Файл: Контрольная работа по дисциплине Метрология, стандартизация и спецификация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю. А.»
Институт машиностроения, материаловедения и транспорта
Кафедра «Технология машиностроения»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Метрология, стандартизация и спецификация»
Выполнил:
Форма обучения: заочная
Студент: ИММТ
Группа: с-НТСз-21
Номер зачетной книжки: 213433
Вариант: 13
Ф.И.О.: Костин Даниил Михайлович
Подпись студента:
______________________________
Проверил: к.т.н., доцент
Бабенко Марина Геннадиевна
Отметка о зачете________________
Подпись преподавателя:
______________________________
Дата защиты: _________________
Саратов – 2023
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю. А.»
Институт машиностроения, материаловедения и транспорта
Кафедра «Технология машиностроение»
«Утверждаю»:
Зав. кафедрой ТМС
Проф. Насад Т.Г.
«__» _____________2023 г.
Задание
на контрольную работу по дисциплине:
«Метрология, стандартизация и спецификация»
студенту ИММТ группа: сНТСз-21
Костину Даниилу Михайловичу
-
Для заданных в табл. 1 приложения исходных данных рассчитать и выбрать посадку с зазором для подшипника скольжения. Построить схему расположения полей допусков выбранной посадки с указанием числовых значений размеров, отклонений, допусков и зазоров. -
Для заданных в табл. 2 приложения исходных данных рассчитать и выбрать посадку с натягом для гладкого цилиндрического сопряжения. Построить схему расположения полей допусков выбранной посадки с указанием числовых значений размеров, отклонений, допусков и натягов.
Дата выдачи задания:
« » 2022 г.
Срок выполнения:
«__» _______ 2023 г.
Преподаватель:
Бабенко М.Г.___________
Студент:
Костин Д. М.
__________
Саратов – 2023
Содержание
Введение………………………………………………….….4
Задание 1. Расчёт и выбор посадки
подвижного соединения……………….………..6
1.1. Расчёт посадки с зазором…..………………………..…6
1.2. Определение параметров посадки с зазором……..…..9
Задание 2. Расчёт и выбор посадки
неподвижного соединения................................11
2.1. Расчёт посадки с натягом……………………………..11
2.2. Определение параметров посадки с натягом………..15
3. Сводная таблица посадок……………………………….16
Заключение………………………………………………....18
Список источников……………….………………………..19
Введение
В настоящее время в машиностроении созданы и освоены новые системы современных, надёжных и эффективных машин. Это позволяет применять автоматическое производство, что в свою очередь сокращает время производства и снижает себестоимость продукции. Непрерывно совершенствуется конструкция машин, технология, средства и контроль их производства.
Основной задачей контрольной работы является практическое использование знаний в процессе изучения курса, развитие навыков в расчёте и выборе посадок и точности соединений при проектировании.
Контрольная работа комплексно решает инженерное обеспечение взаимозаменяемости в различных соединениях механизмов, представленных в альбоме заданий. Содержание задач отвечает разделам курса, что позволяет выполнить их непосредственно после проработки и усвоения определённого раздела, используя при этом соответствующие материалы государственных стандартов (ГОСТов).
Разработанная и введенная с 01.01.1977 г. система получила название Единой системы допусков и посадок (ЕСДП) и включает ряд стандартов. Основными из них являются следующие: «Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски, отклонения и посадки» (ГОСТ 25346–2013); «Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Ряды допусков, предельные отклонения отверстий и валов» ( ГОСТ 25347–2013).
Сопряжение, образуемое в результате соединения отверстий и валов (охватывающих и охватываемых элементов деталей) с одинаковыми номинальными размерами, обычно называют посадкой. Более точно такое определение: посадка – это характер соединения деталей, определяемый величиной получающих
ся в нем зазоров или натягов.
Обращаем еще раз особое внимание на следующее: характер соединения зависит от действительных размеров сопрягаемых деталей перед сборкой, а номинальные размеры отверстия и вала, составляющих соединение, одинаковы. Для размеров от 1 до 500 мм установлено 20 квалитетов: 0,1: 0 и с 1-го по 18-й. С возрастанием номера квалитета допуск увеличивается, т. е. точность убывает. Для посадок предусмотрены квалитеты с 5-го по 12-й.
Поле допуска определяет величину допуска и его положение относительно номинального размера, а взаимное расположение полей допусков сопрягаемых деталей характеризует тип посадки и величины наибольших и наименьших зазоров и натягов. Посадки могут образовываться как в системе отверстия, так и в системе вала. Класс в ЕСДП образуется сочетанием основного отклонения и квалитета. В этом сочетании основное отклонение характеризует положение поля допусков относительно нулевой линии, а квалитет – величину допуска.
При соединении двух деталей образуется посадка, определяемая разностью их размеров до сборки, т. е. величиной получающихся зазоров или натягов в соединении. Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению. Посадка может быть с зазором, с натягом, переходной, когда возможно получение как зазора, так и натяга.
Задание 1.
Расчёт и выбор посадки подвижного соединения
1.1.Расчёт посадки с зазором
Исходные данные:
Номинальный диаметр соединения, м d = 0,012
Номинальная длина подшипника, м ℓ = 0,018
Отношение длины подшипника к диаметру соединения l/d = 1,5
Угловая скорость вращения вала, рад/с = 2500
Радиальная нагрузка, Н R = 2525
Марка масла и динамическая вязкость, Нс/м2 (Т 22) = 0,019
Шероховатость цапфы, мкм Rzd= 0,5
Шероховатость подшипника, мкм RzD= 0,8
Рассчитать и подобрать стандартную посадку с зазором для гидродинамического подшипника скольжения.
Решение.
Выбор посадок в подшипниках скольжения основан на определении условий, обеспечивающих жидкостное трение между вращающейся цапфой и вкладышем подшипника (в подшипниках скольжения вал назван цапфой, втулка – вкладышем).
Расчет ведется из условий вращения вала в опорном подшипнике с постоянной скоростью при постоянном, по величине и направлению, давлении вала на опору. Наибольшее распространение получили гидродинамические подшипники, в которых смазочный материал увлекается вращающейся цапфой или вкладышем подшипника.
1. Рассчитаем окружную скорость цапфы.
V = (d · ) / 2 = (2500 · 0,012) / 2 = 15 м/с.
2. Рассчитаем относительный диаметральный зазор.
ψ = 0,8 · 10–3 · ( V ) 4 = 0,8 ·10 –3 · (15)4 = 1,6 · 10 -3
3. Рассчитаем абсолютный диаметральный зазор.
S = ψ · d = 1,6 · 10-3 · 0,012 = 0,0000192 м = 19,2 мкм.
4. Выбираем посадку с зазором.
По ГОСТ 25347–2013 выбираем посадку, средний зазор которой наиболее близок к оптимальному зазору = 19,2 мкм
Такой посадкой в данном случае является Ø12 H7/d6 мм.
Ø12 Н7(+0,018)/d6(–0,006-0,017) мм:
– номинальный размер Ø12 мм;
– максимальный зазор Smax = 35 мкм;
– минимальный зазор Smin = 6 мкм;
– средний зазор: мкм
Smаблср.. = (Smax + Smin) / 2 = (35 + 6) /2 = 20,5 мкм = 0,20 мм;
– характер посадки с зазором.
Посадка с зазором служит для обеспечения подвижного соединения.
5.Определим наименьшую толщину масляного слоя.
hmin ≥ hж.т. = К · ( R ZD + R Zd + hg) ,
где hж.т. – слой смазки, достаточный для обеспечения жидкостного трения;
RzD, Rzd – высота микронеровностей вкладыша и цапфы подшипника;
hg = 2 – добавка, учитывающая отклонения нагрузки, скорости, температуры и других условий работы (в общем случае, когда неизвестны конкретные условия работы подшипника, hg принимают равным 2 мкм);
К = 2– коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя (принимается 2).
Для определения hmin нужно найти значение относительного эксцентриситета , который определяется по найденному значению CR и отношению с помощью табл. 1.
Для деталей посадки Ø12 H7/d6 мм RZD = 0,8 мкм; RZd = 0,5 мкм. Определим коэффициент запаса надежности по толщине слоя смазки по формуле:
hж.т. = 2 · (0,5 + 0,8 +2) = 6,6 мкм
6. Выполним проверочный расчет.
Коэффициент нагруженности подшипника определяем по формуле:
CR = (R · ψ2 ) / (μ · · d · l) = (2525 · 0,00001922 ) /
/ (0,019 · 2500 · 0,018 · 0,012) = 0,00009.
Значение относительного эксцентриситета выбирается из табл. 1 методом интерполяции:
при отношении L/d = 1,5 – для СR = 0,00009 = 0,3;
Тогда минимальная величина масляного слоя для выбранной посадки
hg min = 0,5· Smаблср.. (1– ) = 0,5 · 20,5 · (1 – 0,3) = 7,175 мкм.
Слой смазки, достаточный для обеспечения жидкостного трения,
hж.т. = 2 · (0,5 + 0,8 +2) = 5,3 мкм.
Находится величина действительного коэффициента запаса надежности:
Кg = hg min / ( R ZD + R Zd + hg) = 7,175 / (0,5 + 0,8 + 2) = 2,174
Выбранная посадка обеспечивает жидкостное трение, так как Kg > 2.
7. Принимаем посадку в системе отверстия.
Ø12 Н7(+0,018)/d6(–0,006-0,017) мм.
Построим схему полей допусков посадки с зазором (рис. 1).
Рис. 1. Схема расположения полей допусков посадки с зазором
1.2. Определение параметров посадки с зазором
Дано: Ø12 H7/d6 мм.
Решение:
– данная посадка выполнена в системе отверстия:
т.к. основное отклонение Н относится к отверстию; точность по 6 квалитету для отверстия и для вала. Исходя из данных таблиц 1.16,1.27,1.28 [1], определяем, что указанное соединение формируется по посадке с зазором, т.к. поле допуска вала d располагается ниже нулевой линии, а значит и ниже поля допуска отверстия.
– данная посадка согласно ГОСТ 25347-2013:
Ø12 Н7(+0,018)/d6(–0,006-0,017) мм;
– характер посадки посадка с зазором.
Определим предельные размеры отверстия и вала:
Dmax = D + ES = 12 + 0,018 = 12,018мм;
Dmin = D + EI = 12 + 0 = 12,0 мм;
dmax = d + es = 12 + (–0,006) = 11,994 мм;
dmin = d + ei = 12 + (– 0,017) = 11, 983 мм.
Определим допуски размеров отверстия и вала:
TD = ES – EI = 0,018 – 0 = 0,018 мм = 18 мкм;
TD = Dmax – Dmin = 12,018 – 12 = 0,018 мм = 18 мкм;
Td = es – ei = – 0,006 – (– 0,017) = 0,011 мм = 11 мкм;
Td = dmax – dmin= 11,994 – 11,983 = 0,011 мм = 11 мкм.
Определим величины предельных зазоров:
Smax = Dmax – dmin = 12,018 – 11,983 = 0,035 мм = 35 мкм;
Smax= ES – ei = 0,018 – (– 0,017) = 0,035 мм = 35 мкм;
Smin = Dmin – dmax = 12 – 11,994 = 0,006 мм = 6 мкм;
Smin = EI – es = 0 – (–0,006) = 0,006 мм = 6 мкм.
Средний зазор:
Sm= (Smax + Smin)/2 = ( 35 + 6 ) /2 = 20,5 мкм.
Допуск посадки:
TS = Smax – Smin = 35 – 6 = 29 мкм;
TS = TD +Td = 18 + 11 = 29 мкм.
Задание 2.