Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине по дисциплине Психиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 735
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
по дисциплине «Психиатрия»
по направлению подготовки (специальности) ординатуры
31.08.22 « ПСИХОТЕРАПИЯ
(код, наименование направления подготовки (специальности)
Является частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.22 «Психотерапия»,
утвержденной ученым советом ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
протокол № 11 от «22» июня 2018г.
Оренбург
-
Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств по дисциплине содержит типовые контрольно-оценочные материалы для текущего контроля успеваемости обучающихся, в том числе контроля самостоятельной работы обучающихся, а также для контроля сформированных в процессе изучения дисциплины результатов обучения на промежуточной аттестации в форме зачёт.
Контрольно-оценочные материалы текущего контроля успеваемости распределены по темам дисциплины и сопровождаются указанием используемых форм контроля и критериев оценивания. Контрольно – оценочные материалы для промежуточной аттестации соответствуют форме промежуточной аттестации по дисциплине, определенной в учебной плане ОПОП и направлены на проверку сформированности знаний, умений и навыков по каждой компетенции, установленной в рабочей программе дисциплины.
В результате изучения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции:
УК-1 - готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ПК-4 - готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков;
ПК-5 - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;
ПК-6 - готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в психотерапевтической медицинской помощи;
ПК-8 - готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации;
ПК-10 - готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
-
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.
Оценочные материалы в рамках всей дисциплины.
Оценочные материалы в рамках модуля дисциплины
Оценочные материалы по каждой теме дисциплины
Модуль 1 Общая психопатология
Тема 1 Классификация психопатологических симптомов и синдромов
Форма(ы) текущего контроля успеваемости тестирование, устный опрос,
защита реферата.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Темы рефератов
1. Функциональная структура психиатрии.
2. Основные методологические направления в психиатрии.
3. Феноменологический подход диагностики в психиатрии.
Тестовый контроль
1 | Шизофрении детского возраста свойственно все перечисленное, кроме |
А | высокосистематизированного интерпретативного бреда |
Б | бредоподобного фантазирования |
В | обсессий |
Г | фобий |
| |
2 | Для шизофрении подросткового возраста характерны все перечисленные синдромы, кроме |
А | паранойяльного бреда с высокой степенью систематизации |
Б | метафизической интоксикации |
В | гебоидного синдрома |
Г | дисморфофобии |
| |
3 | Для поздно манифестирующего шизофренического процесса (поздней шизофрении) характерны все перечисленные признаки, кроме |
А | преобладания неврозо- и психопатоподобных форм |
Б | незавершенности прогредиентного развития заболевания |
В | редкости развития конечных состояний, вторичной кататонии |
Г | стабилизации процесса на параноидном или парафренном этапе |
| |
4 | Характерными для позитивных расстройств при поздней шизофрении являются все перечисленные признаки, кроме |
А | отсутствия тактильных и обонятельных галлюцинаций |
Б | направленности экспансивных бредовых идей в прошлое |
В | сценоподобности галлюцинаций |
Г | малого масштаба бредовых построений |
| |
5 | Для галлюцинаторно-параноидной формы поздней шизофрении характерны все перечисленные признаки, кроме |
А | крайнего разнообразия, быстрой смены синдромов в картине болезни |
Б | связи галлюцинаторных переживаний с конфабуляторными |
В | отсутствия тенденции к усложнению симптомов психического автоматизма |
Г | возникновения симптомов психического автоматизма |
| |
6 | При рекуррентной шизофрении рекомендуются все перечисленные принципы реабилитации больных, кроме |
А | отведения основной роли отделенческой трудовой терапии |
Б | смягчения режима по мере обратного развития приступа |
В | установки на возвращение к работе и привычному образу жизни |
Г | режима "отпусков" и "открытых дверей" по мере улучшения состояния |
| |
7 | Реабилитационные мероприятия при параноидной шизофрении включают все перечисленное, кроме |
А | музыкотерапии, элементов психодрамы Морено |
Б | работы в лечебных мастерских |
В | системы поэтапной трудовой реабилитации с конечной целью трудоустройства больных на обычные предприятия |
Г | преодоления явлений "госпитализма" |
| |
8 | Развитие у больных шизофренией явлений госпитализма связано со всем перечисленным, кроме |
А | общения с психически больными лицами |
Б | ограничения контактов |
В | бездеятельности, скудности впечатлений |
Г | отрицательных депривационных последствий длительного применения нейролептиков |
| |
9 | При злокачественной юношеской шизофрении |
А | больные нуждаются в оформлении первой или второй группы инвалидности, но могут работать в ЛТМ |
Б | больные нуждаются в оформлении второй или третьей группы инвалидности |
В | больные большую часть времени могут сохранять работоспособность |
Г | больные могут работать на обычных промышленных предприятиях и наблюдаться в ПНД для коррекции терапии |
| |
10 | Наиболее вероятные возможности сохранения трудоспособности |
А | при рекуррентной или приступообразно-прогредиентной шизофрении, близкой к рекуррентной |
Б | параноидной шизофрении |
В | злокачественной шизофрении |
Г | приступообразно-прогредиентной шизофрении, близкой к параноидной |
Ситуационные задачи
Задача №1
К детскому психиатру обратилась мать ребенка М., 2 лет с жалобами на то, что сын часто плачет без всякой причины, с трудом поддается уговорам, со злостью отталкивает мать, пытается причинит ей боль. Новыми игрушками не интересуется. Увидев плюшевого слона, которого подарил папа, испугался, расплакался. Играет один, сидя в углу, рвет на мелкие кусочки бумагу, обматывает руки поясами от платьев. При попытке познакомить сына с соседскими детьми, убегает, прячется. Дружить ни с кем не хочет.
Вопрос: какой описан психопатологический синдром? 1. Астенический 2. Детских страхов 3. Детского аутизма 4. Псевдогаллюцинации 5. Синдром Жиль де Туретта
Ответ: 3
Задача № 2
Больной С., 42 лет, вырос в семье, где главной задачей в жизни считали достижение личного успеха, «положения в обществе». Хотя у больного были ограниченные способности и учеба давалась с определенным трудом, из-за требований родителей он всячески стремился превзойти в учебе своих товарищей, затрачивал на это массу усилий. После окончания школы поступил в институт, опять-таки по желанию родителей. Занятия в институте требовали еще больших усилий для выполнения даже обычных заданий. Много занимался, нередко в ночное время. Окончив институт, поступил работать на завод сменным инженером. Как только освободилась должность начальника цеха, начал ее активно добиваться, несмотря на то, что профиль цеха не соответствовал полученной им в институте специальности и не вызывал особого интереса. К тому же он не имел достаточного организаторского опыта. Естественно, поэтому, став начальником цеха, он столкнулся с большими трудностями. Коллектив перестал выполнять производственные задания, что вызывало справедливые нарекания и критику со стороны администрации и товарищей по работе. Пытаясь сохранить личный престиж, компенсировал недостаток опыта и знаний резкой интенсификацией своей деятельности. Хотя работа по-прежнему не ладилась, он не смог признаться себе в том, что сам виновен в возникшей ситуации и не в состоянии справиться со своими новыми обязанностями. Именно в этот период у него и появились головные боли, бессонница, раздражительность, быстрая утомляемость, резко снизилась работоспособность, из-за чего он и поступил в отделение неврозов.
Вопрос: назовите ведущий синдром: 1. Церебрастенический 2. Ипохондрический 3. Обсессивно-фобический 4. Психопатоподобный 5. Синдром Корсакова.
Ответ: 1
Задача № 3
Больная Б., 57 лет, пенсионерка. Впервые заболела в возрасте 38 лет. Начало болезни связано с длительным физическим и психическим напряжением. Появились сердцебиение, бессонница, страх смерти. В течение 7 лет работала на химическом заводе – просеивала соду от стекольного мусора. Когда больной было 54 года, тяжело болел муж, ухаживала за ним, несла большую нагрузку по дому и на садовом участке. Продолжала работать. Постоянно недосыпала, тревожилась о муже. В это время пережила испуг по поводу разбившегося на улице стекла. Появились опасения загрязнения стекольным мусором, которые вскоре приняли мучительный характер. В состоянии резко пониженного настроения с жалобами на упорные навязчивые страхи была помещена в психиатрическую больницу. Больная в течение 2 недель почти не вставала с постели, много плакала, жаловалась на постоянные навязчивые представления разбившейся посуды, свалок стекольного мусора. Если удавалось заснуть, то снилось «только стекло, горы разбитого стекла».
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Истерический 2. Астенический 3. Фобический 4. Психоорганический 5. Маниакальный.
Ответ: 3
Задача № 4
Больной П., 46 лет, поступил в стационар с жалобами на страх высоты и воды. Мать больного была впечатлительной, страдала страхом высоты. Больной всегда был смелым, решительным, энергичным, жизнерадостным, трудолюбивым, является авторитетным специалистом. Заболеванию предшествовало утомление. Первый приступ возник в 18 лет. При нахождении на набережной или на мосту появлялся навязчивый страх броситься в воду. Воспринимал это критически, однако был вынужден прибегать к защитным действиям (смена ходьбы на бег, пользование транспортом). Через 3 месяца страхи исчезли. С 34 лет больной стал шахтопроходчиком. С этого времени навязчивый страх высоты и воды. Фобии, впервые возникнув, при спуске больного в шахту, появлялись в период нахождения его в подъемнике шахтного ствола. Затем фобии стали возникать и на поверхности земли, по мере приближения больного к шахтному стволу. Эти же переживания возникали и дома при пользовании лифтом. С 44 лет состояние резко ухудшилось, так как к описанным проявлениям навязчивых страхов прибавилось чувство тягостного ожидания перед подъемом на высоту. С этого же времени снова появился страх воды. Появилась раздражительность, чувство беспомощности, ухудшился сон. Больной тяготился разговорами о высоте. Состояние ухудшалось, страхи стали появляться как в конкретной, так и в совершенно «нейтральной» ситуации под влиянием наплывов навязчивых представлений о высоте и воде. Эти переживания чаще возникали в ночное время: больной внезапно просыпался и сразу же начинал ярко представлять себя в ситуации спуска в шахту или в состоянии особого волнения «выбегающим среди ночи из дома» в направлении моста, с которого ему предстояло «броситься в воду».
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Астенический 2. Фобический 3. Кататонический 4. Апато-абулический 5. Психоорганический.
Ответ: 2
Задача № 5
Больной Г., 22 лет, студент. При поступлении жаловался на чувство неуверенности в результатах своей работы, повышенную утомляемость, выраженную сонливость днем при неспокойном ночном сне и раздражительность. Отец по характеру слабый, во всем подчиняющийся жене. Мать властная, настойчивая, не признающая никакого иного, кроме своего, мнения. В детстве мать контролировала все поступки больного. В школе был озорным, любил проказы, получал низкие оценки по поведению, но успевал хорошо. В семье мать командовала всеми, но предоставляла мужу возможность постоянно порицать поведение сына. Отец часто высказывал оскорбительные суждения сыну. По настоянию матери он поступил в инженерно-строительный институт, где предъявлял к себе завышенные требования, не справлялся с программой. Затем последовали перевод на заочное отделение и работа в качестве техника, в результате чего нагрузка еще больше увеличилась. За полгода до начала заболевания вступил в брак, одобренный матерью. Жена больного, будучи человеком упрямым и самостоятельным, оказывала на него давление в проведении намеченной ею программы: постройки квартиры и рождения ребенка. К моменту госпитализации больного в отделение жена была на пятом месяце беременности, квартирный вопрос – в стадии оформления. Описанные жалобы развились за несколько месяцев до поступления. Психический статус: несколько замкнут, немногословен и напряжен. Настроение ровное, но периодически кажется апатичным и безынициативным. В отделении много спит, стремится общаться с окружающими, которым мог бы подчиниться, легко внушаем.
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Психастенический 2. Фобический 3. Истерический 4. Маниакальный 5. Психоорганический.
Ответ: 1
Задача № 6
Больная З., 40 лет, родилась и выросла в деревне. Отец и мать строго контролировали каждый шаг детей, настаивая на беспрекословном выполнении всех своих требований, лишая их самостоятельности даже в малом, и расценивали это как проявление заботы о них. Под влиянием такого воспитания больная росла послушной, замкнутой и стеснительной. Еще в школе испытывала страх при ответах на уроках из-за боязни совершить ошибку, что отрицательно сказывалось на возможности реализовать свои способности. После окончания школы осталась работать в совхозе дояркой. Была очень чувствительной к замечаниям окружающих о своей работе, с которой справлялась успешно. Замуж вышла без любви, по настоянию родителей, однако к мужу относилась хорошо, потому, что испытывала к нему чувство благодарности за любовь к ней и ребенку. На пятом году совместной жизни с мужем встретилась с другим человеком и полюбила его. Он потребовал, чтобы больная разошлась с мужем и вступила с ним в брак. Не могла принять решения, мучительно колеблясь между желанием оставить мужа и жить с человеком, которого любила, и стремлением сохранить семью, за что считала себя «грязной». Однажды при трудном для нее разговоре с мужем она машинально стряхнула с платья крошку хлеба. Показалось, что крошка не упала, стряхнула еще раз. С тех пор возникло навязчивое желание стряхивать с себя «грязь». В этот же период появился навязчивый страх «загрязнения»,