Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (6 – 7 ЛЕТ).
-
ТЕСТ: «Я ШКОЛЬНИК» проводится по двум направлениям.
«Хочу ли я в школу?»
1. Когда пойдешь в школу, у тебя появится много новых друзей?
2. Тебе интересно, какие будут уроки?
3. Тебе хочется, чтобы уроки длились дольше, чем перемена?
4. Когда пойдешь в школу, будешь хорошо учиться?
5. В школе интереснее, чем в детском саду?
6. Тебе хочется в школу? Почему?
7. Если бы тебе разрешили, ты бы пошел учиться в этом году?
(положительный ответ – 1 балл, отрицательный – 0 б.
1 – 3 б. не плохо живет и без школы;
4 – 6 б. хочет в школу, уточнить, для чего;
6 – 7 б. представляет основные предназначения школы)
«Что я знаю о школе».
-
Как обращаться к учителю? -
Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-нибудь спросить? -
Что такое урок? -
Как узнать, что начинается урок? -
Что такое перемена? -
Для чего нужна перемена? -
Как в школе называют столы, за которыми сидят дети? -
На чем пишет учитель, когда объясняет задание? -
Что такое отметка? -
Какие отметки плохие, какие хорошие? -
Что такое школьный дневник? -
В классе учатся дети одного возраста или разного? -
Что такое каникулы?
(положительный ответ – 1балл, отрицательный – 0 б.
1 – 5 б. низкий уровень, провести игру «Лесная школа»
6 – 9 б. средний уровень, побеседовать о школе.
10 – 13 б. в школе не будет неожиданностей. )
2. УРОВЕНЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ.
-
Назови своё полное имя и фамилию. -
Сколько тебе лет? Назови дату своего рождения? -
Назови имя и отчество твоей мамы. Где и кем она работает? -
Назови имя и отчество твоего папы. Где и кем он работает? -
Назови свой домашний адрес? -
Как называется страна, в которой ты живешь? -
Какие времена года ты знаешь? -
Какие дни недели ты знаешь? -
Какие части суток ты знаешь? -
Кто учит детей? Кто лечит людей? Кто строит дома? И.т.д. -
Кто больше корова или коза? Птица или пчела? -
Что больше 8 или 5; 7 или 3; сосчитай от 3 до 6; от 9 до2?
(положительный ответ – 1 балл; отрицательный – 0 б.
До 6 б. – низкий уровень
7 – 9 б. – средний уровень
10 – 12б. – высокий уровень.)
3. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
проверяется у вновь поступивших детей по программе старшей группы.
4. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.
Ребёнку предлагается разложить или нарисовать фигуры на листе:
- в правом верхнем углу;
- в левом нижнем углу;
- в центре (середине) листа;
- над, под, между, слева, справа; и.т.д.
Ребёнку предлагается рисовать по клеточкам, по инструкции педагога: 6 клеток вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток влево, 2 клетки вверх.
(каждое правильно выполненное указание – 1 балл; неправильно – 0 б.)
-
ТОНКАЯ МАТОРИКА.
-
Продолжи рисовать узор, не отрывая карандаш от бумаги. -
Нарисуй такую же фигуру по клеточкам. -
Скопируй фразу по образцу.
(оценивается в 5 балльной системе).
-
ВНИМАНИЕ.
Тест: «Переплетённые линии» - оценивается устойчивость внимания.
Ребёнку предлагается рисунок с изображением 5 переплетённых линий. Каждая из них имеет свой номер, у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок должен проследить глазами каждую линию, называя вслух номер линии слева и затем, справа
(оценивается – 5 баллов; за каждую ошибку минус 1 балл.)
Тест: «Корректурная проба» - оценивается скорость распределения и переключение внимания, его объем.
Ребёнку предлагается расставить знаки по образцу.
(Фиксируется время выполнения задания и число ошибок:
- 2 – 3 минуты и без ошибок 3 балла – высокий уровень;
3 -4 минуты и 1ошибки 2 балла – средний уровень;
более 4 минут и 2 ошибки 1 балл– низкий уровень).
Тест: «Хлопни в ладоши, если услышишь название …..» - оценивается слуховое внимание.
Педагог медленно и чётко произносит слова, ребёнок должен хлопнуть, если услышит названия цветка:
МОРКОВЬ, МАК, СИНИЦА, САМОЛЁТ, РОМАШКА, КАРАНДАШ, ТЕТРАДЬ, РАСЧЕСКА, АСТРА, ТРАВА, РОЗА, БЕРЁЗА, КУСТ, ЛИСТ, НЕЗАБУДКА, ВАСИЛЁК, ЧАШКА, ПЕНАЛ, ОДУВАНЧИК И Т. Д.
(Без ошибок – 3 балла; 1-2 ошибки – 2 балла )
-
ПАМЯТЬ.
Зрительная память: предложить ребёнку посмотреть на картинку в течение 1 минуты. После этого убрать картинку и попросить его перечислить все предметы. (На карточке 10 предметов. Каждый правильно названный предмет оценивается – 1баллом:
9-10 предметов – первый уровень;
6-8 предметов – второй уровень;
менее 6 предметов – третий уровень.)
Слуховая память: Прослушать внимательно 10 слов и постараться их запомнить. Попросить ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке:
ШАР, КОТ, ЛЕС, ОКНО, ГРИБ, ЧАСЫ, ВЕТЕР, СТОЛ, ОЧКИ, КНИГА.
(Оценивается – 1балл за каждое слово;
6 и более слов -1 уровень;
4-5 слов – 2 уровень;
менее 4 слов – 3 уровень.)
Смысловая память: Зачитать ребёнку 8 пар слов. Он внимательно слушает и старается их запомнит. Затем называете ребёнку первое слово из пары, а он должен вспомнить второе слово.
ОСЕНЬ – ДОЖДЬ ВАЗА – ЦВЕТЫ
КУКЛА – ПЛАТЬЕ ЧАШКА – БЛЮДЦЕ
ВОДА – РЫБА МАШИНА – КОЛЕСО
ДОМ – ОКНО КОНУРА – СОБАКА
(За каждый правильный ответ – 1 балл.
7-8 пар первый уровень;
5-6 пар второй уровень;
Менее 5 пар третий уровень.)
-
МЫШЛЕНИЕ.
Задание №1 «Что сначала, что потом?»
Ребёнок рассматривает картинки и самостоятельно определяет последовательность событий. Разложив их в порядке действий, составляет рассказ.
(оценивается – 3 балла, если ребёнок справился самостоятельно;
1 - 2 балла, если помогал педагог;
- 0 балл, если не справился)
Задание № 2 «Послушай и ответь на вопрос».
Прочитать ребёнку рассказы и попросить ответить на вопрос после каждого рассказа.
-
Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Саша был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Петя? (Синюю.) -
Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена?(Красками.) -
Алеша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки. Что читал Миша? (Сказки.)
-
В лесу росли три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое? (Самая высокая – сосна, а низкая – береза.) -
Серёжа, Женя и Антон бегали на скорость. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым? А кто последним? (Первым прибежал Серёжа, последним – Антон.) -
Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Кто из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий? (Кузя – пушистый, Шарик – гладкий.) -
Чего на огороде больше - картофеля или овощей? (Овощей.) -
Кого в лесу больше – зайцев или зверей? (Зверей.) -
Чего в шкафу больше – одежды или платьев? (Одежды.)
(За каждый правильный ответ – 1 балл. )
Задание № 3: «Какое слово лишнее и почему?»
Педагог называет цепочку слов. Ребёнок определяет лишнее слово и объясняет почему?
-
Берёза, ель, дуб, ромашка. -
Коньки, лодка, санки, лыжи. -
Троллейбус, машина, самолет, автобус. -
Шкаф, телевизор, холодильник, стиральная машина.
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
У вновь поступивших детей проверить звукобуквенные понятия, счет, сравнение, цифры, развитие речи и знания об окружающем мире – по программе старшей группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ:
106 б. – самый высокий показатель.
106 – 85 б. – первый уровень.
84 – 63 б. – второй уровень.
62 и ниже – третий уровень.
40 б. –самый низкий показатель.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ /3-4 ГОДА/
-
Уровень психосоциальной зрелости. /5-2б./
Беседа с ребёнком:
Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия?
Как зовут маму, папу?
Сколько тебе лет?
-
Зрительное восприятие./18-3б./
Цвет /9-1б./: Д/игра «Спрячь мышку», «Какого цвета домик у мышки».
Дети должны узнавать, находить и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, розовый, голубой, коричневый).
Фигуры /3-1б./: Д/игра «Найди нужное окошечко», «Какой формы окошечко».
Ребёнку предлагается карточка – домик, где окошечки треугольной, круглой и квадратной формы. Дети должны определить, кто, где живёт.
- Покажи, где живёт петушок, если его окошко круглой формы.
- Какой формы окошко у кошки?
- ит.д.
Величина /6-1б./: Д/игра «Назови правильно».
Ребёнку предлагается сравнить елочки и дорожки по величине и правильно назвать их сравнительные величины: длинная – короткая, широкая – узкая, низкая – высокая.
-
Ориентировка в пространстве /4-1б./Д/игра «Покажи, куда полетел воздушный шарик».
Ребёнок должен показать и назвать направление полёта шарика. (Вверх – вниз, налево - направо)
-
Развитие тонкой моторики /5-2б./
Обводка карточки через кальку. Обводка внутренней стороны трафарета геометрических фигур у линейки.
-
Развитие зрительного внимания /4-1б./: Д/игра «Чем отличаются картинки?»
Ребёнку предлагается две почти одинаковые картинки, он должен отыскать 3-4отличия.
-
Уровень развития зрительной памяти /5-1б./: Д/игра «Что изменилось?»
Перед ребёнком выставляется 3-5 знакомых игрушек:
- Назови, какие игрушки перед тобой?
- Какая игрушка спряталась? (повторить 2-3 раза)
- Какая игрушка появилась?
-
Развитие активного словаря /4-1б./: Д/игра «Назови правильно»
Детям предлагаются карточки с картинками по разделам одежда, обувь, посуда, игрушки:
- Назови картинки.
- Как их можно назвать, одним словом?
- Какие ещё игрушки, …, …, …. ты знаешь?
-
Знания об окружающем мире./20-3б./
О домашних животных /8-1б./ Д/игра «Кто это?»
Дети должны назвать домашних животных на картинках и их деток (собака, кошка, корова, коза).
О диких животных /6-1б./ Д/игра «Кто это?»
Дети должны назвать диких животных на картинках и их деток (медведь, заяц, лиса).
Знания о растениях /6-1б./ Беседа:
Детям предлагаются карточки с картинками по разделам деревья, цветы:
- Что это? (деревья, цветы)
- Какие названия деревьев, цветов ты знаешь?
-
Выделение объекта из маскировочного фона /4-1б./ Д/игра «Что нарисовал художник?»
Ребёнку предлагается карточка, где нарисованы контуры 3-4 предметов. Ребёнок должен назвать их и подобрать плоскостную фигуру.
-
Выработка единой системы глаз – рука/5-2б./Д/игра «Покажи дорожку».
На карточке ребёнок должен провести указкой по дорожке.
Выполненное задание можно оценивать в бальной системе, Неправильный ответ, помощь воспитателя – бал снимается. Также можно использовать цветовое оценивание.
Ребенок правильно и самостоятельно выполнил задание:
1 – высокий уровень 74 – 58 б. (зелёный цвет)
Ребёнок справился с помощью взрослого или выполнил не полностью:
2 - средний уровень 57- 42 б. (жёлтый цвет)
Ребёнок с заданием не справился:
3 - низкий уровень 41б. и ниже. (красный цвет)
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ /4 - 5 ЛЕТ/
-
Уровень психосоциальной зрелости. /7-3б./
Беседа с ребёнком:
Как тебя зовут (имя, отчество)? Какая у тебя фамилия?
Как зовут маму, папу (имя, отчество)?
Сколько тебе лет?
Состав семьи?
В каком городе ты живешь?
-
Зрительное восприятие./35-10б./