Файл: Отчет о прохождении студента магистратуры группы Фамилия И. О. Руководитель(и) практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определение начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) осуществляется государственными или муниципальными заказчиками с применением общих правил, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденным приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (далее - Порядок определения НМЦК).

Согласно пункту 8 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности с применением официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что пунктом 45(13) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлено, что после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, застройщик самостоятельно может пересчитать сметную стоимость, применив индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату пересчета сметной стоимости. Повторная проверка пересчитанной сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.


Таким образом, если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК.

В случае, если проектная (сметная) документация, разработана на основании сметно-нормативной базы не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода.

В соответствии пунктом 10 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации НМЦК определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2018 г N 51079).

Следует отметить, что основным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе метода сопоставимых рыночных цен, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.



В части применения пункта 13 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта сообщается, что при осуществлении закупочных процедур на выполнение работ по подготовке проектной документации и работ на выполнение инженерных изысканий отдельными лотами, НМЦК на выполнение указанных работ также рассчитывается отдельно для работ по подготовке проектной документации, и отдельно для работ на выполнение инженерных изысканий.

Государственный строительный заказ понимается как организационный процесс по приобретению прав собственности на строительно-монтажные работы и услуги, удовлетворяющий государственные потребности. Таким образом, государственный строительный заказ реализуется в формате взаимодействия государственного заказчика с участниками инвестиционно-строительной деятельности (инвесторами, застройщиками, проектировщиками, подрядными строительными организациями, производителями строительных материалов, деталей, конструкций, консалтинговыми и оценочными компаниями и др.) на основе договорных отношений [1]. Реализация функциональных блоков государственного строительного заказа предполагает определенный алгоритм действий (рис. 1.)



Рис. 1. Алгоритм реализации государственного заказа

Применительно к инвестиционно-строительной деятельности (имея в виду инновационный долгосрочный характер использования строительной продукции) государственный инструментарий в большей степени должен приобретать прогнозные свойства, позволяющие предвидеть развитие длительных устойчивых тенденций инновационного развития национальной и мировой экономики.

Анализ степени разработки проблемы государственных закупок строительной продукции, как основной функции федеральной контрактной системы в строительстве, показал, с одной стороны, фрагментарность представлений об эффективности федеральной контрактной системы. Эффективность данной системы либо сводится к экономии бюджетных ресурсов (за счет снижения цены контракта), либо рассматривается с позиций эффективности инвестиционно-строительного проекта, как объекта государственного строительного заказа, что требует создания нового подхода к формированию начальной максимальной цены контракта государственного строительного заказа в условиях инновационного развития экономики и инвестиционной привлекательности [1]. Мы предлагаем выделение базовых и условно управляемых составляющих в составе начальной максимальной цены контракта.

В структуру начальной максимальной цены контракта государственного строительного заказа входят так называемые основные затраты: на подготовку территории строительства; по основным объектам строительства (стоимость строительных материалов, эксплуатация строительных машин и механизмов, заработная плата рабочих-строителей); на объекты энергетического и транспортного хозяйства; на объекты инженерной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территории; дополнительные, лимитированные и непредвиденные затраты, а также затраты на строительный контроль и надзор.

Строительная практика показывает, что при реализации инвестиционно-строительного проекта подрядчики вынуждены снижать основные затраты за счет качества и количества применяемых строительных материалов, неквалифицированной рабочей силы, неэффективных и устаревших технических средств и, как следствие, заниженного качества выполняемых работ. Это приводит к негативным последствиям в строительной отрасли и снижению темпов и качества инвестиционно-строительных проектов [3].


В определении начальной максимальной цены контракта (стартовой) следует выделить две группы составляющих: базовые и управляемые. Базовые составляющие (факторы) образуют малоподвижную компоненту в составе начальной максимальной цены контракта, которая рассчитывается на основе нормативных затрат проектно-сметным методом расчета стоимости. Управляемые составляющие (факторы) образуют динамичную компоненту, которая обладает большей изменчивостью за счет качественных и соответствующих им количественных составляющих (рис. 2).

Определен перечень затрат, относящихся в составе сметной стоимости государственного строительного заказа к управляемым составляющим при формировании начальной максимальной цены контракта, что отличается от существующей системы определения затрат в составе цены контракта [2]. В результате проведенного исследования нами предложен перечень затрат, которые могут быть отнесены к управляемым.

Такой подход к формированию начальной максимальной цены контракта является абсолютно новым подходом, так как ранее перечень затрат определялся проектно-сметным подходом, а сами затраты классифицировались только по элементам затрат. Это разделение позволит манипулировать управляемой частью в составе начальной максимальной цены контракта и тем самым оптимизировать затраты (рис. 3).

К управляемым затратам мы относим стоимость земельного участка, затраты на подключение объекта к инженерным сетям, на социальную инфраструктуру, на преодоление административных барьеров, на обеспечение гарантийного срока эксплуатации объекта, жизненного цикла объекта. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на формирование начальной максимальной цены контракта, отдельно нормами не учитываются, но имеют огромное влияние на конечный результат формирования цены [2].


Рис. 2. Система факторов в составе начальной максимальной цены контракта

Рис. 3. Состав и структура количественных и качественных составляющих группы управляемых факторов
Несмотря на то, что грядут изменения в законодательстве обеспечения государственного строительного заказа – с 1.01.2014 г. вступает в силу Федеральный закон № 44- ФЗ от 05.04.2013, который будет регулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот нормативный документ заменит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».