ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2030
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Классификация и таксономия микроорганизмов
Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе
Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Особенности противовирусного иммунитета
Взятие испражнений для бактериологического исследования
Взятие крови для бактериологического исследования
, помещения для проведения серологических исследований, комната для проведения люминесцентной микроскопии, термостатная, автоклавная для обеззараживания материала. Окна и двери всех помещений должны герметично закрываться. Приточно-вытяжная вентиляция «грязной» зоны должна быть оборудована фильтрами тонкойочистки выбрасываемого воздуха. Помещения для проведения работ с живыми ПБА должны быть оборудованы бактерицидными лампами. Обязательна маркировка автоклавов, столов, стеллажей для чистого и инфицированного материала. Покрытие лабораторной мебели, поверхности пола, стен и потолка должны быть гладкими и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств.
«Чистая» зона включает гардероб для верхней одежды, комнаты отдыха, комнату для работы с документацией, комнату для надевания рабочей одежды, подсобные помещения, душевую, туалет, помещения для предварительных работ (препараторская, моечная, комната приготовления и разлива питательных сред и др.), стерилизационную, помещения с холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов. В «чистой» зоне возможна работа с неживыми ПБА
(серологические и биохимические исследования).
Требования к проведению работ в микробиологической лаборатории
Работу с ПБА групп выполняют специалисты с высшим и средним специальным образованием. К ней допускают сотрудников, прошедших инструктаж по соблюдению требований безопасности работы с ПБА; последующий инструктаж следует проводить не реже одного раза в год.
Все сотрудники, работающие с ПБА, должны находиться на диспансерном учёте. Приборы, оборудование и средства измерения должны быть аттестованы, технически исправны и иметь технический паспорт. Их метрологический контроль и техническое освидетельствование следует проводить в установленные сроки.
Из правил работы в «грязной зоне» базовой лаборатории
Задания для закрепления материала Раздел 1. Общая микробиология.
Тема 1.2. Организация микробиологической лабораторной службы.
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Патогенные биологические агенты (ПБА)
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Задание 2. Перечислите.
Основные методы лабораторной диагностики:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
4.______________________________________
5.______________________________________
Задание 3. Продолжите предложение.
В зависимости от выполняемых исследований, микробиологические лаборатории подразделяются на
_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
В соответствии с типами изучаемых микроорганизмов выделяют лаборатории:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 4. Заполните таблицу.
Помещения, входящие в состав микробиологической лаборатории.
Задание 5. Решите ситуационную задачу.
Вы сотрудник микробиологической лаборатории. После проведения исследований у вас остались моча и кал, содержащие ПБА. Рабочий день окончен. Как вы поступите с инфицированным биологическим материалом?
А. Он вам больше не нужен:
__________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
Б. Исследования будут продолжены завтра:
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Задание 6. Перечислите.
Правила работы в «грязной» зоне микробиологической лаборатории:
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Задание 7. Решите ситуационную задачу.
Медицинская сестра произвела забор крови у ВИЧ-инфицированного пациента для повторного исследования на ВИЧ-инфекцию. На пост позвонили из лаборатории и попросили принести кровь данного пациента для биохимического исследования. Медицинская сестра перелила часть крови в другую пробирку и понесла ее в биохимическую лабораторию. Можно ли считать правильными действия медицинской сестры? Ответ обоснуйте. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 8. Напишите отчет о посещении микробиологической лаборатории (Соответствует ли планировка помещений, размещение оборудования, водоснабжение, освещение, вентиляция и пр., предъявляемым требованиям; соблюдаются ли правила работы и обеспечивается ли «проточность» продвижения ПБА по лаборатории. Ваши впечатления и замечания.).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ ______________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ИНФЕКТОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
Инфекция – это внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизмы с последующим развитием различных форм их взаимодействия – от носительства возбудителей до клинически выраженной болезни. В зависимости от локализации микроорганизмов все инфекционные болезни разделены на 4 группы:
Инфекционный процесс может проявиться в форме инфекционной болезни. Если он не дает видимых клинических проявлений болезни – это скрытая форма инфекции, что приводит к состоянию носительства.
Инфицирующая доза (ИД) – минимальное количество патогенных микроорганизмов, попавших в макроорганизм, при которой начинается заболевание. Простая инфекция – вызвана одним видом микробов, смешанная – двумя или более видами. Реинфекция – повторное заражение одним и тем же возбудителем.
«Чистая» зона включает гардероб для верхней одежды, комнаты отдыха, комнату для работы с документацией, комнату для надевания рабочей одежды, подсобные помещения, душевую, туалет, помещения для предварительных работ (препараторская, моечная, комната приготовления и разлива питательных сред и др.), стерилизационную, помещения с холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов. В «чистой» зоне возможна работа с неживыми ПБА
(серологические и биохимические исследования).
Требования к проведению работ в микробиологической лаборатории
Работу с ПБА групп выполняют специалисты с высшим и средним специальным образованием. К ней допускают сотрудников, прошедших инструктаж по соблюдению требований безопасности работы с ПБА; последующий инструктаж следует проводить не реже одного раза в год.
Все сотрудники, работающие с ПБА, должны находиться на диспансерном учёте. Приборы, оборудование и средства измерения должны быть аттестованы, технически исправны и иметь технический паспорт. Их метрологический контроль и техническое освидетельствование следует проводить в установленные сроки.
Из правил работы в «грязной зоне» базовой лаборатории
-
Использование спецодежды и средств индивидуальной защиты. -
Перед работой следует проверить качество посуды, пипеток, шприцев и другого оборудования. При пипетировании необходимо пользоваться только резиновыми грушами или автоматическими устройствами. Строго запрещено пипетировать материал ртом, переливать его через край сосуда (пробирки, колбы), а также оставлять без надзора рабочее место во время выполнения любых работ с ПБА. -
В грязной зоне запрещается курить, пить воду, хранить верхнюю одежду, головные уборы, обувь, пищевые продукты. -
В помещения зоны нельзя приводить детей и домашних животных. -
После окончания работы все объекты, содержащие ПБА, должны быть убраны в хранилища (холодильники, термостаты, шкафы) с обязательной дезинфекцией столов. -
Использованные пипетки полностью (вертикально) погружают в дезинфицирующий раствор, избегая образования пузырьков в каналах. -
Остатки ПБА, использованную посуду и оборудование собирают в закрывающиеся ёмкости и передают в автоклавную. -
Категорически запрещено сливать отходы с ПБА в канализацию без предварительного обеззараживания. -
После окончания работы с ПБА и заражёнными животными, а также после ухода из лаборатории следует тщательно вымыть руки.
Задания для закрепления материала Раздел 1. Общая микробиология.
Тема 1.2. Организация микробиологической лабораторной службы.
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Патогенные биологические агенты (ПБА)
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Задание 2. Перечислите.
Основные методы лабораторной диагностики:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
4.______________________________________
5.______________________________________
Задание 3. Продолжите предложение.
В зависимости от выполняемых исследований, микробиологические лаборатории подразделяются на
_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
В соответствии с типами изучаемых микроорганизмов выделяют лаборатории:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 4. Заполните таблицу.
Помещения, входящие в состав микробиологической лаборатории.
-
«Грязная» зона
«Чистая» зона
Задание 5. Решите ситуационную задачу.
Вы сотрудник микробиологической лаборатории. После проведения исследований у вас остались моча и кал, содержащие ПБА. Рабочий день окончен. Как вы поступите с инфицированным биологическим материалом?
А. Он вам больше не нужен:
__________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
Б. Исследования будут продолжены завтра:
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Задание 6. Перечислите.
Правила работы в «грязной» зоне микробиологической лаборатории:
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Задание 7. Решите ситуационную задачу.
Медицинская сестра произвела забор крови у ВИЧ-инфицированного пациента для повторного исследования на ВИЧ-инфекцию. На пост позвонили из лаборатории и попросили принести кровь данного пациента для биохимического исследования. Медицинская сестра перелила часть крови в другую пробирку и понесла ее в биохимическую лабораторию. Можно ли считать правильными действия медицинской сестры? Ответ обоснуйте. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 8. Напишите отчет о посещении микробиологической лаборатории (Соответствует ли планировка помещений, размещение оборудования, водоснабжение, освещение, вентиляция и пр., предъявляемым требованиям; соблюдаются ли правила работы и обеспечивается ли «проточность» продвижения ПБА по лаборатории. Ваши впечатления и замечания.).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ ______________________________________________________________ РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ИНФЕКТОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе
Инфекция – это внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизмы с последующим развитием различных форм их взаимодействия – от носительства возбудителей до клинически выраженной болезни. В зависимости от локализации микроорганизмов все инфекционные болезни разделены на 4 группы:
-
Кишечные инфекции – возбудитель проникает через рот (с пищей и водой), локализуется в кишечнике, с испражнениями попадает во внешнюю среду (холера, дизентерия, сальмонеллез, бруцеллез, ботулизм и др.) Профилактика: личная гигиена, мытье рук, выявление и изоляция больных и носителей. -
Инфекции дыхательных путей – передаются воздушнокапельным и воздушно-пылевым путем при разговоре, кашле и чихании, локализуются в слизистых оболочках дыхательных путей. Из-за легкости передачи ими переболевает почти все население (ангина, грипп, аденовирусные инфекции, детские: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). Профилактика: борьба со скученностью, аэрация, кварцевание помещений, ношение масок, дезинфекция, выявление и изоляция больных и носителей. -
Кровяные инфекции (трансмиссивные) – возбудитель проникает в кровь при укусе насекомых, животных или парентеральным путем (сыпной тиф, геморагические лихорадки, чумы, вирусные гепатиты В и С, вирусные энцефалиты, туляремия). Профилактика: вакцинация (для некоторых болезней этой группы). -
Инфекции наружных покровов – при попадании патогенных микробов на кожу или слизистые оболочки (контактный механизм передачи). Возбудитель локализуется в месте входных ворот или через кожу попадает в различные органы с током крови (сибирская язва, рожа). При инфекциях половых органов передаются половым путем (гонорея, сифилис). Профилактика: изоляция больных, уничтожение больных животных, санпросвет. Работа, личная гигиена.
Инфекционный процесс может проявиться в форме инфекционной болезни. Если он не дает видимых клинических проявлений болезни – это скрытая форма инфекции, что приводит к состоянию носительства.
Инфицирующая доза (ИД) – минимальное количество патогенных микроорганизмов, попавших в макроорганизм, при которой начинается заболевание. Простая инфекция – вызвана одним видом микробов, смешанная – двумя или более видами. Реинфекция – повторное заражение одним и тем же возбудителем.