ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2021
Просмотров: 344
Скачиваний: 3
21
Текст
3
ВТО
-
Всемирная
торговая
организация
Всемирная
торговая
организация
(
ВТО
)
была
основана
в
1995
году
.
Она
является
продолжателем
Генерального
соглашения
о
тарифах
и
торговле
(
ГАТТ
),
заключенного
в
1947
году
.
ВТО
-
это
одновременно
и
организация
,
и
комплекс
правовых
документов
,
определяющих
права
и
обязанности
правительств
в
сфере
международной
торговли
товарами
и
услугами
.
Правовую
основу
ВТО
составляют
:
1.
Генеральное
соглашение
о
торговле
товарами
(
ГАТТ
)
в
редакции
1994
года
.
2.
Генеральное
соглашение
о
торговле
услугами
(
ГАТС
).
3.
Соглашение
о
торговых
аспектах
прав
интеллектуальной
собственности
(
ТРИПС
).
Главные
задачи
ВТО
-
либерализация
международной
торговли
,
обеспечение
ее
справедливости
и
предсказуемости
,
создание
благоприятной
среды
для
экономического
роста
и
повышения
экономического
благосостояния
людей
.
Высшим
руководящим
органом
ВТО
является
Конференция
министров
.
Она
созывается
не
реже
одного
раза
в
два
года
,
как
правило
,
на
уровне
министров
торговли
или
иностранных
дел
стран
-
участниц
ВТО
.
Конференция
обладает
полномочиями
принимать
решения
по
наиболее
принципиальным
вопросам
,
касающимся
новых
раундов
многосторонних
переговоров
.
Текущее
управление
деятельностью
и
наблюдение
за
действием
соглашения
и
министерских
решений
осуществляет
Генеральный
совет
.
Он
собирается
несколько
раз
в
год
в
Женеве
.
В
Генеральный
совет
обычно
22
входят
послы
и
главы
представительств
стран
-
членов
ВТО
.
В
функции
Генерального
совета
также
входит
разрешение
торговых
споров
между
странами
-
участницами
ВТО
и
проведение
периодических
обзоров
их
торговой
политики
.
Генеральный
совет
контролирует
деятельность
подчиненных
органов
:
-
Совета
по
торговле
товарами
,
который
осуществляет
наблюдение
за
выполнением
ГАТТ
;
-
Совета
по
торговле
услугами
,
который
осуществляет
наблюдение
за
выполнением
ГАТС
;
-
Совета
по
интеллектуальной
собственности
,
который
осуществляет
наблюдение
за
выполнением
ТРИПС
.
Кроме
вышеперечисленных
органов
в
составе
ВТО
действуют
рабочие
и
экспертные
группы
и
специализированные
комитеты
.
Их
функции
заключаются
в
рассмотрении
вопросов
выполнения
отдельных
частей
многосторонних
соглашений
,
а
также
других
вопросов
,
представляющих
интерес
для
стран
-
участниц
,
к
примеру
,
касающихся
правил
конкуренции
,
инвестиций
,
действия
региональных
торговых
соглашений
,
торговых
аспектов
защиты
окружающей
среды
и
приема
новых
членов
.
В
настоящее
время
145
стран
являются
членами
ВТО
,
около
30 -
наблюдателями
.
Наблюдатели
-
это
в
основном
страны
,
которые
ведут
переговоры
о
вступлении
в
ВТО
и
намерены
вступить
в
эту
организацию
в
ближайшие
пять
лет
.
Всемирная
торговая
организация
имеет
следующие
характерные
черты
:
1.
ВТО
-
это
,
в
первую
очередь
,
организация
,
созданная
для
обеспечения
более
свободной
международной
торговли
.
Действия
ВТО
направлены
на
устранение
торговых
барьеров
между
странами
.
23
2.
ВТО
не
является
каким
-
либо
высшим
органом
,
решения
которого
обязательны
для
выполнения
правительствами
всех
стран
-
участниц
этой
организации
.
3.
Страны
-
участницы
ВТО
договариваются
между
собой
по
вопросам
международной
торговли
,
но
с
соблюдением
правил
ВТО
.
4.
Членство
в
ВТО
не
запрещает
устанавливать
таможенные
пошлины
на
определенные
виды
товаров
.
Однако
обычный
размер
таких
пошлин
не
превышает
в
среднем
5-7%.
5.
ВТО
-
демократичная
организация
,
где
решения
принимаются
на
основе
консенсуса
и
только
в
исключительных
случаях
(
а
такие
были
только
в
практике
ГАТТ
) -
большинством
голосов
.
6.
Все
страны
-
участницы
ВТО
равны
между
собой
,
независимо
от
их
размера
и
уровня
экономического
развития
.
7.
В
соглашениях
ВТО
содержатся
положения
,
позволяющие
правительствам
стран
-
участниц
принимать
меры
по
охране
окружающей
среды
,
по
защите
жизни
и
здоровья
людей
,
животных
и
растений
.
Text 4.
Ловушка
глобализации
Что
предлагают
ТНК
и
международные
финансовые
нституты
,
приходя
в
страны
Третьего
мира
?
Предлагается
монетаризм
,
рыночная
стихия
и
либерализм
,
согласно
которым
право
на
существование
имеют
только
конкурентоспособные
по
международным
стандартам
предприятия
.
Есть
ли
такие
предприятия
в
государствах
Третьего
мира
?
Иногда
есть
,
однако
в
большинстве
случаев
они
создаются
самими
ТНК
,
причем
в
незначительном
количестве
и
исключительно
в
сырьевом
секторе
экономики
.
Если
посмотреть
на
деятельность
ТНК
в
Латинской
Америке
,
24
Африке
,
Азии
,
да
и
на
просторах
СНГ
,
то
нетрудно
обнаружить
эту
закономерность
.
Естественным
образом
возникает
вопрос
,
насколько
это
выгодно
государству
?
С
одной
стороны
,
выгода
несомненная
:
предприятия
работают
,
обеспечивая
определенный
уровень
занятости
и
принося
хоть
какую
-
то
прибыль
в
бюджет
.
Однако
создаваемые
ТНК
анклавы
охватывают
лишь
незначительную
часть
населения
и
национального
хозяйства
,
при
этом
“
оттягивая
”
на
себя
основные
местные
ресурсы
(
природные
богатства
и
квалифицированную
рабочую
силу
)
и
пользуясь
льготами
по
налогообложению
.
Результат
–
ограниченные
возможности
для
развития
отечественного
производства
,
рост
социально
-
экономического
расслоения
,
ускорение
процесса
маргинализации
и
обнищание
основной
части
населения
.
Более
того
,
успешная
деятельность
таких
анклавов
полностью
зависит
от
стабильности
и
нормального
функционирования
мирохозяйственной
системы
,
а
это
,
как
показывают
регулярно
повторяющиеся
кризисы
,
далеко
не
гарантированно
.
Второй
элемент
ловушки
глобализации
заключается
в
предоставлении
субсидий
и
займов
развивающимся
странам
со
стороны
международных
финансовых
институтов
.
Понятно
,
что
в
условиях
ограниченных
финансовых
ресурсов
эти
страны
нуждаются
в
этой
внешней
подпитке
,
но
всему
должна
быть
мера
.
Однако
,
как
показывает
мировая
практика
,
раз
получив
заем
,
эти
страны
плотно
садятся
на
“
инвестиционную
иглу
”.
Происходит
это
потому
,
что
кредиторы
требуют
первоочередной
выплаты
процентов
,
а
на
погашение
основной
суммы
долга
чаще
всего
средств
не
хватает
;
и
тогда
долги
реструктуризируются
.
При
этом
в
ходе
переговоров
об
условиях
отсрочки
у
кредиторов
каждый
раз
появляется
возможность
выдвигать
новые
требования
,
соответствующие
нуждам
текущего
момента
,
причем
не
только
экономические
.
25
Кроме
того
,
как
показали
финансовые
кризисы
в
Латинской
Америке
и
Азии
,
существует
механизм
искусственного
обострения
финансовых
и
долговых
проблем
в
развивающихся
странах
.
Сначала
–
приток
краткосрочных
инвестиций
,
в
основном
спекулятивного
характера
,
разогревание
фондового
рынка
принимающей
страны
.
Затем
–
быстрый
отток
спекулятивных
(“
дешевых
”)
долларов
из
страны
,
обвал
финансового
рынка
и
формирование
“
пакета
помощи
”,
но
уже
из
“
подорожавших
”
долларов
(
не
5–6%,
а
порядка
30%
годовых
).
И
эти
страны
,
лишенные
внутренних
возможностей
решения
финансовых
проблем
,
вынуждены
снова
брать
в
долг
.
Наконец
,
длительное
поступление
займов
и
субсидий
из
-
за
рубежа
деформирует
социально
-
экономическую
структуру
периферийных
стран
,
создает
секторы
и
социальные
группы
,
ориентированные
на
постоянную
внешнюю
подпитку
,
усиливает
структурную
и
долговую
зависимость
этих
стран
.
Задолженность
перед
кредиторами
превращается
в
некую
форму
зависимости
от
них
.
Пример
африканских
и
латиноамериканских
стран
весьма
показателен
.
Только
совокупный
долг
африканских
государств
превышает
350
млрд
.
долл
.,
что
составляет
65%
их
валового
внутреннего
продукта
,
а
более
40%
ежегодного
бюджета
этих
стран
уходит
на
обслуживание
долговых
обязательств
.
Часть
государств
,
социальный
организм
которых
не
выдерживает
этого
прессинга
,
деградирует
,
коррумпируется
и
разрушается
,
фактически
оказываясь
во
власти
кланово
-
мафиозных
структур
управления
, –
особого
рода
передаточного
механизма
между
международными
финансовыми
институтами
,
ТНК
и
пользующимся
их
рецептами
государством
.
Тем
самым
само
существование
государства
-
нации
теряет
всякий
смысл
,
поскольку
фактический
контроль
за
социально
-
экономической
и
политической
деятельностью
переходит
не
столько
к
местному
частному
сектору
,
сколько
к
иностранным
донорам
и
международным
организациям
,
формирующим
весьма
своеобразный
механизм
“
макроколониализма
”.