Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»

141300,г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д.6

Тел. 8(496)542-93-09


РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Методика Е.Н. Подколзиной


  • «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения»

  • «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения»


ТРУДНОСТИ ОРИЕНТИРОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Социально – бытовая и пространственная ориентировка — одна из актуаль­ных и трудных проблем, входящих в сферу социаль­ной адаптации детей с нарушением зрения. Это объяс­няется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его спо­собности самостоятельно ориентироваться в простран­стве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в обще­ственных местах (А. Г. Литвак, В. А. Кручинин, В. С. Сверлов, JL И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.).

Своеобразие психофизического развития дошколь­ников с нарушением зрения проявляется в их недоста­точной двигательной активности, сложностях форми­рования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной и социально – бытовой ориен­тировки, которые в дальнейшем ограничивают само­стоятельность человека в любой деятельности.

Дети, в особенности те, кто страдает глубокими на­рушениями зрения, спонтанно, независимо от взрос­лых, не могут овладеть навыками ориентирования и нуждаются в систематическом це­ленаправленном обучении.

Существует необходимость создания целостной си­стемы обучения ориентировке до­школьников, имеющих различную степень поражения зрения, то есть относящихся к разным подкатегориям: слепые, слабовидящие, дети с пониженным зрением.

В своей работе опираюсь на методику Е.Н. Подколзиной «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения» и «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения»


  1. Развитие пространственной ориентировки.


А в рамках целостной системы обучения ори­ентировке в пространстве необходимо подобрать методики, рассчитанные как на основ­ной контингент моей группы (дети с косогла­зием и амблиопией), но и на ребят с глубокой зри­тельной патологией, то есть слепых и слабовидящих.

Следует уточнить, что дети с косоглазием и амб­лиопией в зависимости от остроты зрения относятся либо к подкатегории слабовидящих (при остроте зре­ния от 0,05 до 0,4), либо к подкатегории детей с по­ниженным зрением (при остроте зрения от 0,5 до 0,8).

Каждая из названных подкатегорий требует осо­бого подхода в процессе обучения пространственной ориентировке.

Причины трудностей в овладении навыками пространственной ориентировки дошкольниками с нарушением зрения:

  1. Тотально сле­пые дети и сле­пые с остаточ­ным зрением (острота зрения от 0 до 0,04 на лучше видя­щем глазу)

  • Невладение тех­никой ходьбы

  • Неумение пользо­ваться при ориен­тировке в прост­ранстве остаточ­ным зрением

  • Искаженное вос­приятие предме­тов и их располо­жения в прост­ранстве

  • Неумение пользо­ваться при ориен­тировке в прост­ранстве сохран­ными анализато­рами

  • Страх перед са­мостоятельным передвижением в пространстве




  1. Слабовидящие дети, в том числе дошколь­ники с косогла­зием и амблио­пией (острота зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу при коррекции очками)

  • Переоценка сво­их зрительных возможностей

  • Неумение пользо­ваться при ориен­тировке в прост­ранстве нарушен­ным зрением

  • Искаженное вос­приятие предме­тов и их располо­жения в прост­ранстве

  • Неумение пользо­ваться при ориен­тировке в прост­ранстве сохран­ными анализато­рами




  1. Дети с понижен­ным зрением, в том числе дошкольники с косоглазием и амблиопией (ост­рота зрения от 0,5 до 0,8 на лучше видящем глазу при кор­рекции очками)

  • Некоторое иска­жение восприя­тия пространст­венных призна­ков предметов, глубины прост­ранства, удален­ности


Анализ этих трудностей позволяет мне увидеть особен­ности каждой подкатегории в отношении овладения этим видом деятельности и правильно спланировать обучение.

Так, страх слепых детей перед передвижением в пространстве вызван, как правило, тем, что у них не сформировано такое основное движение, как ходьба. Это не значит, что малолетние слепые не могут хо­дить, но они нуждаются в постоянной помощи окру­жающих, то есть ходят за руку или при поддержке взрослых. Методика обучения хорошо раскрывается Е.Н. Подколзиной.

Слабовидящим, детям (которые разделяются на три группы — в зависимости от остроты зрения) свой­ственна переоценка своих зрительных возможностей, что весьма отрицательно сказывается на успешности их самостоятельной ориентировки в пространстве, ведь они опираются на неточные, фрагментарные зри­тельные образы. Для них характерно искаженное вос­приятие предметов и их расположения в простран­стве, обусловленное низкой остротой зрения и имею­щимися у значительной части детей нарушениями других зрительных функций (например цветового зрения, поля зрения, характера зрения). Обязательно следует развивать у таких детей точность зрительного восприятия, научить их внимательно рассматривать предметы, расположенные в осваиваемом им пространстве, выделять даже с помощью нарушенного зрения световые и цветовые ориентиры, их пространственные признаки: форму, величину, объем,также расположение предметов «от себя» и относи­тельно других объектов.

Важно научить детей этой подкатегории пользо­ваться в пространственной ориентировке сохранными анализаторами, например, выделять с помощью слу­ха — звуковые, а с помощью осязания — осязатель­ные ориентиры.

Для слабовидящих детей это не менее значимо, чем для слепых, так как обогащает их представления

о качествах и свойствах предметов, наполняющих пространство, облегчает их узнавание и выделение среди других, определение их месторасположения.

Дошкольники с косоглазием и амблиопией со­ставляют особую группу детей с нарушением зрения, которые — в зависимости от состояния зрительных функций и этапа лечения — могут быть отнесены либо к подкатегории слабовидящих, либо к подкатегории детей с пониженным зрением. Нарушение глазодвигательных функций у ребен­ка с косоглазием и амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных признаков предметов, как форма, величина, объем. Монокуляр­ный характер зрения детей, проходящих, как прави­ло, плеоптический этап лечения, затрудняет выполне­ние ими различных ориентировочных действий с объемными предметами. Плеоптическим называется один из этапов лечения амблиопии, в процессе кото­рого повышается острота зрения

В обучении детей этой группы большое внимание следует уделять упражнениям в зрительной оценке расстояний между предметами или удаленности их «от себя». Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям, верно определить, на­сколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями. Следует отметить, что дошкольникам с нарушени­ем зрения всех подкатегорий свойственно неумение получать информацию о пространстве с помощью со­хранных анализаторов — слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности — и ис­пользовать ее в самостоятельной практической ориен­тировке. Поэтому задача этой работы формирования полисенсорного восприятия является общей для всех. Сознательное включение слабовидящими детьми осязания и слуха в зрительное восприятие предметов и объектов, а также зрения и слуха — в осязательное восприятие увеличивает точ­ность их узнавания.

Дошкольники с нарушением зрения всех подкате­горий отличаются малым запасом предметных и про­странственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления, что вызывает трудности ориентиров­ки в пространстве. Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению про­странственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закреп­ленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.

Многие дети, особенно с глубокой зрительной па­тологией, страдают нарушениями микро- и макро­координации движений, что делает их ориентировку в пространстве замедленной и неточной. Для коррек­ции этих нарушений требуются постоянные упражне­ния

Коррекционная программа определяет направления и задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников с на­рушением зрения на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.

Программа рассчитана на обучение слабовидящих детей и ребят с косоглазием и амблиопйей. Обучение ориентировке в пространстве слепых дошкольников осуществляется по программе, разработанной JI. А. Ру­даковой

Программный материал распределен по годам обу­чения: 1-й год обучения (дети 3—4 лет),

2-й год обу­чения (4—5 лет),

3-й год (5—6 лет),

4-й год (6—7 лет).

Учи­тывается уровень сформированности пространственной ориентировки у детей, поступающих в группу.

Проводимая мною обследование позво­ляет выяснить, владеет ли ребенок навыками практи­ческого ориентирования в пространстве и имеет ли какие-нибудь пространственные представления. В за­висимости от этого определяю, может ли ребенок обучаться по программе своей возрастной группы или ему сначала необходимо освоить про­граммный материал предыдущих лет обучения.

В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке по представленной программе решаю задачи развития:

  • умений ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»;

  • полисенсорного восприятия окружающего про­странства и расположенных в нем предметов;

  • ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.);

  • в макропространстве (замкнутом — помещения группы, детского сада; открытом — участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точ­кой отсчета «от себя»;

  • в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предме­тами»);


  • с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы.

Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терми­нов и умений самостоятельно пользоваться ими-при обозначении в речи чувственно воспринимаемых про­странственных отношений и направлений простран­ства.

Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом простран­стве.


  1. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения.


Социализация подразумевает «усвоение индивидом со­циального опыта, системы социальных связей и отношений... Социализация включает познание человеком социальной дей­ствительности, овладение навыками практической индивиду­альной и групповой работы».

Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе.

Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

Социализация детей с патологией зрения может осущест­вляться с первых дней их пребывания в группе.

С самого начала следует обращать внимание на целенап­равленное воспитание у малышей с патологией зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг. Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми.

Успешная социализация детей с нарушением зрения во многом обеспечивается их:

  • умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные пред­ставления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные ана­лизаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность);

  • умением самостоятельно ориентироваться в пространстве; определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной де­ятельности взрослых),

  • умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими.


При организации коррекционно-педагогической работы учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, обусловленные их личностными психоло­гическими качествами, а также и дифференцированные особен­ности, связанные с диагнозом зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состоянием их здоровья.

Обследование выявляет уровень сформированности у каждого ребенка с патологией зрения навыков самостоятельной деятельности (как элементарной предметно-практической и игровой, так и учебной), умений общаться со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать с ними.

Трудности общения у ребенка с патологией зрения также рассматриваются мной как отклонение в его развитии, обуслов­ленное многими факторами, в том числе и социальными.

Социализация детей с нарушением зрения включает в себя не только овладение ими жизненно необходимы­ми элементарными навыками. Важнейшее значение приобрета­ет умение взаимодействовать с окружающими детьми и взрос­лыми, а также эмоциональная отзывчивость на происходящее. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохран­ными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет им быть самостоятельными, ак­тивными и успешными в играх, в быту, на занятиях. У таких детей в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целе­направленная коррекционная программа по их социализации. Программный материал распределен по возрастным группам:

Младшая группа (дети 3—4 лет),

Средняя группа (4—5 лет),

Старшая группа (5—6 лет),

Подготовительная группа (6—7 лет).
Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют наи­более многочисленную часть контингента воспитанников группы для детей с нарушением зрения. Содержание коррекционного воспитания и обучения, направ­ленных на решение проблем социализации детей с патологией зрения, огромную роль играют специальные кор­рекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке.

В процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке ставлю перед собой следующие цели:

  • Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  • Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-вос­становительного процесса.

  • Научить детей строить свое поведение в элементарных жиз­ненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со свер­стниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.

  • Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.,


Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:

1. Формирование у детей адекватных представлений об окру­жающем мире на основе использования нарушенного (у слабо­видящих и детей с косоглазием и амблиопией) или остаточного (у слепых детей) зрения и сохранных анализаторов (у детей всех категорий).

2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их прмзнаки, свойства, качества.

  1. Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.

  2. Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, уме­ний и навыков, при наличии которых они смогут свободно са­мостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).

  3. Осуществление взаимосвязи содержания специальных кор­рекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с обще­образовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.

Следует обратить внимание на то, что занятия по социально- бытовой ориентировке заключают в себе наибольшие возможности для коррекции имеющихся у детей с нарушением зрения вторич­ных отклонений в развитии. Социально-бытовая ориентировка - де­ятельность, в которой дошкольник с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей ус­пешность его социализации и, в первую очередь, возможность при­нятия новых условий школьной жизни.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТАПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА


1-й год обучения

ПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения).

Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой — маленький, твердый — мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки); называть действия с предметами и материалами, различать и называть противоположные действия (одеться — раздеться, стоять — сидеть, расстегнуть — застегнуть).

Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит).

Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов).

Знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Дети должны знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.

Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.

Учить пониманию слов: посуда, одежда, книги, мебель и др.

ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ

Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им.

В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Видеть качество труда взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво). Уметь благодарить взрослых за заботу о детях. Упражнять детей в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место. Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых.

Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

НАБЛЮДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Организовать небольшие экскурсии вокруг детского сада, в ближайший парк, лес, по улицам города (поселка).

Наблюдения за людьми, их поведением на улице.