов;
• результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности заказчика.
Задание 3
На основе анализа материалов лекции, учебно-методических материалов (статьи, заметки, результаты исследований и др.) составьте и заполните таблицу «Основные стадии развития философии качества».
Для этого воспользуйтесь предложенной формой.
Стадия развития | Характеристика стадии | Основные исторические примеры и открытия | Результаты |
Фаза отбраковки | Ее начало совпало с ремеслом, фактически данная фаза вошла в практику отдельных мастеров, которые проверяли свою работу, мастеров, которые наблюдали за работой подмастерьев, покупателей, которые тщательно перебирали изделия, чтобы сделать покупку. | - | В этом отношении следует вспомнить также цеховые организации средневековых городов, которые, если выражаться современным языком, сертифицировали мастеров присуждали звание мастера после серьезных испытаний качества изделия. Каждое изделие было индивидуальным |
Фаза стандартного качества | В 70-х гг. XIX века в оружейном производстве (заводы Сэмюэля Кольта) родилась идея стандартного качества - изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. | Развитие этой фазы характеризуется выдающимся вкладом американских автомобилестроителей - Леланда (основателя фирмы «Кадиллак») и Генри Форда. Леланд впервые применил в автомобильном производстве работу по калибрам и придумал пару «проходной» и «непроходной» калибр. Форд применил сборочный конвейер и ввел вместо входного контроля комплектующих на сборке выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались, то есть на сборку стали поступать только годные, качественные изделия. Он также создал отдельную службу технического контроля, независимую от производства. | Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров, и негодные отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры. |
Фаза управления качеством | Эта фаза начинается с 20-х гг. XX века. Она представляла собой попытку разрешения и ослабления противоречия в форме, свойственной предыдущей фазе. | - | При этом статистические методы, предложенные Шухартом, дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в техническом процессе. |
Фаза менеджмента качества | Эдвардсом Демингом и Джозефом М. Джураном, приглашенными в порядке правительственной технической помощи в Японию, была осуществлена разработка программы, базировавшейся уже не на совершенствовании только производственных процессов, а на совершенствовании системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, упора на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. | - Кросби - в 1964 г. предложил программу «О дефектов»; - Деминг - являясь одним из ведущих специалистов по статистическим методам обеспечения качества, в 1950 получил приглашение от японского союза ученых и инженеров принять участие в программе восстановления японской промышленности. Там он и предложил программу менеджмента качества из 14 пунктов, разработал принцип постоянного улучшения качества, которые произвели революцию в японской промышленности; Фейгенбаум разработал принципы тотального управления качеством (ТОМ) и параллельного (одновременного) инжиниринга; - Ишикава - придумал «круг качества», предложил диаграммы «причины - следствие» (диаграмма Ишикавы), разработал концепцию управления качеством, в котором участвует весь коллектив предприятия; - Джуран - разработал принцип «триад качества»; | Место концепции недопущения брака к потребителю и концепции увеличения выхода годных изделий заняла концепция «О дефектов». Отметим, что именно данная фаза стала началом образования менеджмента качества в его современном понимании. На данной фазе было преодолено противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства. Претерпели изменения его прежние формы. Применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребители практически во всех странах стали получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене. Идея «общества потребления» воплотилась в жизнь. |
Фаза планирования качества | Относится к середине 60 х гг. Она базировалась на развитии идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты интересов потребителей. | Основные идеи новой фазы высказаны в работах Генити Тагути, доктора Мицуно, в научных разработках компаний «Тойота» и «Мицубиси». Тагути предложил функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов. | Данная фаза была направлена на практическое преодоление противоречия между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах. Данная фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия. Например, требования потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были бы экологичными, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде. В настоящее время эта фаза только зарождается, и ее концепция еще окончательно не сформировалась |
Задание 4
Любое определение показателя качества включает два элемента: получение информации о фактическом значении показателя качества (первичная информация); сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью оценки соответствия. Выберите один метод из числа методов получения первичной информации о показателе качества и на конкретном примере покажите его реализацию, описав источник и способ получения первичной информации. Ответ оформите в виде таблицы, воспользовавшись следующей формой.
Характеристика метода | Источник и способ получения первичной информации | Конкретный пример |
Органолептический метод основан на использовании органов чувств человека, которые служат приемниками информации. В соответствии с органами чувств различают следующие разновидности метода: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой, аудиометод. 70-80% информации о показателях качества получают с помощью визуального метода. | Значения показателей (точнее, качественных характеристик) находят путем анализа полученных ощущений на основе накопленного человеком опыта. Точность заключений определяется степенью развития органов чувств, в частности их сенсорными (чувствительными) возможностями, опытом и квалификацией. Этот метод не исключает использования некоторых несложных технических средств (лупы, линейки), повышающих разрешающую способность органов чувств. | Апельсиновый сок во многих странах мира, в том числе и в России, занимает первое место по потреблению среди других видов соков. Соответственно, этот сок часто фальсифицируется. "Классическая" фальсификация - полная или частичная замена апельсинового сока промывным экстрактом пульпы, т.е. растительных остатков плода апельсина ("pulp wash" или "W.E.S.O.S"), который имеет схожие с апельсиновым соком органолептические характеристики. Идентификация в данном случае должна быть полной. Проведение данной идентификации осуществляется органолептическими методами квалиметрии на основе определенных показателей. В России система таких показателей закреплена в Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и включает следующие группы: 1) показатели, устанавливающие "граничные значения" (например, содержание аскорбиновой кислоты в апельсиновом соке - не менее 200 мл/л); 2) "ориентировочные" показатели, включающие возможный интервал (например, содержание сахарозы в апельсиновом соке 10-50 г/л); 3) расчетные показатели, характеризующие соотношение и взаимосвязь между отдельными соединениями, входящими в состав сока. Например, соотношение глюкозы и фруктозы, доли сахарозы в общем содержании сахара. |