Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»
141300,г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д.6
Тел. 8(496)542-93-09
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Методика Е.Н. Подколзиной
-
«Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения» -
«Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения»
ТРУДНОСТИ ОРИЕНТИРОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Социально – бытовая и пространственная ориентировка — одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах (А. Г. Литвак, В. А. Кручинин, В. С. Сверлов, JL И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.).
Своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушением зрения проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной и социально – бытовой ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности.
Дети, в особенности те, кто страдает глубокими нарушениями зрения, спонтанно, независимо от взрослых, не могут овладеть навыками ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Существует необходимость создания целостной системы обучения ориентировке дошкольников, имеющих различную степень поражения зрения, то есть относящихся к разным подкатегориям: слепые, слабовидящие, дети с пониженным зрением.
В своей работе опираюсь на методику Е.Н. Подколзиной «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения» и «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения»
-
Развитие пространственной ориентировки.
А в рамках целостной системы обучения ориентировке в пространстве необходимо подобрать методики, рассчитанные как на основной контингент моей группы (дети с косоглазием и амблиопией), но и на ребят с глубокой зрительной патологией, то есть слепых и слабовидящих.
Следует уточнить, что дети с косоглазием и амблиопией в зависимости от остроты зрения относятся либо к подкатегории слабовидящих (при остроте зрения от 0,05 до 0,4), либо к подкатегории детей с пониженным зрением (при остроте зрения от 0,5 до 0,8).
Каждая из названных подкатегорий требует особого подхода в процессе обучения пространственной ориентировке.
Причины трудностей в овладении навыками пространственной ориентировки дошкольниками с нарушением зрения:
-
Тотально слепые дети и слепые с остаточным зрением (острота зрения от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу)
-
Невладение техникой ходьбы -
Неумение пользоваться при ориентировке в пространстве остаточным зрением -
Искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве -
Неумение пользоваться при ориентировке в пространстве сохранными анализаторами -
Страх перед самостоятельным передвижением в пространстве
-
Слабовидящие дети, в том числе дошкольники с косоглазием и амблиопией (острота зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу при коррекции очками)
-
Переоценка своих зрительных возможностей -
Неумение пользоваться при ориентировке в пространстве нарушенным зрением -
Искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве -
Неумение пользоваться при ориентировке в пространстве сохранными анализаторами
-
Дети с пониженным зрением, в том числе дошкольники с косоглазием и амблиопией (острота зрения от 0,5 до 0,8 на лучше видящем глазу при коррекции очками)
-
Некоторое искажение восприятия пространственных признаков предметов, глубины пространства, удаленности
Анализ этих трудностей позволяет мне увидеть особенности каждой подкатегории в отношении овладения этим видом деятельности и правильно спланировать обучение.
Так, страх слепых детей перед передвижением в пространстве вызван, как правило, тем, что у них не сформировано такое основное движение, как ходьба. Это не значит, что малолетние слепые не могут ходить, но они нуждаются в постоянной помощи окружающих, то есть ходят за руку или при поддержке взрослых. Методика обучения хорошо раскрывается Е.Н. Подколзиной.
Слабовидящим, детям (которые разделяются на три группы — в зависимости от остроты зрения) свойственна переоценка своих зрительных возможностей, что весьма отрицательно сказывается на успешности их самостоятельной ориентировки в пространстве, ведь они опираются на неточные, фрагментарные зрительные образы. Для них характерно искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве, обусловленное низкой остротой зрения и имеющимися у значительной части детей нарушениями других зрительных функций (например цветового зрения, поля зрения, характера зрения). Обязательно следует развивать у таких детей точность зрительного восприятия, научить их внимательно рассматривать предметы, расположенные в осваиваемом им пространстве, выделять даже с помощью нарушенного зрения световые и цветовые ориентиры, их пространственные признаки: форму, величину, объем,также расположение предметов «от себя» и относительно других объектов.
Важно научить детей этой подкатегории пользоваться в пространственной ориентировке сохранными анализаторами, например, выделять с помощью слуха — звуковые, а с помощью осязания — осязательные ориентиры.
Для слабовидящих детей это не менее значимо, чем для слепых, так как обогащает их представления
о качествах и свойствах предметов, наполняющих пространство, облегчает их узнавание и выделение среди других, определение их месторасположения.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют особую группу детей с нарушением зрения, которые — в зависимости от состояния зрительных функций и этапа лечения — могут быть отнесены либо к подкатегории слабовидящих, либо к подкатегории детей с пониженным зрением. Нарушение глазодвигательных функций у ребенка с косоглазием и амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных признаков предметов, как форма, величина, объем. Монокулярный характер зрения детей, проходящих, как правило, плеоптический этап лечения, затрудняет выполнение ими различных ориентировочных действий с объемными предметами. Плеоптическим называется один из этапов лечения амблиопии, в процессе которого повышается острота зрения
В обучении детей этой группы большое внимание следует уделять упражнениям в зрительной оценке расстояний между предметами или удаленности их «от себя». Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям, верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями. Следует отметить, что дошкольникам с нарушением зрения всех подкатегорий свойственно неумение получать информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов — слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности — и использовать ее в самостоятельной практической ориентировке. Поэтому задача этой работы формирования полисенсорного восприятия является общей для всех. Сознательное включение слабовидящими детьми осязания и слуха в зрительное восприятие предметов и объектов, а также зрения и слуха — в осязательное восприятие увеличивает точность их узнавания.
Дошкольники с нарушением зрения всех подкатегорий отличаются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления, что вызывает трудности ориентировки в пространстве. Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.
Многие дети, особенно с глубокой зрительной патологией, страдают нарушениями микро- и макрокоординации движений, что делает их ориентировку в пространстве замедленной и неточной. Для коррекции этих нарушений требуются постоянные упражнения
Коррекционная программа определяет направления и задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.
Программа рассчитана на обучение слабовидящих детей и ребят с косоглазием и амблиопйей. Обучение ориентировке в пространстве слепых дошкольников осуществляется по программе, разработанной JI. А. Рудаковой
Программный материал распределен по годам обучения: 1-й год обучения (дети 3—4 лет),
2-й год обучения (4—5 лет),
3-й год (5—6 лет),
4-й год (6—7 лет).
Учитывается уровень сформированности пространственной ориентировки у детей, поступающих в группу.
Проводимая мною обследование позволяет выяснить, владеет ли ребенок навыками практического ориентирования в пространстве и имеет ли какие-нибудь пространственные представления. В зависимости от этого определяю, может ли ребенок обучаться по программе своей возрастной группы или ему сначала необходимо освоить программный материал предыдущих лет обучения.
В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке по представленной программе решаю задачи развития:
-
умений ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»; -
полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных в нем предметов; -
ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.); -
в макропространстве (замкнутом — помещения группы, детского сада; открытом — участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»; -
в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);
-
с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы.
Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими-при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.
Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.
-
Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения.
Социализация подразумевает «усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений... Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы».
Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе.
Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).
Социализация детей с патологией зрения может осуществляться с первых дней их пребывания в группе.
С самого начала следует обращать внимание на целенаправленное воспитание у малышей с патологией зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг. Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми.
Успешная социализация детей с нарушением зрения во многом обеспечивается их:
-
умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность); -
умением самостоятельно ориентироваться в пространстве; определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых), -
умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими.
При организации коррекционно-педагогической работы учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, обусловленные их личностными психологическими качествами, а также и дифференцированные особенности, связанные с диагнозом зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состоянием их здоровья.
Обследование выявляет уровень сформированности у каждого ребенка с патологией зрения навыков самостоятельной деятельности (как элементарной предметно-практической и игровой, так и учебной), умений общаться со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать с ними.
Трудности общения у ребенка с патологией зрения также рассматриваются мной как отклонение в его развитии, обусловленное многими факторами, в том числе и социальными.
Социализация детей с нарушением зрения включает в себя не только овладение ими жизненно необходимыми элементарными навыками. Важнейшее значение приобретает умение взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, а также эмоциональная отзывчивость на происходящее. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в играх, в быту, на занятиях. У таких детей в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная коррекционная программа по их социализации. Программный материал распределен по возрастным группам:
Младшая группа (дети 3—4 лет),
Средняя группа (4—5 лет),
Старшая группа (5—6 лет),
Подготовительная группа (6—7 лет).
Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют наиболее многочисленную часть контингента воспитанников группы для детей с нарушением зрения. Содержание коррекционного воспитания и обучения, направленных на решение проблем социализации детей с патологией зрения, огромную роль играют специальные коррекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке.
В процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке ставлю перед собой следующие цели:
-
Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. -
Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса. -
Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами. -
Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.,
Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:
1. Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного (у слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией) или остаточного (у слепых детей) зрения и сохранных анализаторов (у детей всех категорий).
2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их прмзнаки, свойства, качества.
-
Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений. -
Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой). -
Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
Следует обратить внимание на то, что занятия по социально- бытовой ориентировке заключают в себе наибольшие возможности для коррекции имеющихся у детей с нарушением зрения вторичных отклонений в развитии. Социально-бытовая ориентировка - деятельность, в которой дошкольник с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей успешность его социализации и, в первую очередь, возможность принятия новых условий школьной жизни.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТАПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
1-й год обучения
ПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения).
Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой — маленький, твердый — мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки); называть действия с предметами и материалами, различать и называть противоположные действия (одеться — раздеться, стоять — сидеть, расстегнуть — застегнуть).
Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит).
Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов).
Знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Дети должны знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.
Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
Учить пониманию слов: посуда, одежда, книги, мебель и др.
ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ
Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им.
В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Видеть качество труда взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво). Уметь благодарить взрослых за заботу о детях. Упражнять детей в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место. Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых.
Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.
НАБЛЮДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
Организовать небольшие экскурсии вокруг детского сада, в ближайший парк, лес, по улицам города (поселка).
Наблюдения за людьми, их поведением на улице.