ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, длительное время перед компьютером может привести к снижению иммунитета, бессоннице, усталости и головным болям. Постоянное сидение перед компьютером также может оказывать негативное воздействие на позвоночник, вызывая проблемы с осанкой и боли в пояснице. Туннельный синдром также может быть вызван ежедневной работой с клавиатурой и мышью которые могут вызывать болезненные ощущения и ухудшение здоровья.
Как выявляется, психологическая зависимость от компьютера может вести к значительной дезадаптации личности в реальности, а также к плохому физическому и психическому здоровью. Подростки, как правило, более уязвимы для развития такой зависимости, поскольку они находятся в переходном периоде своей жизни, когда им необходимо научиться справляться со стрессом, а также адаптироваться к новым ситуациям и изменениям в жизни. Проведение слишком много времени за компьютером может также препятствовать развитию общественных навыков и навыков общения, которые являются ключевыми для эффективного функционирования в среде социальных связей. Поскольку компьютер создает виртуальный мир, ребенок может начать отождествлять реальность и виртуальность, и это может привести к недостатку понимания социальных отношений. Поэтому важно, чтобы родители, учителя и другие взрослые, занимавшиеся воспитанием детей, следили за временем, проводимым детьми за компьютером, обеспечивали возможности для реальной взаимной коммуникации, а также помогали детям вырабатывать навыки управления своим временем и способствовали их здоровому развитию и самоутверждению в реальной жизни [17, с. 45].
Глава 2. Эмпирическое исследование интернет зависимости подростков
2.1 Организация и методы исследования
Цель данной работы – изучение Интернет-зависимости у подростков. Исследование проводилось на базе среднеобразовательной школы города Воронеж МБОУ гимназия №9. Данная школа специализируется на реализации образовательных программ различного уровня, имеет естественно-математический уклон.
В исследовании, которое было проведено в рамках классных часов, приняло участие 44 ученика восьмого класса, а именно 24 человека из 8А и 20 детей из 8В. Мы разработали две диагностические методики, которые позволили определить уровень Интернет-зависимости у детей, а также выявить уровень зависимости от компьютера у каждого подростка. Полученная информация была проанализирована и систематизирована в таблицах и отчетах, которые мы представим ниже.
Для определения уровня зависимости от компьютерных игр был применен тест-опросник, который позволил выявить возможную зависимость от игр на компьютере [18, с. 27]. Для проведения исследования была разработана специальная диагностическая методика, которая включала 20 вопросов, на которые подростки должны были ответить «да» или «нет». Также, им было разрешено оставлять комментарии к каждому вопросу. В итоге, мы обработали данные, учитывая количество положительных ответов, чтобы определить уровень зависимости каждого респондента от компьютерных игр и интернет. Тестирование было простым и понятным, что позволяло подросткам отвечать честно на каждый вопрос и получить более достоверный результат (Приложение А).
Мы использовали тест Кимберли-Янг, для определения уровня зависимости от интернета. Он включал в себе 40 вопросов, на которые подростки отвечали в соответствии с 5-балльной шкалой Ликкерта, где 1 – это никогда, а 5 – постоянно. Баллы для получения окончательного результата суммировались. На основании результатов тестирования мы определяли степень зависимости каждого участника от Интернета, включая обычного пользователя, человека с некоторыми проблемами, связанными с чрезмерным интернет-пользованием, и человека, страдающего Интернет-зависимостью. Тест был разработан с учетом помесь интересных и простых вопросов, что способствовало более честным ответам подростков и повышению достоверности полученных данных (Приложение Б).
2.2 Анализ результатов исследования
После проведения исследования зависимости от компьютерных игр в классе 8 «А» были получены результаты тест-опросника, охватившие 24 человека.
Рисунок 1 – показатель игровой зависимости
После проведения диагностики для исследования зависимости от компьютера, мы получили следующие результаты: у 11% опрошенных был определен высокий уровень зависимости, в то время как у 25% участников была обнаружена некоторая зависимость. Оставшиеся 64% не проявляют признаков игровой зависимости (Рисунок 1).
Анализируя ответы из анкеты, становится ясно, что одной из причин ограничения времени, проводимого за компьютером, являются запреты, установленные их родителями. Компьютер может быть заблокирован паролем или отключен от сети, чтобы предотвратить слишком частое и продолжительное игровое время. Однако, на индивидуальном уровне, многие ребята также признаются, что не заинтересованы в компьютерных играх или не проводят много времени за компьютером по другим причинам. Это может быть связано с предпочтением других занятий, отсутствием доступа к компьютеру или ограниченным временем, отводимым на его использование. В целом, ограничение времени, проводимого за компьютером, может быть полезным, но также важно обеспечить доступ к компьютерам для обучения и развития творческих навыков. (Рисунок 2).
Это достаточно верное наблюдение. Возможности и время, отведенные на использование компьютера, могут быть различными для разных детей. Кроме того, абсолютный запрет на использование компьютера также не является эффективным подходом к ограничению времени, проводимого за компьютером. Вместо этого, родители и педагоги могут использовать выборочные стратегии контроля и ограничения доступа к ресурсам и функциям. Например, ограничив доступ к онлайн-играм и видео на определенные часы, поощряя использование компьютера для обучения и других творческих или продуктивных целей, обсуждая правила использования компьютера и установки определенных границ и ограничений. Таким образом, баланс между контролем времени, проводимого за компьютером, и доступом к множеству ресурсов и возможностей, которые он предоставляет, является ключом к эффективному регулированию использования компьютерных технологий в жизни детей и подростков.
Рисунок 2 – причины малого времяпровождения за компьютером.
На диаграмме мы можем увидеть результаты учеников, которые показывают, что половина подростков, а именно 52% не имеют признаков зависимости от Интернета, у 33% имеются некоторые проблемы и 15% абсолютно не имеют признаков зависимости (Рисунок 3).
Из проведенных бесед с подростками становится ясно, что результаты тестирования на зависимость от Интернета были предсказуемыми. В настоящее время Интернет доступен практически с любого устройства, включая планшеты и мобильные телефоны, которыми обладает большинство подростков. Это облегчает постоянное подключение к Интернету даже ночью без проблем. Подростки сообщают, что используют Интернет для общения с друзьями, чтения интересных статей, причины же некоторых посещений Интернета остаются неизвестными. Однако, все подростки без исключения признают, что поиск информации для учебы является важной составляющей их пребывания в Сети. Использование Интернета по правилам может быть очень полезным для детей и подростков. В то же время, необходимо контролировать время, которое они проводят в Сети, и контент, к которому они имеют доступ. Обеспечение разнообразия в досуге и увлечениях также помогут в том, чтобы подростки избегали возможной зависимости от интернета и сохраняли интерес к другим видам деятельности. (Рисунок 4).
Рисунок 3 – показатели Интернет - зависимость
Рисунок 4 – причины выхода в Интернет
После того, как была проведена диагностика зависимости от компьютерных игр в классе 8 «В» с помощью известной методики «Тест-опросник», удалось опросить всего 20 учащихся. Были собраны результаты о том, насколько сильно эти ученики зависят от компьютерных игр и как это влияет на их жизнь в целом.
Рисунок 5 – показатели игровой зависимости
После изучения результатов теста-опросника, можно сделать выводы о том, что у большинства детей, а именно у 80%, не было выявлено значительных признаков игровой зависимости. Всего 10% учащихся присутствовали некоторые признаки зависимости, и конкретные проблемы, где уже нужна помощь в борьбе с Интернет-зависимостью специалистов, оказались лишь у 10% учеников Эти данные свидетельствуют о том, что зависимость от компьютерных игр,
хоть и существует, является достаточно редким явлением и может негативно отразиться на жизни и здоровье людей. (Рисунок 5).
Анализируя комментарии подростков относительно проблем, связанных с чрезмерным использованием компьютерных игр, можно заметить, что родители по-прежнему являются одним из ярких факторов, которые могут мешать детям играть в них в большем объеме. Этот факт особенно характерен для учащихся 8-го «А» класса. В то же время, необходимо отметить, что родители должны играть ключевую роль в контроле доступа своих детей к определенным играм и ограничении времени, проводимого ими за компьютером. Ведь, наличие родительского контроля и ограничений может помочь детям и подросткам избежать возможных негативных последствий, связанных с компьютерной зависимостью и подавлением развития других увлечений и интересов. Поэтому, наша задача - помочь родителям понять важность контроля и разумного использования компьютерных игр для здоровья и благополучия детей и подростков. (Рисунок 6).
Рисунок 6 - причины малого времяпровождения за компьютером
Анализируя тестирование по методике Кимберли-Янг на показатель Интернет-зависимости, мы видим следующие показатели: у 20% выявлена явная зависимость, 60% имеют определенные сложности и проблемы, а остальные 20% опрошенных не имеют никаких проблем в этой области (Рисунок 7).
На основе ответов полученных в ходе беседы с подростками, можно сделать следующие выводы, относительно причин постоянного времяпровождения в интернете: в первую очередь, это общение с друзьями и поиск новых знакомств, на втором месте это жажда новых знаний, и на третьем месте - это поиск информации для учебы. Важно подметить то, что никто из учеников не высказался о бесцельных затратах времени на веб-серфинг. Большинство подростков чаще используют смартфоны или планшеты, а не компьютеры, так как это удобнее, и нынешние модели совсем не отличаются по функционалу от ПК (Рисунок 8).
Рисунок 7 – показатели Интернет - зависимости
Рисунок 8 - причины выхода в Интернет
Если говорить об итогах исследования в двух классах с использованием методики «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр», то можно сделать следующие выводы. Из 44 опрошенных подростков только 14% оказались зависимы от компьютерных игр, в то время как 31% имеют некоторую степень зависимости. При этом 55% опрошенных подростков отказались от зависимости от компьютерных игр полностью (Рисунок 9).
Как выявляется, психологическая зависимость от компьютера может вести к значительной дезадаптации личности в реальности, а также к плохому физическому и психическому здоровью. Подростки, как правило, более уязвимы для развития такой зависимости, поскольку они находятся в переходном периоде своей жизни, когда им необходимо научиться справляться со стрессом, а также адаптироваться к новым ситуациям и изменениям в жизни. Проведение слишком много времени за компьютером может также препятствовать развитию общественных навыков и навыков общения, которые являются ключевыми для эффективного функционирования в среде социальных связей. Поскольку компьютер создает виртуальный мир, ребенок может начать отождествлять реальность и виртуальность, и это может привести к недостатку понимания социальных отношений. Поэтому важно, чтобы родители, учителя и другие взрослые, занимавшиеся воспитанием детей, следили за временем, проводимым детьми за компьютером, обеспечивали возможности для реальной взаимной коммуникации, а также помогали детям вырабатывать навыки управления своим временем и способствовали их здоровому развитию и самоутверждению в реальной жизни [17, с. 45].
Глава 2. Эмпирическое исследование интернет зависимости подростков
2.1 Организация и методы исследования
Цель данной работы – изучение Интернет-зависимости у подростков. Исследование проводилось на базе среднеобразовательной школы города Воронеж МБОУ гимназия №9. Данная школа специализируется на реализации образовательных программ различного уровня, имеет естественно-математический уклон.
В исследовании, которое было проведено в рамках классных часов, приняло участие 44 ученика восьмого класса, а именно 24 человека из 8А и 20 детей из 8В. Мы разработали две диагностические методики, которые позволили определить уровень Интернет-зависимости у детей, а также выявить уровень зависимости от компьютера у каждого подростка. Полученная информация была проанализирована и систематизирована в таблицах и отчетах, которые мы представим ниже.
Для определения уровня зависимости от компьютерных игр был применен тест-опросник, который позволил выявить возможную зависимость от игр на компьютере [18, с. 27]. Для проведения исследования была разработана специальная диагностическая методика, которая включала 20 вопросов, на которые подростки должны были ответить «да» или «нет». Также, им было разрешено оставлять комментарии к каждому вопросу. В итоге, мы обработали данные, учитывая количество положительных ответов, чтобы определить уровень зависимости каждого респондента от компьютерных игр и интернет. Тестирование было простым и понятным, что позволяло подросткам отвечать честно на каждый вопрос и получить более достоверный результат (Приложение А).
Мы использовали тест Кимберли-Янг, для определения уровня зависимости от интернета. Он включал в себе 40 вопросов, на которые подростки отвечали в соответствии с 5-балльной шкалой Ликкерта, где 1 – это никогда, а 5 – постоянно. Баллы для получения окончательного результата суммировались. На основании результатов тестирования мы определяли степень зависимости каждого участника от Интернета, включая обычного пользователя, человека с некоторыми проблемами, связанными с чрезмерным интернет-пользованием, и человека, страдающего Интернет-зависимостью. Тест был разработан с учетом помесь интересных и простых вопросов, что способствовало более честным ответам подростков и повышению достоверности полученных данных (Приложение Б).
2.2 Анализ результатов исследования
После проведения исследования зависимости от компьютерных игр в классе 8 «А» были получены результаты тест-опросника, охватившие 24 человека.
Рисунок 1 – показатель игровой зависимости
После проведения диагностики для исследования зависимости от компьютера, мы получили следующие результаты: у 11% опрошенных был определен высокий уровень зависимости, в то время как у 25% участников была обнаружена некоторая зависимость. Оставшиеся 64% не проявляют признаков игровой зависимости (Рисунок 1).
Анализируя ответы из анкеты, становится ясно, что одной из причин ограничения времени, проводимого за компьютером, являются запреты, установленные их родителями. Компьютер может быть заблокирован паролем или отключен от сети, чтобы предотвратить слишком частое и продолжительное игровое время. Однако, на индивидуальном уровне, многие ребята также признаются, что не заинтересованы в компьютерных играх или не проводят много времени за компьютером по другим причинам. Это может быть связано с предпочтением других занятий, отсутствием доступа к компьютеру или ограниченным временем, отводимым на его использование. В целом, ограничение времени, проводимого за компьютером, может быть полезным, но также важно обеспечить доступ к компьютерам для обучения и развития творческих навыков. (Рисунок 2).
Это достаточно верное наблюдение. Возможности и время, отведенные на использование компьютера, могут быть различными для разных детей. Кроме того, абсолютный запрет на использование компьютера также не является эффективным подходом к ограничению времени, проводимого за компьютером. Вместо этого, родители и педагоги могут использовать выборочные стратегии контроля и ограничения доступа к ресурсам и функциям. Например, ограничив доступ к онлайн-играм и видео на определенные часы, поощряя использование компьютера для обучения и других творческих или продуктивных целей, обсуждая правила использования компьютера и установки определенных границ и ограничений. Таким образом, баланс между контролем времени, проводимого за компьютером, и доступом к множеству ресурсов и возможностей, которые он предоставляет, является ключом к эффективному регулированию использования компьютерных технологий в жизни детей и подростков.
Рисунок 2 – причины малого времяпровождения за компьютером.
На диаграмме мы можем увидеть результаты учеников, которые показывают, что половина подростков, а именно 52% не имеют признаков зависимости от Интернета, у 33% имеются некоторые проблемы и 15% абсолютно не имеют признаков зависимости (Рисунок 3).
Из проведенных бесед с подростками становится ясно, что результаты тестирования на зависимость от Интернета были предсказуемыми. В настоящее время Интернет доступен практически с любого устройства, включая планшеты и мобильные телефоны, которыми обладает большинство подростков. Это облегчает постоянное подключение к Интернету даже ночью без проблем. Подростки сообщают, что используют Интернет для общения с друзьями, чтения интересных статей, причины же некоторых посещений Интернета остаются неизвестными. Однако, все подростки без исключения признают, что поиск информации для учебы является важной составляющей их пребывания в Сети. Использование Интернета по правилам может быть очень полезным для детей и подростков. В то же время, необходимо контролировать время, которое они проводят в Сети, и контент, к которому они имеют доступ. Обеспечение разнообразия в досуге и увлечениях также помогут в том, чтобы подростки избегали возможной зависимости от интернета и сохраняли интерес к другим видам деятельности. (Рисунок 4).
Рисунок 3 – показатели Интернет - зависимость
Рисунок 4 – причины выхода в Интернет
После того, как была проведена диагностика зависимости от компьютерных игр в классе 8 «В» с помощью известной методики «Тест-опросник», удалось опросить всего 20 учащихся. Были собраны результаты о том, насколько сильно эти ученики зависят от компьютерных игр и как это влияет на их жизнь в целом.
Рисунок 5 – показатели игровой зависимости
После изучения результатов теста-опросника, можно сделать выводы о том, что у большинства детей, а именно у 80%, не было выявлено значительных признаков игровой зависимости. Всего 10% учащихся присутствовали некоторые признаки зависимости, и конкретные проблемы, где уже нужна помощь в борьбе с Интернет-зависимостью специалистов, оказались лишь у 10% учеников Эти данные свидетельствуют о том, что зависимость от компьютерных игр,
хоть и существует, является достаточно редким явлением и может негативно отразиться на жизни и здоровье людей. (Рисунок 5).
Анализируя комментарии подростков относительно проблем, связанных с чрезмерным использованием компьютерных игр, можно заметить, что родители по-прежнему являются одним из ярких факторов, которые могут мешать детям играть в них в большем объеме. Этот факт особенно характерен для учащихся 8-го «А» класса. В то же время, необходимо отметить, что родители должны играть ключевую роль в контроле доступа своих детей к определенным играм и ограничении времени, проводимого ими за компьютером. Ведь, наличие родительского контроля и ограничений может помочь детям и подросткам избежать возможных негативных последствий, связанных с компьютерной зависимостью и подавлением развития других увлечений и интересов. Поэтому, наша задача - помочь родителям понять важность контроля и разумного использования компьютерных игр для здоровья и благополучия детей и подростков. (Рисунок 6).
Рисунок 6 - причины малого времяпровождения за компьютером
Анализируя тестирование по методике Кимберли-Янг на показатель Интернет-зависимости, мы видим следующие показатели: у 20% выявлена явная зависимость, 60% имеют определенные сложности и проблемы, а остальные 20% опрошенных не имеют никаких проблем в этой области (Рисунок 7).
На основе ответов полученных в ходе беседы с подростками, можно сделать следующие выводы, относительно причин постоянного времяпровождения в интернете: в первую очередь, это общение с друзьями и поиск новых знакомств, на втором месте это жажда новых знаний, и на третьем месте - это поиск информации для учебы. Важно подметить то, что никто из учеников не высказался о бесцельных затратах времени на веб-серфинг. Большинство подростков чаще используют смартфоны или планшеты, а не компьютеры, так как это удобнее, и нынешние модели совсем не отличаются по функционалу от ПК (Рисунок 8).
Рисунок 7 – показатели Интернет - зависимости
Рисунок 8 - причины выхода в Интернет
Если говорить об итогах исследования в двух классах с использованием методики «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр», то можно сделать следующие выводы. Из 44 опрошенных подростков только 14% оказались зависимы от компьютерных игр, в то время как 31% имеют некоторую степень зависимости. При этом 55% опрошенных подростков отказались от зависимости от компьютерных игр полностью (Рисунок 9).