Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения


Проведение обследования детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало. Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от тифлопедагога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Общие требования к характеру стимульного материала

Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие:

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60— 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

Стимульный материал должен отвечать ряду условий:

- пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;

- соотношение с реальным цветом объектов;

- высокий цветовой контраст (80 — 95 %);

- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер персептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).



Систематизация материала для проведения тифлопедагогического обследования.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тестирование представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия:
- зрительно-моторная координация:

включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.
- фигурно-фоновое различение:

включает нахождение заданной фигуры при увеличении количество фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.
- постоянство очертаний:

включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной фигуры предлагаются круг и квадрат.
- положение в пространстве:

включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
- пространственные отношения:

включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
- комплексный тест:

включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей, согласно заданному образцу.
- цветовое восприятие:

включает узнавание и распознавание предметов по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
- восприятие формы:

включает узнавание и распознавание геометрических фигур по форме.
- восприятие величины:

включает распознавание предметов по величине, длине, высоте, ширине, толщине.
Виды тестирования:

  • Индивидуальное тестирование


Проводится с детьми, имеющими проблемы поведения, испытывающими трудности при работе в группе, а также детьми с трудностями в обучении;

  • Подгрупповое тестирование

Количество детей при тестировании от 5 до 12 человек, но предпочтительнее более малочисленная группа. Многочисленные группы требуют более 1 наблюдателей, знакомых с проведением теста. В адаптационный период тестирование не проводится.
Инструкция по проведению тестирования:

Инструкции должны соответствовать возрасту испытуемых. Повторение инструкций возможно, без изменений и усложнений. При подгрупповом тестировании объяснение может сопровождаться демонстрациями на доске. Лучше, если дети сидят по одному. Индивидуальное и подгрупповое тестирование продолжается 15 – 30 минут с перерывом на зрительную гимнастику.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.


Старшая группа (5 – 6 лет)

Подготовительная группа (6 – 7 лет)




сентябрь

май




сентябрь

май

ТЕСТ № 1

Задания № 1,2,3,8,10,

12

Задания№4,5,6,7,9,11


ТЕСТ № 3

Задания № 1

Задания № 2

ТЕСТ № 2

Задания № 1,2

Задания № 3, 4

ТЕСТ № 4

Задания № 1,2

Задания №

3, 4

ТЕСТ № 5

Задания № 1,2, 3, 4

Задания № 5, 6, 7, 8

ТЕСТ № 6

Задания № 1,2

Задания №

3, 4

ТЕСТ № 7

Проводится полностью (в соответствии с программой)

ТЕСТ № 8

Проводится полностью (в соответствии с программой)

ТЕСТ № 9

Проводится полностью (в соответствии с программой)


Инструкция исследователя
:

Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди следующую инструкцию. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок.
Материалы: тестовые карточки, простой карандаш или фломастер.
Тест № 1 . Зрительно-моторная координация.
Инструкция ко всем заданиям теста:

«Не отрывай ка­рандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот».
Задание 1.Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 1, 0 баллов.

1 балл:

Если нарисована непрерывная линия от точки до звездочки, изгиб или неболь­шой угол в детском рисунке не влияет на оценку.

Если ребенок отрывал карандаш от бу­маги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов:

Если линия выходит за пределы стиму­лирующих точек не более чем на 0,5 см.

О баллов:

Если линия нарисована с явными раз­рывами, острыми углами или обведена не­сколько раз, а так же если сделаны исправ­ления:

Если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от стимулирующих точек.

Если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз):
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (по­казать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой линии до

середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закон­чив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 2, 1,0. балла.

2 балла:

Если нарисована непрерывная линия от середины левой вертикальной линии до се­редины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат: Если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвле­ний или острых углов:

Если линия начинается или заканчивает­ся на расстоянии более чем 0,5 см от середи­ны стимулирующих линий (вверх или вниз).

1 балл:

Если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см:


Если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см:

0 баллов:

Если линия нарисована с явными раз­рывами, острыми углами или разветвления­ми, а также с большими исправлениями:

Если линия выходит за пределы стиму­лирующих линий или начинается или заканчивается на расстоянии более 1 см от стимулирующих линий:
Задание 3.Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не за­девала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. За­кончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 2, 1, 0 балла.

2 балла:

Если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или больших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат:

Если ребенок отрывал карандаш, но не­прерывная линия без явных разрывов, ост­рых углов:

Если линия короче или длиннее стиму­лирующих линий не более чем на 0,5 см:

1 балл:

Если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стиму­лирующих линий:

Если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см:

0 баллов:

Если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий:

Если видны явные разрывы или острые углы:

Если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см:

Если нарисованная линия короче сти­мулирующих линий (справа или слева) бо­лее чем на 0,7 см:

Если линия нарисована неровно, толч­ками, явно заметен тремор:
Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.
Возможные оценки —1,0.

Критерии оценок аналогичны критериям за­дания 1.
Задание 5.Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая ка­рандаш от бумаги, и соедини середину верхней линии с се­рединой нижней.
Возможные оценки — 2, 1,0.

Критерии оценок аналогичны критериям за­дания 2.
Задание 6.Проведи вертикальную прямую линию посере­дине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки, за­кончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 2, 1, 0.

Критерии оценок аналогичны критериям за­дания 3.
Задания 7—12(инструкция, приведенная ниже, аналогич­на для всех заданий). Сейчас тебе нужно обвести нарисо­ванную фигуру по прерывистой линии, а затем точно та­кие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направ­лении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закон­чив, отложи карандаш.