Файл: Учебнометодические материалы для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2030

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов

Классификация и таксономия микроорганизмов

Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов

Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе

Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий

Строение бактериальной клетки

Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования

Дыхание бактерий

Дизентерия

Холера

Гонорея

РАЗДЕЛ 5. МИКОЛОГИЯ

Тема 5.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов

Микроспория

Кандидоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Частная протозоология

Лямблиоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Тема 6.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология

Аскаридоз

Трихоцефалез

Энтеробиоз

Описторхоз

Тениаринхоз

РАЗДЕЛ 7. ВИРУСОЛОГИЯ

Тема 7.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов. Методы лабораторной диагностики вирусов

Особенности противовирусного иммунитета

Вирус гепатита С

Вирус полиомиелита

Вирус бешенства

Вирус кори

Птичий грипп

Взятие испражнений для бактериологического исследования

Взятие крови для бактериологического исследования

Взятие желчи для бактериологического исследования

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

, помещения для проведения серологических исследований, комната для проведения люминесцентной микроскопии, термостатная, автоклавная для обеззараживания материала. Окна и двери всех помещений должны герметично закрываться. Приточно-вытяжная вентиляция «грязной» зоны должна быть оборудована фильтрами тонкойочистки выбрасываемого воздуха. Помещения для проведения работ с живыми ПБА должны быть оборудованы бактерицидными лампами. Обязательна маркировка автоклавов, столов, стеллажей для чистого и инфицированного материала. Покрытие лабораторной мебели, поверхности пола, стен и потолка должны быть гладкими и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств.

«Чистая» зона включает гардероб для верхней одежды, комнаты отдыха, комнату для работы с документацией, комнату для надевания рабочей одежды, подсобные помещения, душевую, туалет, помещения для предварительных работ (препараторская, моечная, комната приготовления и разлива питательных сред и др.), стерилизационную, помещения с холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов. В «чистой» зоне возможна работа с неживыми ПБА

(серологические и биохимические исследования).

Требования к проведению работ в микробиологической лаборатории

Работу с ПБА групп выполняют специалисты с высшим и средним специальным образованием. К ней допускают сотрудников, прошедших инструктаж по соблюдению требований безопасности работы с ПБА; последующий инструктаж следует проводить не реже одного раза в год.

Все сотрудники, работающие с ПБА, должны находиться на диспансерном учёте. Приборы, оборудование и средства измерения должны быть аттестованы, технически исправны и иметь технический паспорт. Их метрологический контроль и техническое освидетельствование следует проводить в установленные сроки.

Из правил работы в «грязной зоне» базовой лаборатории



  • Использование спецодежды и средств индивидуальной защиты.

  • Перед работой следует проверить качество посуды, пипеток, шприцев и другого оборудования. При пипетировании необходимо пользоваться только резиновыми грушами или автоматическими устройствами. Строго запрещено пипетировать материал ртом, переливать его через край сосуда (пробирки, колбы), а также оставлять без надзора рабочее место во время выполнения любых работ с ПБА.

  • В грязной зоне запрещается курить, пить воду, хранить верхнюю одежду, головные уборы, обувь, пищевые продукты.

  • В помещения зоны нельзя приводить детей и домашних животных.

  • После окончания работы все объекты, содержащие ПБА, должны быть убраны в хранилища (холодильники, термостаты, шкафы) с обязательной дезинфекцией столов.

  • Использованные пипетки полностью (вертикально) погружают в дезинфицирующий раствор, избегая образования пузырьков в каналах.

  • Остатки ПБА, использованную посуду и оборудование собирают в закрывающиеся ёмкости и передают в автоклавную.

  • Категорически запрещено сливать отходы с ПБА в канализацию без предварительного обеззараживания.

  • После окончания работы с ПБА и заражёнными животными, а также после ухода из лаборатории следует тщательно вымыть руки.


Задания для закрепления материала Раздел 1. Общая микробиология.

Тема 1.2. Организация микробиологической лабораторной службы.

Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории.

Задание 1. Напишите определение понятия.

Патогенные биологические агенты (ПБА)

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________ ______________________________________________________________

Задание 2. Перечислите.

Основные методы лабораторной диагностики:

1.______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

4.______________________________________

5.______________________________________

Задание 3. Продолжите предложение.

В зависимости от выполняемых исследований, микробиологические лаборатории подразделяются на

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

В соответствии с типами изучаемых микроорганизмов выделяют лаборатории:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицу.

Помещения, входящие в состав микробиологической лаборатории.



«Грязная» зона

«Чистая» зона




















































































Задание 5. Решите ситуационную задачу.

Вы сотрудник микробиологической лаборатории. После проведения исследований у вас остались моча и кал, содержащие ПБА. Рабочий день окончен. Как вы поступите с инфицированным биологическим материалом?

А. Он вам больше не нужен:

__________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________ _____________________________________________________________

Б. Исследования будут продолжены завтра:

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________ ______________________________________________________________

Задание 6. Перечислите.

Правила работы в «грязной» зоне микробиологической лаборатории:

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________ Задание 7. Решите ситуационную задачу.

Медицинская сестра произвела забор крови у ВИЧ-инфицированного пациента для повторного исследования на ВИЧ-инфекцию. На пост позвонили из лаборатории и попросили принести кровь данного пациента для биохимического исследования. Медицинская сестра перелила часть крови в другую пробирку и понесла ее в биохимическую лабораторию. Можно ли считать правильными действия медицинской сестры? Ответ обоснуйте. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 8. Напишите отчет о посещении микробиологической лаборатории (Соответствует ли планировка помещений, размещение оборудования, водоснабжение, освещение, вентиляция и пр., предъявляемым требованиям; соблюдаются ли правила работы и обеспечивается ли «проточность» продвижения ПБА по лаборатории. Ваши впечатления и замечания.).


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ ______________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ИНФЕКТОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ



Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе




Инфекция – это внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизмы с последующим развитием различных форм их взаимодействия – от носительства возбудителей до клинически выраженной болезни. В зависимости от локализации микроорганизмов все инфекционные болезни разделены на 4 группы:



  1. Кишечные инфекции – возбудитель проникает через рот (с пищей и водой), локализуется в кишечнике, с испражнениями попадает во внешнюю среду (холера, дизентерия, сальмонеллез, бруцеллез, ботулизм и др.) Профилактика: личная гигиена, мытье рук, выявление и изоляция больных и носителей.

  2. Инфекции дыхательных путей – передаются воздушнокапельным и воздушно-пылевым путем при разговоре, кашле и чихании, локализуются в слизистых оболочках дыхательных путей. Из-за легкости передачи ими переболевает почти все население (ангина, грипп, аденовирусные инфекции, детские: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). Профилактика: борьба со скученностью, аэрация, кварцевание помещений, ношение масок, дезинфекция, выявление и изоляция больных и носителей.

  3. Кровяные инфекции (трансмиссивные) – возбудитель проникает в кровь при укусе насекомых, животных или парентеральным путем (сыпной тиф, геморагические лихорадки, чумы, вирусные гепатиты В и С, вирусные энцефалиты, туляремия). Профилактика: вакцинация (для некоторых болезней этой группы).

  4. Инфекции наружных покровов – при попадании патогенных микробов на кожу или слизистые оболочки (контактный механизм передачи). Возбудитель локализуется в месте входных ворот или через кожу попадает в различные органы с током крови (сибирская язва, рожа). При инфекциях половых органов передаются половым путем (гонорея, сифилис). Профилактика: изоляция больных, уничтожение больных животных, санпросвет. Работа, личная гигиена.



Инфекционный процесс может проявиться в форме инфекционной болезни. Если он не дает видимых клинических проявлений болезни – это скрытая форма инфекции, что приводит к состоянию носительства.

Инфицирующая доза (ИД) – минимальное количество патогенных микроорганизмов, попавших в макроорганизм, при которой начинается заболевание. Простая инфекция – вызвана одним видом микробов, смешанная – двумя или более видами. Реинфекция – повторное заражение одним и тем же возбудителем.