Файл: Контрольная работа по дисциплине Метрология, стандартизация и спецификация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расчёт и выбор посадки неподвижного соединения

2.1. Расчёт посадки с натягом
Исходные данные:

Номинальный диаметр соединения, м d(D) = 0,024

Внутренний диаметр полого вала, м d1= 0,016

Наружный диаметр втулки, м D2= 0,046

Длина соединения, м l= 0,024

Передаваемый крутящий момент, Н·м Мкр = 120

Материал вала Ст 35

Модуль упругости материала вала, Па Ed = 2·1011

Предел текучести материала вала, Па Td = 33,3 ·107

Коэффициент Пуассона для материала вала d = 0,3

Высота микронеровностей вала, мкм Rzd = 1,6

Материал втулки АЖ 9-4

Модуль упругости материала втулки, Па ED = 0,9·1011

Предел текучести материала втулки, Па TD = 27,4 · 107

Коэффициент Пуассона для материала втулки D = 0,35

Высота микронеровностей втулки, мкм RzD = 3,2

Рассчитать и подобрать стандартную посадку с натягом для неподвижного соединения.

Решение.

1. Проведём расчёт посадки с натягом для сопряжения деталей. Опишем характеристику (назначение и условия работы) соединения с натягом в заданной конструкции. Индекс «1» присвоим всем характеристикам охватываемой детали (валу), а индекс «2» – охватывающей детали (втулки).

Детали сопряжения выполнены из стали Ст35 и АЖ 9-4.

Крутящий момент – Мкр = 120 Н·м.

Длина сопряжения деталей с натягом – ℓ = 0,024 мм.

Диаметр сопряжения деталей с натягом – d = 0,024 мм.

Диаметр охватываемой детали – d1 = 0,016 мм.

Диаметр охватывающей детали – d2 = 0,046 мм.



Рис. 4.

Эскиз соединения с натягом

3. Определим значение минимального давления Рmin в соединении из условия его неподвижности при действии крутящего момента:

Рmin = (2·Мкр) / (π · d2 · ℓ · ƒ кр),

где: Мкр – крутящий момент, стремящийся повернуть одну деталь. относительно другой, Н·м;

ƒ кр = 0,08 – коэффициенты трения при установившемся процессе распрессовки или проворачивания [1, табл. 1.104];

d = 320 мм и ℓ = 60 мм (по заданию) – диаметр и длина сопряжения;

Рmin = (2 · 12) / (3,14 · 0,0242 ·0,024 · 10-3 · 0,08) ≈ 6,9 ·107 Па ≈

≈ 6,9 МПа.

4. Определим коэффициенты Ляме жёсткости конструкции, которые определим по формулам:


Сd = ((1 + (d1/d)2)/(1 – (d1/d)2)) – µ1;

СD = ((1 + (d/d2)2)/(1 – (d/d2)2)) + µ2.

Вычислим:

СD = ((1 + (0,024/0,046)2)/(1 – (0,024/0,046)2)) + 0,35 ≈ 2,1.

Сd = ((1 + (0,016/0,024)2)/(1 – (0,016/0,024)2)) – 0,3 ≈ 2,25;

5. Определим значение максимально допустимого давления в соединении Рmax из условия пластической деформации охватываемой и охватывающей деталей:

РD = 0,58 · σ1 · [1 – (d1/d)2] = 0,58 · 27,4 · 106 · [1 – (0,024/0,046)2] ≈

≈ 1,144 · 108 Па ≈ 1,44 МПа;

Рd = 0,58 · σ2 · [1 – (d/d2)2] = 0,58 · 33,3 · 107 · [1 – (0,016/0,024)2] ≈

≈ 9,65 · 107 Па ≈ 96,5 МПа,

где σТ – предел текучести для пластического материала (стали) и предел прочности для хрупкого материала (чугуна).

Для дальнейшего расчета, исходя из условия прочности деталей, выберем меньшее значение: РD = 30,6 МПа.

6. Определим минимальный Nmin и максимальный Nmax натяги по формуле: Nmin, max = Pd, D · d ·(Сd1 + СD2),

Nmax = 6,9 · 107 · 0,024 · (2,1/0,9· 1011 + 2,25/2 · 1011) ≈

≈ 5,796· 10-5 м ≈ 5,8 мкм.

Для учёта конкретных условий эксплуатации соединения в расчётные предельные натяги необходимо внести поправки.

7. Найдем поправку vш , учитывающую смятие неровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения (при запрессовке):

vш = 1,2 · (Rzd + RzD) = 5 · (Rаd + RаD).

8. Найдем поправку γуд, учитывающую увеличение контактного давления в соединении у торцов охватывающей детали (определяется из графика).

При: ℓ/d = 0,024/0,024 = 1 и d1/d = 0,016/0,024 = 0,6

по графику получим – vуд = 1 [6, рис. 2.2];.

9. Найдём поправку vц , учитывающую ослабление натяга под действием центробежных сил. Для диаметров до 500 мм – γц = 1…4 мкм. Примем vц = 0, так как скорость вращения сопрягаемых деталей невелика.

10. Определим максимальный расчетный натяг

Nmax = Nmax · vуд + vш = 946 · 1 + 5,76 ≈ 95,1 мкм.

11. Выберем согласно ГОСТ 25347-2013 является стандартную посадку:

Условия выбора посадки таковы: NmaxNmax ; NminNmin

Ø24 Н7(+0,021) / s7(+0,056+0,035) мм:

– номинальный размер Ø24 мм;

максимальный табличный натяг N max = мкм;



– минимальный табличный натяг N min = мкм.

Тогда получим:

NТmax ≤ NРmax – 56 мкм < 95 мкм;

NТmin NРmin – 14 мкм > 11 мкм;

– запас надёжности: NЗ.Э = NТmin – NРmin = 14 – 11 = 3 мкм;

Условия выполнены.

13. Построим схему расположения полей допусков посадки с натягом.



Рис. 5. Схема расположения полей допусков посадки с натягом

Вывод. Условия выбора посадки выполняются. Выбранная посадка обеспечивает запас прочности как по Nmin, так и по Nmax натягом. Посадочные размеры деталей выполняются по 6-ому и по 5-ому квалитету, что технологически вполне достижимо.

2.2. Определение параметров посадки с натягом
Дано: Ø24 H7/s7 мм.

Решение:

– данная посадка в системе отверстия (т.к. основное отклонение Н относится к отверстию) по 8 квалитету для отверстия и для вала. Указанное соединение формируется по посадке с натягом, т.к. поле допуска вала х располагается выше нулевой линии и выше поля допуска отверстия.

– данная посадка согласно ГОСТ 25347-2013:

Ø24 Н7(+0,021) / s7(+0,056+0,035) мм Nmax = 422 мкм; Nmin = 103 мкм.

– характер посадки – посадка с натягом.

Определим предельные размеры отверстия и вала:

Dmax = D + ES = 24 + 0,021 = 24,021 мм;

Dmin = D + EI = 24 + 0 = 24,0 мм;

dmax = d + es = 24 + 0,056 = 24,056 мм;

dmin = d + ei = 24 + 0,035 = 24,035 мм.

Определим допуски размеров отверстия и вала:

TD = ES – EI = 0,021 – 0 = 0,021 мм = 21 мкм;

TD = Dmax – Dmin = 24,021 – 24,0 = 0,021 мм = 21 мкм;

Td = es – ei = 0,056 – 0,035 = 0,021 мм = 21 мкм;

Td = dmax – dmin = 24,056 – 24,035 = 0,021 мм = 21 мкм.

Определим величины предельных натягов:

Nmax = dmax­ – Dmin = 24,056 – 24,0 = 0,056 мм = 56 мкм;

Nmax = es – EI = 0,056 – 0 = 0,056 мм = 56 мкм;

Nmin = dmin – Dmax = 24,035 – 24,021 = 0,014 мм = 14 мкм;

Nmin = ei – ES = 0,035 – 0,021 = 0,014 мм = 14 мкм;.

Средний натяг:

Nm = (Nmax + Nmin) / 2 = ( 56 + 14) / 2 = 35 мкм.

Допуск посадки:

TN = Nmax – Nmin = 56 – 14 = 42 мкм;

TN = TD + Td = 21 + 21 = 42 мкм.

3. Сводная таблица посадок

Составим таблицу и сведем туда результаты расчетов


Таблица 1

Вид соед.

/

Наименов.

Ø12 Н7(+0,018)/d6(–0,006-0,017)

Ø24 Н7(+0,021) / s7(+0,056+0,035) мм

Dmax, мм

12,018

24,021

Dmin, мм

12

24

dmax, мм

11,994

24,056

dmin, мм

11,983

24,035

TD, мм

18

21

Td, мм

11

21

Nmax, мкм



56

Nmin, мкм



14

Smax, мкм

35



Smin, мкм

6



Sm, мкм

20,5



Nm, мкм



35

T(N), мкм



42

T(S) , мкм

29




Заключение
В данной курсовой работе были привиты навыки пользования нормативно-технической документации и освоена правильность применения полученных знаний при решении конкретных инженерных задач.

В работе были рассмотрены два вида посадок: методика расчёта посадки с зазором и посадки с натягом.

Посадка с зазором служит для обеспечения подвижного соединения.

Для обеспечения подвижности соединения нужно, чтобы действительный размер охватывающего эле­мента одной детали (отверстия) был больше действи­тельного размера охватываемого элемента другой де­тали (вала). Разность действительных размеров от­верстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется зазором.

Посадки с натягом по значению гарантированного натяга подразделяются на три группы: посадки с минимальным гарантированным натягом; посадки с умеренным гарантированным натягом; посадки с большим гарантированным натягом. Посадки с натягом служат для получения неподвижного соединения.

Для получения неподвижного соединения нужно, чтобы действительный размер охватываемого элемен­та одной детали (вала) был больше
действительного размера охватывающего элемента другой детали (от­верстия). Разность действительных размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше раз­меров отверстия, называется натягом. Следует иметь в виду, что после сборки размеры вала и отвер­стия при образовании натяга будут одинаковы, так как при сборке поверхности детали деформируются, чем и обеспечивается неподвижность соединения.

Список источников
1. Допуски и посадки: Справочник: в 2-х ч. / В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – Ч.1. – 543 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// lib-bkm.ru/load/115-1-0-518

2. Допуски и посадки: Справочник: в 2-х ч. / В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – Ч.2. – 548 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// lib-bkm.ru/load/115-1-0-518

3. Анухин В.И. Допуски и посадки. Учебное пособие. 4-е издание – СПб.: Питер, 2008.

4. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя: В 3-х т.: Т.2. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1992.

5. Белкин И.М. Допуски и посадки: Учеб. Пособие для студентов машиностроительных специальностей технических заведений. – М.: Машиностроение, 1992.

6. Болдин А.А. Основы взаимозаменяемости и стандартизации в машиностроении / А.А. Болдин. М.: Машиностроение, 1984.

7. Дунин-Барковский И.В. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения / И.В. Дунин-Барковский. М.: Изд-во стандартов, 1987.

8. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения/ А.И. Якушев и др. – М.: Машиностроение, 1987. – 352 с

9. Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении. Т. 2. Контроль деталей: справочник. – М.: Изд-во стандартов, 1987.