Файл: Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенский профессиональный лицей»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дисциплина: Химия

на тему: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»
Выполнил: студент

427 группы

Матвиенко Кирилл

_____________(подпись)

Руководитель

индивидуального проекта:

Хвостов А.В. ____________(подпись)

Оценка_____________

Благовещенка 2023

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..........3

I. Основная часть

Раздел 1. Биография

1.1. Происхождение. Детство и юность……………………………………………...5

Раздел 2. Хроника творческой жизни учёного

2.1. Учеба в гимназии и университете.…………………………………….………..6

2.2. Работа в университете, защита диссертации.………………………………….7

2.3. Участие в первом Международном химическом конгрессе в Карлсруэ……..7

Раздел 3. Научная деятельность

3.1. Открытие периодического закона.….....................................................................8

3.2. Изучение радиоактивности. Работа в области сельского хозяйства…….......11

3.3. Воздухоплавание Путешествие на воздушном шаре ………………………...12

3.4. Семья и дети Д.И.Менделеева…………………………………………………...12

Раздел 4. Последние годы жизни……………………………………………………13

Раздел 5. Признание благодарных потомков………………………………………..14

II. Заключение…………………………………………………………………………16

III. Список литературы…..…………………………………………………………...18

Введение

«Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который

благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и

мирного развития духовных и материальных богатств"

Д.И.Менделеев
Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Весь мир знает и помнит гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева. Моя работа посвящена человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей Родины и всего мира, что в одной работе невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Трудно назвать область человеческой деятельности, которая бы не интересовала Менделеева. Он исследовал земную атмосферу и бесстрашно, в одиночку совершил полет на воздушном шаре. Он интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола. Он много лет был директором Главной палаты мер и весов и способствовал развитию науки о точных измерениях. Однажды в Боблово (усадьбе Менделеева) крестьяне спросили у него: «Скажи-ка, Дмитрий Иванович, почему у тебя хлеб такой уродился? Талант это у тебя или счастье?». Менделеев ответил, улыбнувшись: «Конечно, братцы, талант!». Он нисколько не преувеличивал. Это действительно был талант, но талант, помноженный на непрерывный труд. Всегда и везде. Он не любил, когда его называли гением. «Какой там гений! Трудился всю жизнь вот и стал гением!» - восклицал он.


Актуальность и научный интерес темы бесспорны

Возрождение исторической памяти – яркая и значительная примета нашего времени. Возвращаются имена тех, кто своими заботами и трудами способствовал возрождению нашего Отечества. В числе величайших сынов России – профессор Дмитрий Иванович Менделеев. Имя его знакомо каждому с детских лет. Любой из нас видел в кабинете химии портрет человека с колоритной внешностью и знает, что этот человек открыл Периодический закон химических элементов, которая произвела настоящую революцию в естествознании. Но, увы! Это все, что известно большинству современных людей. В этом я убедилась, проведя опрос в нашей школе среди учащихся 8-10 классов. На диаграмме представлены результаты. До обидного мало!

Цель работы: Изучить жизнь и деятельность Д. И. Менделеева с целью выявления наиболее значимых фактов его биографии. Доказать, что Д.И. Менделеев – гениальный человек науки, наследие которого актуальны и современны в ХХI веке.

Задачи:

  • выделить в биографии ученого наиболее интересные, значимые моменты;

  • работать с архивными документами;

  • познакомиться с педагогической деятельностью Д.И. Менделеева;

  • представить результаты в виде творческой исследовательской работы;

  • разработать наглядный материал в форме творческого проекти и презинтации для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по истории, химии.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы:

  • анализ научной, популярной литературы о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, документальных материалов;

  • информации из сети Internet.

Гипотеза: Д.И. Менделеев – не только ученый-практик в области химии, но и крупнейший теоретик политической экономии, организатор производства, педагог, государственный деятель.



  1. Основная часть

Раздел 1. Биография

1.1 Происхождение. Детство и юность
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. в городе Тобольске, в семье бывшего учителя гимназии, Ивана Павловича Менделеева.

Отец его рано ушел в отставку из-за потери зрения, и семья жила на небольшую пенсию. Митя был последним - семнадцатым - ребенком в семье, и потому самым любимым и оберегаемым.



После смерти отца в 1847 году вся забота о семье перешла к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Мария Дмитриевна была женщиной далеко не заурядной: сама выучилась грамоте, много читала и старалась привить своим детям любовь и уважение к книге. Именно она оказала большое влияние на воспитание и раннее становление мальчика. По своей природе Митя был наблюдательным и любознательным ребенком и обращал на себя внимание матери своими необыкновенными способностями, поэтому Мария Дмитриевна решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие природных дарований Дмитрия, поместив его сначала в тобольскую гимназию.

Раздел 2. Хроника творческой жизни учёного

2.1. Учеба в гимназии и университете
В 1849 г. Митя окончил Тобольскую гимназию. По правилам тех лет Дмитрий должен был продолжать свое образование в Казанском университете, к которому была приписана гимназия. Однако желание матери дать младшему сыну престижное столичное образование, было непреклонным, и в 1849 году семья отправилась в Москву. Из-за бюрократических препонов поступить в Московский университет Дмитрию не удалось, и в 1850 году Менделеевы переехали в Петербург. В конце лета 1850 года, после вступительных экзаменов, Дмитрий Менделеев был зачислен на физико-математический факультет Главного педагогического института.

В августе 1850 года Мария Дмитриевна тяжело заболела и 20 сентября скончалась. Черная полоса в жизни Дмитрия продолжалась: через полгода, 17 февраля 1851 года умер Василий Дмитриевич, добрый дядюшка, помогавший Дмитрию материально. С осени 1850 года Дмитрий стал болеть – появились сильные боли в груди. В сыром Петербурге ему становилось все хуже. Все мужество собрал Дмитрий, чтобы выжить, не бросить учебу.

В 1855 г. он окончил институт с золотой медалью и был направлен старшим учителем в Симферопольскую гимназию.

Ему удалось получить место учителя гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Здесь Дмитрий Иванович не только активно включился в работу в качестве учителя математики и физики, а затем и других естественных наук, но и продолжил свои научные исследования.

2.2. Работа в университете, защита диссертации
В 1857 г. Д.И. Менделеев блестяще защитил диссертацию на тему: «Удельные объемы». Сразу после защиты он получил должность приват-доцента на физико-математическом факультете Петербургского университета. После переезда в Петербург Д.И. Менделеев читает лекции по теоретической и органической химии в Петербургском университете и ведет практические занятия со студентами. Ученый проводит также исследования в области физической и органической химии. К этому времени относятся и его первые работы технологического характера.


В январе 1859 г. Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу. В 1861 г. По возвращению в Санкт-Петербург Менделеев возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и издает замечательный по тому времени учебник «Органическая химия". В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23-х лет.
2.3. Участие в первом Международном химическом конгрессе в Карлсруэ
Год 1860. Конгресс химиков. Двадцатишестилетний доцент Дмитрий Менделеев активно участвовал в конгрессе и даже был избран вместе с Зининым и Шишковым в комитет по выработке главных идей конгресса. Фактически, конгресс заложил основу науке, которую мы называем современной химией. Конгресс дал Менделееву уверенность для будущей работы. 


Раздел 3. Научная деятельность

3.1. Открытие Периодического закона
Работая над трудом «Основы химии», Д. И. Менделеев открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

6 марта 1869 года знаменитый доклад Д. И. Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» был прочтён Н. А. Меншуткиным на заседании Русского химического общества. В том же году это сообщение на немецком языке появилось в журнале «Zeitschrift für Chemie», а в 1871 году в журнале «Annalen der Chemie» была осуществлена развёрнутая публикация Д. И. Менделеева, посвящённая его открытию — «Die periodische Gesetzmässigkeit der Elemente» (Периодическая закономерность химических элементов).

Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д. И. Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности, позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики.

Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи
, увязывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. И. Спицын пишет: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона».

Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. И. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности: «Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж. Ньюлендсу и Л. Мейеру. Предсказание ещё неизвестных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. И. Менделеева. …Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств»…

Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. И. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов, исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.). Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 году), «экаиода» — астата (открыт в 1942—1943 годах), «экамарганца» — технеция (открыт в 1937 году), «двимарганца» — рения (открыт в 1925 году), «экацезия» — франция (открыт в 1939 году).

Д. И. Менделеев, открыв периоди­ческий закон, исправляет на его основе атомный вес элементов № 4, 39,49, 55, 57, 63, 90, 92. Некоторые химики того времени возражали против действий русского ученого. Так, немецкий химик Л. Мейер заявил, что «было бы поспешно изменять данные принятые атом­ные веса на основании столь непрочного исходного пункта». Тако­вым Л. Мейер считал периодический закон, а ведь он был тем уче­ным, который наиболее близко подошел к открытию периодическо­го закона! В 1864 году он объединил вместе шесть известных в то время естественных семейств, включив в них 27 элементов. И хотя некоторые зарубежные историки пытаются поставить его имя рядом с именем Д. И. Менделеева, мы видим, что Л. Мейер не только не открыл закона, но даже выступил против изменения на его основе атомных весов, когда закон был открыт Менделеевым.