Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.
Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.
Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада и на участке; совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы ребенка (нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния).
Закреплять и развивать умение различать пространственные признаки предметов и пространственное отношение между ними с помощью зрения и осязания.
Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры.
Развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещениях детского сада и на участке.
Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; в процессе сравнения реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале: при повороте на 90° и 180°. Дать детям представление о правилах поведения пешеходов на улице: познакомить с понятиями: улица, мостовая, тротуар, пешеходный переход, проезжая часть, светофор.
Дидактические игры и упражнения: «Угадай, кто здесь стоит», «Расскажи, что где находится», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол», «Встань так, чтобы справа от тебя было окно», «Найди предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Путешествие по детскому саду», «Найди спрятанную игрушку», «Правильно пойдешь — игрушку найдешь», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда звали?», «Сделай два шага назад, поверни направо и т.д.», «Что изменилось?», «Найди предметы названной формы», «Сравни два предмета», «Куда села бабочка?», «Найди по схеме», «Расположи предметы по схеме», «Нарисуй, что где находится», «Нарисуй схему по словесному описанию», «Составь изображения на фланелеграфе», «Составь узор из геометрических фигур», «Расскажи, какой предмет звучит», «Что слышишь вокруг?».
4-й год обучения
Закреплять умение детей выделять парно-противоположные направления окружающего пространства (направо — налево, вперед — назад, вверх — вниз, с точкой отсчета от себя).
Развивать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами.
Учить определять направления движения в пространстве (в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов, например, заводной игрушки).
Совершенствовать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.
Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
Закреплять представление детей об относительности пространственных отношений.
Развивать умение детей определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины (правая — левая... и т.д.).
Развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.
Учить словесно обозначать сравниваемые реальные и отображенные в зеркале пространственные отношения.
Закреплять умение детей определять парно-противоположные направления своего тела после поворота на 90° и 180°.
Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.
Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа, фланелеграфа, стола, доски).
Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства; менять местоположение предметов в микропространстве, определять разницу в расположении предметов в микропространстве; словесно обозначать расположение предметов в микропространстве.
Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам ортоптистки, врача, тифлопедагога, логопеда, заведующей, методиста детского сада, в музыкальный и физкультурный залы, на кухню, в прачечную; словесно обозначать свой путь до различных помещений детского сада.
Самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; учить, как пройти до участка своей группы, соседних групп, спортивной площадки, до ворот детского сада, вокруг детского сада; словесно описывать свой путь.
Учить детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро (или автобусной остановке), до ближайшего магазина, школы, почты и т.д.
Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя ходить, бегать, играть на проезжей части улицы); закреплять эти знания в подвижных и дидактических играх.
Формировать у детей обобщенное представление об окружающем пространстве.
Развивать умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов.
Учить активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в практической ориентировке.
Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.
Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, словесно обозначая направление своего движения.
Составлять схемы помещений группы (групповой, спальной и туалетной комнат), детского сада (музыкального зала, кабинета врача, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с реальным пространством.
Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.
Учить читать схемы пути и окружающего пространства.
Развивать умение детей моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная комнаты, кабинет врача, кухня, прачечная и т.д.).
Дидактические игры и упражнения: «Повернись направо — налево, вперед — назад», «Наклонись направо — налево, вперед — назад», «Иди вперед, повернись направо и т.д.», «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки», «Иди в том направлении, которое я назову», «Найди дорогу до своего домика по ориентирам», «Дойди до флажка»,
«Что по ориентирам», «Дойди до флажка», «Что изменилось?», «Расскажи, как пройти к музыкальному залу (кабинету тифлопедагога и т.д.)», «Расскажи, как пройти на участок», «Дорога на почту (в школу, магазин и т.д.)», «Где что находится?», «Расставь мебель в кукольной комнате», «Расскажи, как расставлена мебель в кукольной комнате», «Нарисуй кукольную комнату», «Нарисуй путь из группы в кабинет логопеда и т.п.», «Нарисуй путь от выхода из детского сада до ворот», «Найди спрятанную игрушку по схеме», «Расставь игрушки (на столе, скамейке, в шкафу, в кукольной комнате, в группе)», «Расположи геометрические фигуры на фланелеграфе в местах, которые я назову (помести кружок в правый верхний угол)» и т.д.