Файл: Отчет по выполненной лабораторной работе, оформленный в Word.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оформление отчета
1) На проверку преподавателю студент присылает два файла: рабочий файл Excel и отчет по выполненной лабораторной работе, оформленный в Word.
2) Название файлов: Фамилия студента -Группа - ИТ - лаб. (номер).
3) В рабочем файле Excel каждое упражнение выполняется на отдельном листе, листы подписываются (например, упр. ..., сам.раб. ...).
4) Отчет, оформленный в Word, должен состоять из титульного листа, цели работы, основной части (ход работы), содержащей все упражнения и самостоятельные работы в виде описания задания и решения - скрин из рабочего файла Excel, и выводов.
Отчет печатается на одной стороне листа через полтора межстрочных интервала, размер полей: левое, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. Шрифт «TimesNewRoman», кегль 12 или 14, выравнивание текста по ширине страницы, абзацный отступ 1,25 см. Нумерация листов арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки, со второго листа.
5) Работу следует сдать на проверку в течение двух дней (текущего и следующего).
Лабораторная работа 2
по дисциплине Информационные технологии
Лабораторная работа составлена с использованием Методических указаний к выполнению лабораторных работ по дисциплине ИНФОРМАТИКА для студентов I курса специальности 080507 IV курса специальности 030602 дневного обучения / Пегова Е.П. // М.: МГТУ ГА, 2006.- 72с.
Темы работы.
-
Мастер функций. -
Фильтры
Мастер функций
На строке формул есть небольшая кнопка fx, с помощью которой можно запустить мастер функций – список всевозможных функций, разделённых по категориям, которые можно использовать для сложных вычислений.
Упражнение 1. «Результаты вступительных экзаменов»
Задание. Составить таблицу в соответствии с рис. 27. Определить вторичные данные и вычислить их с помощью мастера функций.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ДАННЫЕ !!!
Пример решения:
Рис. 27
Порядок выполнения.
-
Первичными данными являются оценки по предметам. Вторичными являются данные в столбцах «Средний балл», «Принят, не принят». -
Значения в столбце «Средний балл» и в строке «Средний балл по предмету» можно подсчитывать с помощью мастера функций , используя функцию СРЗНАЧ категории «статистические», или выбрать из списка итоговых функций на панели «Стандартная» (рис. 28).
Рис.28
-
Анализ «Принят, не принят» сначала выполнить без учёта двоек, только по среднему баллу. Для этого нужно вызвать мастер функций (fx), выбрать категорию «логические», функцию ЕСЛИ, и заполнить бланк функции выбора (Visual Basic). Условие выбора - средний балл больше или равен 3. Кавычки не вносить – они добавляются автоматически (рис. 29).
Рис.29
-
Создать анализ «Принят ,не принят с учётом двоек», чтобы двоечники не были приняты. Для этого нужно усложнить конструкцию выражения, добавив ещё одно условие – минимум оценок должен быть больше 2.
Последовательность заполнения бланка следующая:
-
внести слова «Принят» и «Не принят». Кавычки не писать – они добавляются в бланк автоматически. -
установить курсор в строке «Лог_выражение». В этой строке нужно сформировать условие выбора. В эту строку нужно вложить функцию «И». Для этого нужно развернуть панель дополнительных вложений, появляющуюся в левой области строки формул (на месте поля имени), найти в списке функцию «И», если её нет, то выбрать «другие функции», и найти её в категории «логические». В первой строке сформировать первое условие (Средний балл>3) (рис. 30):
й
Рис.30
-
во вторую строку нужно вложить функцию «МИН» области оценок. Для этого установить курсор во второй строке и, с помощью панели дополнительных вложений на слева в строке формул найти функцию МИН категории СТАТИСТИЧЕСКИЕ. Установить курсор в строке «Число1» и маркёром выделения описать область С4-:F4 (Рис.31).
Рис.31
-
при необходимости скорректировать расстановку скобок в строке формул, чтобы выражение приобрело вид как на рис. 32.
Рис.32.
-
Для выявления наиболее частой оценки нужно воспользоваться функцией «МОДА» из категории «статистические». -
Для подсчёта количества принятых подойдёт функция «СЧЁТЕСЛИ» категории «статистические». Эта функция подсчитывает количество определённых значений в указанной области. Бланк функции изображен на рис. 33. Кавычки в строке «Критерий» следует вносить с клавиатуры вручную, в отличие о заполнения бланка функции «ЕСЛИ».
Рис.33
Упражнение 2. «Возраст»
Задание. Создать электронную таблицу, которая автоматически высчитывает возраст по дате рождения и определяет социальную группу по возрасту ( рис. 34).
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ДАННЫЕ !!!
(достаточно 3 примеров, например: ИЖДИВЕНЕЦ-РАБОТАЮЩИЙ-ПЕНСИОНЕРКА или ИЖДИВЕНЕЦ-РАБОТАЮЩАЯ-ПЕНСИОНЕР, т.е. различие по половому признаку должно быть видно также)
Пример решения:
Примечание. Так как электронная таблица связана с системной датой, в таблице приведены сведения по состоянию на 15 апреля 2006. Поэтому в выполняемой таблице значения должны соответствовать состоянию на конкретную дату.
Рис.34
Порядок выполнения.
Заполнить первичными данными столбцы «№», «Фамилия», Дата рождения», «Пол». Следует помнить, что даты нужно вносить числами, разделёнными точкой, например 12.12.1950. Чтобы месяц выводился словом и к году приписывалась буква «г.», нужно отформатировать ячейку через пункт меню ФОРМАТ- ЯЧЕЙКИ, выбрать закладку ЧИСЛО, далее ДАТА и в списке найти нужный вариант представления даты.
В столбце «Возраст без учёта даты» возраст подсчитывается первым способом: как разницу между годом рождения и текущим годом – столбец Е. Выражение, сформированное мастером функций, в этом случае будет выглядеть так-
= ГОД(СЕГОДНЯ())- ГОД(С3)
Вычисленное таким образом значение является числом. Но программа может ошибочно отнести его к типу «Дата-время». В этом случае нужно вручную задать тип данных «Числовой». Для этого следует выделить область Е3:Е7, затем пойти в пункт меню ФОРМАТ-ЯЧЕЙКИ, выбрать закладку ЧИСЛО и указать на строку ЧИСЛОВОЙ.
Недостаток такого вычисления очевиден, так как не в этом случае возраст вычисляется без учёта месяца и дня рождения. Но полученное значение является числом и его можно использовать в дальнейшем в математических вычислениях.
В столбце «Возраст с учётом Даты» (столбец F) значение возраста подсчитывается другим способом : как разница между сегодняшней датой и датой рождения. В этом случае выражение будет выглядеть так:
= СЕГОДНЯ()-С3
Вычисленное таким образом значение будет являться датой. Чтобы дата выводилась в полных годах, нужно ввести дополнительный формат. Для этого следует выделить область F3:F7, выбрать пункт меню ФОРМАТ – ЯЧЕЙКИ, затем закладку ЧИСЛО, указать в списке форматов на строку (все форматы), а затем, в окно «Тип» ввести «ГГ» (рис. 35).
Внести самим с клавиатуры.
Рис. 35
Возраст при таком подсчёте вычисляется точно, с учётом месяца и дня рождения, но, так как значение является датой, то его сложно использовать в дальнейших расчётах, например, для определения социальной группы. Кроме того, такой приём годится только для возраста меньше 100 лет. При разности дат больше 100 перевод в года получается ошибочным.
-
Месяц рождения подсчитывается с помощью функции МЕСЯЦ мастера функций как МЕСЯЦ (С3). -
День рождения подсчитывается с помощью мастера функций ДЕНЬ как ДЕНЬ(С3). -
Чтобы подсчитать возраст с точностью до дня как число, нужно сначала создать промежуточную дату, у которой год совпадает с текущим годом, а месяц и день недели совпадает с днём и месяцем дня рождения. Промежуточную дату можно создать с помощью функции ДАТА, аналога функции Visual Basic DATESERIAL, которая создаёт дату из чисел, поставленных в неё в качестве аргументов. Бланк функции для первой строки списка представлен на рис.36.
Рис.36
-
Чтобы определить возраст точно как число, нужно сравнить текущую дату с датой, полученной в п.6. Если сегодняшняя дата больше, т.е. дня рождения ещё не было, то от возраста по годам нужно отнять единицу (рис. 37).
Рис. 37
-
Анализ «Пенсионер- работающий- иждивенец» выполнить с помощью тройного вложения функции «ЕСЛИ», используя подсказки на рис. 38. Логика отбора следующая:
для мужчин - если пол = «м»(рис. 38,бланк 1), то – если возраст больше 60 (рис. 38,бланк 2), то отнести к категории пенсионеров, а иначе- если возраст меньше 18 лет, то иждивенец, а иначе работающий (рис. 38, бланк 3).
Бланк 1.
Бланк 2.
Бланк 3.
Рис. 38
Чтобы вернуться к бланку 1 и продолжать формировать выражение для женщин, нужно в строке формул установить курсор на первом «ЕСЛИ» в выражении и щёлкнуть по fx.(рис. 39)
Панель для вложения функций
Рис.39
для женщин - если пол не равен «м» (установить курсор в ветви «…ложь» бланка 1 ), то (вызвать ещё одно «ЕСЛИ») - если возраст больше 55, то отнести к категории пенсионеров (рис. 40,бланк 4), а если возраст меньше 18 лет, то к иждивенкам (рис. 40,бланк 5). В результате бланк 1 примет вид как на рис. 41.
Бланк 4.
Бланк 5
Рис. 40
Итог заполнения бланка 1.
Рис. 41
Обратите внимание, что если для построения выражения социальной группы использовать возраст с учётом даты (ДАТА), т.е. столбец F, то ничего не получится, так как тип данных в этом столбце не является числом.
Упражнение 3. «Корни квадратного уравнения»
Задание. Составить таблицу корней квадратного уравнения ( Табл. 5).
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ДАННЫЕ !!!
(достаточно 3 примеров, среди которых дискриминант >0, <0, =0)