Файл: 1. Основные виды стираемости зубов. Этиология и патогенез повышенной стираемости твердых тканей зубов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


47.Определение понятия «шинирование». Биомеханические принципы шинирования по Е.И.Гаврилову. Классификация шинирующих конструкций.
Определение понятия «шинирование».

Шинирование - это объединение группы зубов в единый блок при помощи специальных ортопедических аппаратов, которое проводится в первой и третьей фазах лечения болезней периодонта.

Биомеханические принципы шинирования по Е.И.Гаврилову.

I. Шина, укрепленная на зубах, вследствие жесткости ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном направлении.

II. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние и все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи.

III. Нагрузка в шинирующем блоке воспринимается в первую очередь зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность: они разгружают зубы с более пораженным пародонтом.

IV. Зубы расположены по дуге, кривизна которой более выражена в переднем отделе, поэтому шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.

V. Порядок распределения жевательной нагрузки зависит от точки приложения сил.

VI. При линейном расположении шины возможны колебания шин, когда зубы имеют Ι или ΙΙ степень подвижности.
Классификация шинирующих конструкций.

Классификация шин.

  • по продолжительности

  • Постоянные

  • Временные

  • по способу фиксации

  • Съемные

  • Несъемные

  • по способу изготовления

  • Лабораторного изготовления

  • Клинического изготовления

  • по материалу

  • Металлические

  • Пластмассовые

  • Композитные

  • Комбинированные

  • по методике изготовления


  • Литые

  • Штампованные

  • Паянные

  • Полимерные

  • Лигатурные

  • по конструкции

  • Разные виды коронок и мостовидных протезов


48.Временное шинирование на этапах лечения заболеваний пародонта. Виды временных шин. Требования, предъявляемые к временным шинирующим конструкциям.


Временные шины применяются:

  • на небольшой срок, от нескольких недель до нескольких месяцев

  • на период активного консервативного и хирургического лечения пародонтита и содействует закреплению их успеха.

  • после консервативной терапии пародонтита трудно сразу составить прогноз для отдельных групп зубов с выраженной подвижностью.

  • после удаления зубов на время заживления лунки.


Наложение постоянной шины-протеза должно производиться только после восстановления костной ткани и эпителизации раны (не раньше, чем через 2,5 - 3 месяца). Временные шины могут также применяться как ретенционные аппараты, позволяющие удерживать зубы в новом положении после их перемещения ортодонтическими аппаратами.

Временные шины могут быть металлические: гнутые, литые, штампованные каппы с окклюзионными окнами. Можно применять многозвеньевую шину, фиксирующуюся на зубах с помощью цианакрилатного клея или с помощью различных адгезивных систем.

Виды временных шин.

1). Проволочная шина. Используют мягкую стальную лигатуру (диаметром 0,4 мм), которая плотно прилегает к вестибулярной и оральной поверхностям зубов. Для фиксации шины концы проволоки плотно скручивают. Для стабилизации отдельных зубов накладывают межзубные лигатуры. Чтобы проволока не сползала к шейкам зубов, на вестибулярную поверхность можно нанести «стопоры» из композитного материала. Вместо металлической проволоки можно использовать хирургический шелк с последующим покрытием слоем композитного материала.
2). Композитная шина. Наложение композитного материала адгезивным методом, чаще без предварительного препарирования. Методика наложения шины: после тщательной очистки зубов проводится изоляция рабочего поля. Затем контактные поверхности протравливают, обрабатывают адгезивом и наносят на них композитный материал. Пришеечную область оставляют свободной, чтобы не затруднять гигиену.
3). Вакуумформованная съемная шина из акриловой пластмассы. Используют для кратковременной ретенции или стабилизации зубов. Они покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край. Использование импрелона («Imprelon S») - жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала, также позволяет получить практически незаметные шинирующие конструкции.
4). Съемная литая шина-протез.Шинирующее действие съемных шин обеспечивается системой опорно-удерживающих кламмеров и окклюзионных накладок, соединенных в единую конструкцию. Изготовление такой шины возможно только методом литья на огнеупорных моделях.


Съемные шины, применяющиеся самостоятельно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез), с кламмерами различных систем, когтевидными отростками и окклюзионными накладками, создают иммобилизацию только в двух направлениях: вестибулооральном и мезиодистальном. Следовательно, такие шины разгружают пародонт пораженных зубов именно в тех направлениях, патологическая подвижность в которых наиболее опасна.
5). Съемные шины Грозовского и Альбрехта применяются для лечения генерализованных форм заболевания пародонта при сохраненных зубных рядах. Они включают вестибулярные и оральные многозвеньевыекламмеры, окклюзионные накладки и вестибулярные отростки.
6). Несъемные полупостоянные шины. Применяются в переднем отделе челюстей; шинирование осуществляется композитным материалом (адгезивная техника) с предварительным препарированием зубов. Часто достаточно удалить старые пломбы, чтобы сформировать ретенционные пункты для шины. Техника наложения шины аналогична технике постановки композитной пломбы.
7). Съемная полупостоянная шина. Представляет собой каркас из хромо-кобальтового сплава с кламмерами, как у частичного съемного протеза. Такие конструкции назначают на ночь, в качестве дополнительного ретенционного аппарата после ортодонтического или хирургического лечения.
8). Съемный иммедиат-протез. Иммедиат-протезы разгружают оставшиеся зубы от чрезмерной нагрузки, причем часть давления передается на слизистую оболочку протезного ложа. Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают достаточную иммобилизацию подвижных зубов и повы-шают эффективность терапевтического лечения. Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов. Восстанавливая непрерывность зубных рядов, они предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов. Непосредственное (временное) шинирование и протезирование после множественного удаления зубов устраняет психологическую травму у больных и позволяет им выполнять профессиональные обязанности.
9). Временный несъемный мостовидный протез из акриловой пластмассы. При удалении передних зубов временная конструкция должна быть изготовлена и зафиксирована немедленно. Существует два способа изготовления временного протеза: в клинических условиях, и в условиях зуботехнической лаборатории. Чаще всего временный протез приходится изготавливать в клинике, если произошло удаление зуба, не запланированное ранее, т.е. в качестве экстренной помощи. Кроме того, если временная конструкция благоприятна с точки зрения эстетики, она способствует мотивации пациента. Еще одна функция временных протезов - служить примером в плане формы, расположения и цвета зубов при изготовлении постоянной конструкции. При временном протезировании края всех коронок такого протеза расположены выше десны. Окончательное препарирование зубов, а также изготовление постоянного протеза могут быть выполнены только после полного заживления пародонта и операционной раны.

Требования, предъявляемые к временным шинирующим конструкциям.

- создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;

- быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;

- не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;

- не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;

- не оказывать раздражающего действия на десну;

- не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;

- не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;

- не нарушать речи;

- не вызывать грубых нарушений внешнего вида;

- создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей зубов.
49.Ортопедические методы лечения очагового пародонтита. Задачи при планировании конструкции шинирующего протеза.
Ортопедические методы лечения очагового пародонтита.

  • Снятие неполноценных ортопедических конструкций

  • Исправление зубочелюстных аномалий

  • Протезирование

  • избирательное пришлифовывание зубов;

  • непосредственное протезирование;

  • временное шинирование;

  • постоянное шинирование.


Задачи при планировании конструкции шинирующего протеза.

• распределить жевательную нагрузку с учетом состояния опорного аппарата каждого зуба;

•выбрать опорные, шинирующие и фиксирующие элементы и способы их соединения (жесткое, лабильное, полулабильное);

•учесть эстетические требования пациента.

Билет 50 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА КОНСТРУКЦИИ ШИНИРУЮЩЕГО АППАРАТА ИЛИ ПРОТЕЗА И ИХ ПРОТЯЖЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ АНАЛИЗА ОДОНТОПАРОДОНТОГРАММЫ, ВИДЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗУБНОГОРЯДА И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

Вид стабилизации зубного ряда (протяженность шины) определяется на основе изучения и анализа одонтопародонтограммы и ортопародонтограммы больного. В зависимости о локализации шины различают саггитальную (боковые зубы), фронтальную (передние), фронто-саггитальную, парасаггитальную (когда саггитальная стабилизация усилена поперечной) стабилизацию и стабилизация по дуге (при непрерывности зубного ряда – в единый блок).

Объединяя различными конструкциями зубы с различным состоянием пародонта, следует использовать резервные силы многих зубов или даже всего зубного ряда. Учет наличия резервных сил, их отсутствия или развитие функциональной недостаточности лежит в основе выбора конструкции шинирующих аппаратов. Следует руководствоваться следующим правилом: сумма коэффициентов функционально значимой группы зубов с непораженным пародонтом, включенных в шину, должна в 1,5-2 раза превышать сумму коэффициентов зубов с пораженным пародонтом и быть равна половине суммы коэффициентов зубов антагонистов, принимающих участие в акте жевания.


При выборе конструкции шин следует исходить из функциональной ценности каждого зуба и функциональных соотношений зубных рядов верхней и нижней челюстей.

В основе ортопедического лечения болезней пародонта лежит использование резервных сил пародонта, выравнивание функционально-силовых взаимоотношений и их перераспределение между группами зубов и зубными рядами в целом. Для этого необходим тщательный анализ одонтопародонтограммы больного.

Ортопедическое лечение при болезнях пародонта может осуществляться при сохранении всех зубов в зубных рядах. В этих случаях говорят о шинировании, иммобилизации всех зубов несъемными или съемными лечебными аппаратами.

Если болезни пародонта сопровождаются дефектами зубных рядов, то в задачу ортопедического лечения дополнительно включается необходимость восстановления отсутствующих зубов. Для этих целей используют конструкции, которые называют шинами-протезами.

Изготовление ортопедических конструкций для постоянного шинирования требует тщательного анализа и изучения зубочелюстной системы у каждого больного пародонтитом.

При планировании конструкции шинирующего протеза необходимо:

• распределить жевательную нагрузку с учетом состояния опорного аппарата каждого зуба;

• выбрать опорные, шинирующие и фиксирующие элементы и способы их соединения (жесткое, лабильное, полулабильное);

• учесть эстетические требования пациента.

Регулировать передачу жевательного давления с промежуточной части шины-протеза можно путем увеличения числа опорных зубов, выравнивая углы наклона коронковой части опорных зубов, уменьшая площадь жевательной поверхности искусственных зубов, меняя конструктивные особенности кламмеров и увеличивая площадь базиса протеза. Нивелирование функциональных возможностей между зубными рядами верхней и нижней челюстей может быть достигнуто путем обоснованного применения съемных и несъемных шин-протезов.

Топография и величина дефекта зубных рядов наряду с состоянием паро-донта зубов, граничащих с дефектом, и всех оставшихся зубов, определяют характер стабилизации и вид шины-протеза.

В зависимости от локализации шины различают следующие виды стабилизации (рис. 7-8): фронтальную, сагиттальную, фронтосагиттальную, парасагит-тальную, стабилизацию по дуге.

Вид стабилизации зубного ряда, т.е. протяженность шины, определяется на основании клинической ситуации и анализа пародонтограммы.