Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (6 – 7 ЛЕТ).


  1. ТЕСТ: «Я ШКОЛЬНИК» проводится по двум направлениям.

«Хочу ли я в школу?»
1. Когда пойдешь в школу, у тебя появится много новых друзей?

2. Тебе интересно, какие будут уроки?

3. Тебе хочется, чтобы уроки длились дольше, чем перемена?

4. Когда пойдешь в школу, будешь хорошо учиться?

5. В школе интереснее, чем в детском саду?

6. Тебе хочется в школу? Почему?

7. Если бы тебе разрешили, ты бы пошел учиться в этом году?

(положительный ответ – 1 балл, отрицательный – 0 б.

1 – 3 б. не плохо живет и без школы;

4 – 6 б. хочет в школу, уточнить, для чего;

6 – 7 б. представляет основные предназначения школы)
«Что я знаю о школе».


  1. Как обращаться к учителю?

  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-нибудь спросить?

  3. Что такое урок?

  4. Как узнать, что начинается урок?

  5. Что такое перемена?

  6. Для чего нужна перемена?

  7. Как в школе называют столы, за которыми сидят дети?

  8. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?

  9. Что такое отметка?

  10. Какие отметки плохие, какие хорошие?

  11. Что такое школьный дневник?

  12. В классе учатся дети одного возраста или разного?

  13. Что такое каникулы?

(положительный ответ – 1балл, отрицательный – 0 б.

1 – 5 б. низкий уровень, провести игру «Лесная школа»

6 – 9 б. средний уровень, побеседовать о школе.

10 – 13 б. в школе не будет неожиданностей. )
2. УРОВЕНЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ.


  1. Назови своё полное имя и фамилию.

  2. Сколько тебе лет? Назови дату своего рождения?

  3. Назови имя и отчество твоей мамы. Где и кем она работает?

  4. Назови имя и отчество твоего папы. Где и кем он работает?

  5. Назови свой домашний адрес?

  6. Как называется страна, в которой ты живешь?

  7. Какие времена года ты знаешь?

  8. Какие дни недели ты знаешь?

  9. Какие части суток ты знаешь?

  10. Кто учит детей? Кто лечит людей? Кто строит дома? И.т.д.

  11. Кто больше корова или коза? Птица или пчела?

  12. Что больше 8 или 5; 7 или 3; сосчитай от 3 до 6; от 9 до2?


(положительный ответ – 1 балл; отрицательный – 0 б.

До 6 б. – низкий уровень

7 – 9 б. – средний уровень

10 – 12б. – высокий уровень.)

3. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
проверяется у вновь поступивших детей по программе старшей группы.
4. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.
Ребёнку предлагается разложить или нарисовать фигуры на листе:

- в правом верхнем углу;

- в левом нижнем углу;

- в центре (середине) листа;

- над, под, между, слева, справа; и.т.д.
Ребёнку предлагается рисовать по клеточкам, по инструкции педагога: 6 клеток вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток влево, 2 клетки вверх.
(каждое правильно выполненное указание – 1 балл; неправильно – 0 б.)


  1. ТОНКАЯ МАТОРИКА.




  • Продолжи рисовать узор, не отрывая карандаш от бумаги.

  • Нарисуй такую же фигуру по клеточкам.

  • Скопируй фразу по образцу.

(оценивается в 5 балльной системе).


  1. ВНИМАНИЕ.


Тест: «Переплетённые линии» - оценивается устойчивость внимания.

Ребёнку предлагается рисунок с изображением 5 переплетённых линий. Каждая из них имеет свой номер, у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок должен проследить глазами каждую линию, называя вслух номер линии слева и затем, справа

(оценивается – 5 баллов; за каждую ошибку минус 1 балл.)
Тест: «Корректурная проба» - оценивается скорость распределения и переключение внимания, его объем.

Ребёнку предлагается расставить знаки по образцу.

(Фиксируется время выполнения задания и число ошибок:

- 2 – 3 минуты и без ошибок 3 балла – высокий уровень;

3 -4 минуты и 1ошибки 2 балла – средний уровень;

более 4 минут и 2 ошибки 1 балл– низкий уровень).
Тест: «Хлопни в ладоши, если услышишь название …..» - оценивается слуховое внимание.

Педагог медленно и чётко произносит слова, ребёнок должен хлопнуть, если услышит названия цветка:

МОРКОВЬ, МАК, СИНИЦА, САМОЛЁТ, РОМАШКА, КАРАНДАШ, ТЕТРАДЬ, РАСЧЕСКА, АСТРА, ТРАВА, РОЗА, БЕРЁЗА, КУСТ, ЛИСТ, НЕЗАБУДКА, ВАСИЛЁК, ЧАШКА, ПЕНАЛ, ОДУВАНЧИК И Т. Д.
(Без ошибок – 3 балла; 1-2 ошибки – 2 балла )

  1. ПАМЯТЬ.


Зрительная память: предложить ребёнку посмотреть на картинку в течение 1 минуты. После этого убрать картинку и попросить его перечислить все предметы. (На карточке 10 предметов. Каждый правильно названный предмет оценивается – 1баллом:

9-10 предметов – первый уровень;

6-8 предметов – второй уровень;

менее 6 предметов – третий уровень.)


Слуховая память: Прослушать внимательно 10 слов и постараться их запомнить. Попросить ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке:

ШАР, КОТ, ЛЕС, ОКНО, ГРИБ, ЧАСЫ, ВЕТЕР, СТОЛ, ОЧКИ, КНИГА.

(Оценивается – 1балл за каждое слово;

6 и более слов -1 уровень;

4-5 слов – 2 уровень;

менее 4 слов – 3 уровень.)
Смысловая память: Зачитать ребёнку 8 пар слов. Он внимательно слушает и старается их запомнит. Затем называете ребёнку первое слово из пары, а он должен вспомнить второе слово.

ОСЕНЬ – ДОЖДЬ ВАЗА – ЦВЕТЫ

КУКЛА – ПЛАТЬЕ ЧАШКА – БЛЮДЦЕ

ВОДА – РЫБА МАШИНА – КОЛЕСО

ДОМ – ОКНО КОНУРА – СОБАКА
(За каждый правильный ответ – 1 балл.

7-8 пар первый уровень;

5-6 пар второй уровень;

Менее 5 пар третий уровень.)


  1. МЫШЛЕНИЕ.


Задание №1 «Что сначала, что потом?»

Ребёнок рассматривает картинки и самостоятельно определяет последовательность событий. Разложив их в порядке действий, составляет рассказ.

(оценивается – 3 балла, если ребёнок справился самостоятельно;

1 - 2 балла, если помогал педагог;

- 0 балл, если не справился)
Задание № 2 «Послушай и ответь на вопрос».
Прочитать ребёнку рассказы и попросить ответить на вопрос после каждого рассказа.

  • Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Саша был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Петя? (Синюю.)

  • Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена?(Красками.)

  • Алеша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки. Что читал Миша? (Сказки.)




  • В лесу росли три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое? (Самая высокая – сосна, а низкая – береза.)

  • Серёжа, Женя и Антон бегали на скорость. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым? А кто последним? (Первым прибежал Серёжа, последним – Антон.)

  • Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Кто из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий? (Кузя – пушистый, Шарик – гладкий.)

  • Чего на огороде больше - картофеля или овощей? (Овощей.)

  • Кого в лесу больше – зайцев или зверей? (Зверей.)

  • Чего в шкафу больше – одежды или платьев? (Одежды.)

(За каждый правильный ответ – 1 балл. )


Задание № 3: «Какое слово лишнее и почему?»
Педагог называет цепочку слов. Ребёнок определяет лишнее слово и объясняет почему?

  • Берёза, ель, дуб, ромашка.

  • Коньки, лодка, санки, лыжи.

  • Троллейбус, машина, самолет, автобус.

  • Шкаф, телевизор, холодильник, стиральная машина.

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
У вновь поступивших детей проверить звукобуквенные понятия, счет, сравнение, цифры, развитие речи и знания об окружающем мире – по программе старшей группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ:

106 б. – самый высокий показатель.

106 – 85 б. – первый уровень.

84 – 63 б. – второй уровень.

62 и ниже – третий уровень.

40 б. –самый низкий показатель.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ /3-4 ГОДА/


  1. Уровень психосоциальной зрелости. /5-2б./


Беседа с ребёнком:

Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия?

Как зовут маму, папу?

Сколько тебе лет?


  1. Зрительное восприятие./18-3б./


Цвет /9-1б./: Д/игра «Спрячь мышку», «Какого цвета домик у мышки».

Дети должны узнавать, находить и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, розовый, голубой, коричневый).
Фигуры /3-1б./: Д/игра «Найди нужное окошечко», «Какой формы окошечко».

Ребёнку предлагается карточка – домик, где окошечки треугольной, круглой и квадратной формы. Дети должны определить, кто, где живёт.

- Покажи, где живёт петушок, если его окошко круглой формы.

- Какой формы окошко у кошки?

- ит.д.
Величина /6-1б./: Д/игра «Назови правильно».

Ребёнку предлагается сравнить елочки и дорожки по величине и правильно назвать их сравнительные величины: длинная – короткая, широкая – узкая, низкая – высокая.


  1. Ориентировка в пространстве /4-1б./Д/игра «Покажи, куда полетел воздушный шарик».

Ребёнок должен показать и назвать направление полёта шарика. (Вверх – вниз, налево - направо)


  1. Развитие тонкой моторики /5-2б./

Обводка карточки через кальку. Обводка внутренней стороны трафарета геометрических фигур у линейки.


  1. Развитие зрительного внимания /4-1б./: Д/игра «Чем отличаются картинки?»

Ребёнку предлагается две почти одинаковые картинки, он должен отыскать 3-4отличия.



  1. Уровень развития зрительной памяти /5-1б./: Д/игра «Что изменилось?»

Перед ребёнком выставляется 3-5 знакомых игрушек:

- Назови, какие игрушки перед тобой?

- Какая игрушка спряталась? (повторить 2-3 раза)

- Какая игрушка появилась?


  1. Развитие активного словаря /4-1б./: Д/игра «Назови правильно»

Детям предлагаются карточки с картинками по разделам одежда, обувь, посуда, игрушки:

- Назови картинки.

- Как их можно назвать, одним словом?

- Какие ещё игрушки, …, …, …. ты знаешь?

  1. Знания об окружающем мире./20-3б./


О домашних животных /8-1б./ Д/игра «Кто это?»

Дети должны назвать домашних животных на картинках и их деток (собака, кошка, корова, коза).
О диких животных /6-1б./ Д/игра «Кто это?»

Дети должны назвать диких животных на картинках и их деток (медведь, заяц, лиса).
Знания о растениях /6-1б./ Беседа:

Детям предлагаются карточки с картинками по разделам деревья, цветы:

- Что это? (деревья, цветы)

- Какие названия деревьев, цветов ты знаешь?


  1. Выделение объекта из маскировочного фона /4-1б./ Д/игра «Что нарисовал художник?»

Ребёнку предлагается карточка, где нарисованы контуры 3-4 предметов. Ребёнок должен назвать их и подобрать плоскостную фигуру.


  1. Выработка единой системы глаз – рука/5-2б./Д/игра «Покажи дорожку».

На карточке ребёнок должен провести указкой по дорожке.

Выполненное задание можно оценивать в бальной системе, Неправильный ответ, помощь воспитателя – бал снимается. Также можно использовать цветовое оценивание.
Ребенок правильно и самостоятельно выполнил задание:

1 – высокий уровень 74 – 58 б. (зелёный цвет)

Ребёнок справился с помощью взрослого или выполнил не полностью:

2 - средний уровень 57- 42 б. (жёлтый цвет)

Ребёнок с заданием не справился:

3 - низкий уровень 41б. и ниже. (красный цвет)


МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ /4 - 5 ЛЕТ/


  1. Уровень психосоциальной зрелости. /7-3б./


Беседа с ребёнком:

Как тебя зовут (имя, отчество)? Какая у тебя фамилия?

Как зовут маму, папу (имя, отчество)?

Сколько тебе лет?

Состав семьи?

В каком городе ты живешь?


  1. Зрительное восприятие./35-10б./