Файл: 14. Исследование интернетзависимости подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зависимость подростков от компьютерных игр – это серьезная проблема, которая стала распространенной в современном обществе. Подростки, проводящие много времени за компьютерными играми, могут стать зависимыми от возможности уйти от реальности в виртуальный мир игры, где они могут чувствовать себя комфортно и уверенно. Долгое время игры могут приводить к социальной изоляции, ухудшению здоровья и проблемам со школьной успеваемостью.

Рисунок 9 - показатели игровой зависимости
Если мы рассмотрим проблему Интернет-зависимости подростков на основе результатов тестирования, проводимого по методике Кимберли-Янг, мы можем выделить следующие факты: 36% опрошенных подростков имеют зависимость от Интернета, 48% имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом и некий уровень зависимости, а только 16% заявили, что они не имеют никакой зависимости к Интернету. Эти результаты говорят о том, что Интернет-зависимость является распространенной проблемой среди подростков, и требует внимательного подхода со стороны родителей, педагогов и специалистов, работающих с молодежью (Рисунок 10).

В целом, методика Кимберли-Янг является эффективным инструментом для диагностики интернет-зависимости у подростков. Она помогает понять, насколько серьезной является зависимость, и предложить соответствующее решение. Важно, чтобы родители и психологи использовали эту методику в сочетании со стратегиями лечения и профилактики, чтобы помочь юным людям преодолеть проблему интернет-зависимости и вернуться к здоровому образу жизни.


Рисунок 10 – показатели Интернет – зависимости
2.3 Интерпретация полученных данных
После проведения исследования среди учеников восьмых классов были получены интересные результаты. Оказалось, что более чем треть, а именно 36% подростков, можно считать зависимыми от Интернета, тогда как только 14% опрошенных страдают игровой зависимостью. Более половины опрошенных, а именно 48%, испытывают проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, а 31% молодых людей имеют некоторую зависимость от игровой составляющей. Только 16% опрошенных не имеют зависимости от Интернета, и 55% не переживают проблему игровой зависимости. Данные результаты теста помогают психологам более точно понимать, как часто и как долго подростки проводят свое время в интернете, а также оценить степень их зависимости. Зная конкретные проблемы,
вызванные зависимостью, психологи могут более точно определить необходимое лечение и участие в профилактических мерах для каждого конкретного случая.
Выявление различий в уровнях зависимости от игр и интернета среди подростков неудивительно, учитывая распространенность доступа к онлайн-ресурсам в любой точке мира и с помощью практически любого устройства. В связи с этим, у подростков может возникать большая привязанность к интернету, чем к видеоиграм. Несмотря на то, что родители могут контролировать компьютерный доступ детей на дому, следить за ними на протяжении всего времени, на других устройствах контроль уже затруднительный. Досуг является благоприятным временем для подростков, чтобы удовлетворять свои фундаментальные потребности. Во время проведения свободного времени, ребенок легче может научиться уважению к себе, преодолевать недостатки через участие в развлечениях. Досуг может оказать значительное влияние на формирование таких качеств у ребенка, как: уверенность в себе, мужество, искренность, настойчивость, честность, инициативность и другие.

Заключение
В данном исследовании, посвященном проблеме Интернет-зависимости среди подростков, мы проанализировали широкий спектр научно-методической литературы, посвященной компьютерной зависимости. В наше время подростки, практически все, пользуются Интернетом, а онлайн игры уже стали частью повседневной жизни многих подростков. Компьютеры, телефоны, планшеты и ноутбуки стали все более доступными и разнообразными, и поэтому сегодня трудно представить семью, где не использовалось бы хотя бы одно из этих устройств.
Интернет и игровая зависимость - это два разных понятия, однако можно говорить об их объединении в компьютерную зависимость. Компьютерная зависимость, это паталогическая привязанность к компьютеру, нежелание проводить свое время иначе. Главной причиной компьютерной зависимости является низкая социальная активность, отсутствие дружественных связей, неумение выстраивать отношения в коллективе. Компьютерная зависимость имеет разрушительные последствия, которые негативно могут сказаться на будущем ребенка. Также, она может привести к ухудшению физического и психического здоровья, а также к снижению успеваемости в школе. Поэтому важно стремиться к балансу между компьютерным временем и другими активностями. Подросткам следует развивать социальную жизнь, заниматься спортом и другими хобби, а также обращаться за помощью к специалистам, если возникли проблемы со своей компьютерной зависимостью.


Интернет является особенно привлекательным для подростков, так как предлагает широкий спектр возможностей: Во-первых, подростки видят в интернете возможность уйти от реальности за счет анонимных социальных интеракций. Они могут общаться с людьми, не раскрывая свою личность, и получать эмоциональную поддержку, которой им не хватает в реальном мире. Во-вторых, интернет для подростков - это возможность приобретения чувства безопасности и осознания своей анонимности при взаимодействии с другими пользователями. Это особенно важно для тех, кто испытывает страхи и тревоги в реальной жизни. В-третьих, интернет позволяет подросткам реализовать свои фантазии и представления и получать обратную связь в виде «лайков», комментариев и прочих форм общения. Наконец, интернет - это неиссякаемый источник информации, который позволяет подросткам узнавать новое о мире и расширять свои горизонты. Однако, при чрезмерном потреблении он может привести к информационному вампиризму. Не следует забывать, что интернет может быть источником проблем для подростков, таких как зависимость, кибербуллинг, неадекватное поведение в социальных сетях и т.д. Поэтому важно понимать, как использовать интернет безопасно и ответственно.
Важно, следить за времяпровождением подростков и обеспечивать им благоприятную среду для развития и досуга. Длительное время, проводимое за компьютером или в интернете, может оказывать отрицательное влияние на здоровье. Компьютерная зависимость – это не просто увлечение или развлечение, а серьезная проблема, которая может нанести значительный вред здоровью общества. Поэтому, важно принимать меры, чтобы предотвратить и бороться с этой проблемой. Необходимо предоставлять детям и молодежи возможности для занятий спортом, активного отдыха на свежем воздухе, чтения и творческих занятий, чтобы уравновесить время, проводимое за компьютером. Также необходимо ограничивать время, проводимое за компьютером и контролировать контент, к которому дети и подростки имеют доступ в интернете. Принимая подобные меры, мы можем защитить молодежь от возможной компьютерной зависимости и сохранить их здоровье.


Список использованных источников


  1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин // Вестник МГУ. Сер.14.2006. Вып.4.

  2. Бучкова А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 1. - С. 67-73

  3. Войскунский исследования феномена интернет-аддикции /2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС. 2015 - С. 251-253.

  4. Выгонский С.И. Психология работы с компьютером и сетью/ С.И. Выгонский. — М.: Феникс, 2010. — 320 с.

  5. Выготский Л.С. Сторона интернета /Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.

  6. Горбатюк В.А. Профилактика зависимого поведения обучающихся [Электронный ресурс] / В.А. Горбатюк, О.С. Поповой. - Минск: РИПО, 2018. - Добавлено: 10.10.2019. -Проверено: 27.12.2019. - Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека ONLINE по паролю. Удаленный ресурс: https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=356368&linkid=1.

  7. Дрепа М.И. Зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. — 2017. — № 2. С.189—193.

  8. Дроздова Е. С. Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» краткое содержание докладов /Е.С. Дроздов  10 июня 2009г. -№3. С.25-69.

  9. Климова М.А. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития/ М.А. Климова // Психология Москва: АСТ, 2010г. С.34-45.

  10. Корнилова А. В. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ / А.В. Корнилова; науч. рук. Л.А. Дубровина // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. II Междунар. студен. науч.-практ. конф, 21 февр. 2019 г. / ГАОУ ВО МГПУ ИПССО; [сост. : Л.Ю. Овчаренко (Еремина), Э.Н. Рычихина]. - М., 2020. - С. 295-299.

  11. Петлина, Ю. И. Исследование психических особенностей аддиктивного поведения личности, пользующейся социальными сетями / Ю.И. Петлина, Е.П. Захарова; науч. рук. С.В. Львова // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии : [тез. III Всерос. студен. науч.-практ. конф. 7 дек. 2017 г.] / [сост. Т.Ю. Морозова ; ГАОУ ВО МГПУ ИПССО]. - М., 2017. - С. 94-96.

  12. Рыбак, Е.В. Компьютерная зависимость родителей детей дошкольного возраста как социальный риск / Е.В. Рыбак // Детский сад от А до Я. - 2020. - № 4. - С. 118-125.

  13. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. .Е. Войскунского.М., 2017. С.77-99.

  14. Смирнова А.В. Профилактика аддиктивного поведения среди подростков и их родителей / А.В. Смирнова // Проблемы социальной исключенности личности и группы в современном обществе, их решение средствами социальной работы: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 22 марта 2019: сб. ст. / М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Поволж. гос. ун-т сервиса" (ФГБОУ ВПО "ПВГУС"); [пред. ред. кол. Л.И. Ерохина]. - Тольятти, 2019. - С. 91-94.

  15. Смыслова Г.А. Интернет воздействие на личность / Г.А. Смыслова// Гуманитарные исследования в Интернете М.: Можайск-Терра, 2013 г. С. 326-465.

  16. Социально-психологические аспекты общения в Интернете, А. Жичкина, Copyright FLOGISTON, 1999. O. Egger, Prof. Dr. M. Rauterberg “Internet Behavior and Addiction”, 1996

  17. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2019. - 432 с.

  18. Фролов В.А. Профилактика виртуальной зависимости в дошкольном возрасте: учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, Владимир. гос. ун-т им. А.Г. Столетова и Н.Г. Столетова ; В.А. Фролов. - Владимир: ВИТ-принт, 2019. - 75 с.

  19. Юткина Ю. «Компьютерные игры. Разрядка или зависимость?» - 2017г. Дрепа, 2009. 191 с.




ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр

Инструкция: для установления зависимости от компьютерных игр предлагается серия вопросов-утверждения, вы должны ответить, верно или нет утверждения. Если хотите, можете написать свой комментарий.

  1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?

  2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?

  3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?

  4. У вас есть боли в запястьях?

  5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)? Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?

  6. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером?

  7. Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)? Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?

  8. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе?

  9. У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

  10. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером?

  11. Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?

  12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще, чем 1 раз в неделю)? В последнее время вас беспокоит сухость глаз?

  13. В последнее время у вас было сильное желание играть?

  14. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?

  15. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест Кимберли-Янг на Интернет-зависимость

«Интернет - зависимость» Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость