Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения
Проведение обследования детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало. Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от тифлопедагога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.
В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.
Общие требования к характеру стимульного материала
Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие:
Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60— 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.
Стимульный материал должен отвечать ряду условий:
- пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- соотношение с реальным цветом объектов;
- высокий цветовой контраст (80 — 95 %);
- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.
Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер персептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Систематизация материала для проведения тифлопедагогического обследования.
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тестирование представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия:
- зрительно-моторная координация:
включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.
- фигурно-фоновое различение:
включает нахождение заданной фигуры при увеличении количество фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.
- постоянство очертаний:
включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной фигуры предлагаются круг и квадрат.
- положение в пространстве:
включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
- пространственные отношения:
включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
- комплексный тест:
включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей, согласно заданному образцу.
- цветовое восприятие:
включает узнавание и распознавание предметов по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
- восприятие формы:
включает узнавание и распознавание геометрических фигур по форме.
- восприятие величины:
включает распознавание предметов по величине, длине, высоте, ширине, толщине.
Виды тестирования:
-
Индивидуальное тестирование
Проводится с детьми, имеющими проблемы поведения, испытывающими трудности при работе в группе, а также детьми с трудностями в обучении;
-
Подгрупповое тестирование
Количество детей при тестировании от 5 до 12 человек, но предпочтительнее более малочисленная группа. Многочисленные группы требуют более 1 наблюдателей, знакомых с проведением теста. В адаптационный период тестирование не проводится.
Инструкция по проведению тестирования:
Инструкции должны соответствовать возрасту испытуемых. Повторение инструкций возможно, без изменений и усложнений. При подгрупповом тестировании объяснение может сопровождаться демонстрациями на доске. Лучше, если дети сидят по одному. Индивидуальное и подгрупповое тестирование продолжается 15 – 30 минут с перерывом на зрительную гимнастику.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Старшая группа (5 – 6 лет) | Подготовительная группа (6 – 7 лет) | ||||
| сентябрь | май | | сентябрь | май |
ТЕСТ № 1 | Задания № 1,2,3,8,10, 12 | Задания№4,5,6,7,9,11 | ТЕСТ № 3 | Задания № 1 | Задания № 2 |
ТЕСТ № 2 | Задания № 1,2 | Задания № 3, 4 | ТЕСТ № 4 | Задания № 1,2 | Задания № 3, 4 |
ТЕСТ № 5 | Задания № 1,2, 3, 4 | Задания № 5, 6, 7, 8 | ТЕСТ № 6 | Задания № 1,2 | Задания № 3, 4 |
ТЕСТ № 7 | Проводится полностью (в соответствии с программой) | ||||
ТЕСТ № 8 | Проводится полностью (в соответствии с программой) | ||||
ТЕСТ № 9 | Проводится полностью (в соответствии с программой) |
Инструкция исследователя
:
Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди следующую инструкцию. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок.
Материалы: тестовые карточки, простой карандаш или фломастер.
Тест № 1 . Зрительно-моторная координация.
Инструкция ко всем заданиям теста:
«Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот».
Задание 1.Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 1, 0 баллов.
1 балл:
Если нарисована непрерывная линия от точки до звездочки, изгиб или небольшой угол в детском рисунке не влияет на оценку.
Если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов:
Если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.
О баллов:
Если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а так же если сделаны исправления:
Если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от стимулирующих точек.
Если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз):
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой линии до
середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 2, 1,0. балла.
2 балла:
Если нарисована непрерывная линия от середины левой вертикальной линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат: Если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов:
Если линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от середины стимулирующих линий (вверх или вниз).
1 балл:
Если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см:
Если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см:
0 баллов:
Если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а также с большими исправлениями:
Если линия выходит за пределы стимулирующих линий или начинается или заканчивается на расстоянии более 1 см от стимулирующих линий:
Задание 3.Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 2, 1, 0 балла.
2 балла:
Если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или больших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат:
Если ребенок отрывал карандаш, но непрерывная линия без явных разрывов, острых углов:
Если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем на 0,5 см:
1 балл:
Если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий:
Если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см:
0 баллов:
Если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий:
Если видны явные разрывы или острые углы:
Если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см:
Если нарисованная линия короче стимулирующих линий (справа или слева) более чем на 0,7 см:
Если линия нарисована неровно, толчками, явно заметен тремор:
Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.
Возможные оценки —1,0.
Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.
Задание 5.Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соедини середину верхней линии с серединой нижней.
Возможные оценки — 2, 1,0.
Критерии оценок аналогичны критериям задания 2.
Задание 6.Проведи вертикальную прямую линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки, закончив, отложи карандаш.
Возможные оценки — 2, 1, 0.
Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.
Задания 7—12(инструкция, приведенная ниже, аналогична для всех заданий). Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.