Файл: Леса Марий Эл (мониторинг и кадастр).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целью выборочных наземных наблюдений за популяциями вредных организмов является сбор данных о состоянии популяций вредных организмов и организацию надзора за наиболее опасными видами вредителей и болезней, позволяющие отслеживать развитие их популяций и прогнозировать формирование вспышек массового размножения.

Выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов представляют собой комплекс наблюдений и сбор информации о санитарном состоянии участков леса (степень ослабления, усыхания) и (или) их лесопатологическом состоянии (степень повреждения, поражения вредными организмами).

Экспедиционные обследования осуществляются в случаях определения санитарного и лесопатологического состояния лесов на значительных площадях в труднодоступных районах в течение вегетационного периода, а также в районах со сложной лесопатологической обстановкой, наличием очагов массового размножения опасных вредителей леса.

Инвентаризация очагов вредных организмов проводится на всей территории земель лесного фонда Российской федерации, находящихся в ведении федерального агентства лесного хозяйства. Основной задачей инвентаризации очагов является ежегодный учет действующих, возникших и затухших очагов, прогноз изменения численности вредных организмов повреждения насаждений и рекомендации для проектирования мероприятий по их ликвидации.

Результаты мониторинга хранятся в базе данных лесопатологической информации.

По запросам к базам данных лесопатологической информации (БД ЛПИ) могут быть получены различные документы и отчёты:

- первичные документы, включая карточку лесопатологической таксации, карточку учёта вредителей и болезней леса;

- отчёты по формам оперативной информации (ОЛПМ);

- отчёты по разовым, специальным запросам.

Получателями лесопатологической информации являются Федеральное агентство лесного хозяйства и органы управления лесами в субъектах России, лесопользователи и другие участники  лесных отношений.

В соответствии с нормами лесного законодательства, материалы лесопатологического мониторинга могут использоваться для назначения мероприятий по локализации и ликвидации  очагов вредителей леса, повышения оперативности санитарно-оздоровительных мероприятий.

3. Особенности ведения государственного учета лесов и государственного лесного кадастра.


Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда.

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данные государственного лесного кадастра используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда.

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в ведении которых находится лес.

Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам, позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса.

Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и обязанности.



Республика Марий Эл состоит из 3 городов республиканского подчинения и 14 муниципальных районов.

Города Республики Марий Эл республиканского подчинения – г. Йошкар-Ола, г. Волжск, г. Козьмодемьянск. Также имеется г. Звенигово.

Ниже будут описано распределение лесов Республики Марий Эл по муниципальным районам. Описания будут предоставлены только по организованным лесничествам и лесопаркам.

Волжский район. Административный центр – город Волжск. Площадь района 91,4 тыс.га. В состав района входят Алексеевское лесничество, а также частично НП «Марий Чодра». Лесистось района 26,8%.

Горномарийский район. Административный центр – город Козьмодемьянск. Площадь района 197,1 тыс.га. В состав района входит Руткинское лесничество. Лесистось района 45,0%.

Звениговский район. Административный центр – город Звенигово. Площадь района 274,9 тыс.га. В состав района входят Звениговское и Кокшайское лесничества, а также большая часть НП «Марий Чодра». Лесистось района 84,7%.

Килемарский район. Административный центр – пгт Килемары. Площадь района 309,9 тыс.га. В состав района входят Волжское и Килемарское лесничества, а также небольшая часть ГПЗ «Большая Кокшага». Лесистось района 86,6%.

Куженерский район. Административный центр – пгт Куженер. Площадь района 85,3 тыс.га. В состав района входит Куженерское лесничество. Лесистось района 33,2%.

Мари-Турекский район. Административный центр – пгт Мари-Турек. Площадь района 151,4 тыс.га. В состав района входит Мари-Турекское лесничество. Лесистось района 33,7%.

Медведевский район. Административный центр – пгт Медведево. Площадь района 279,1 тыс.га. В состав района входят Куярское и Пригородное лесничества, а также части ГПЗ «Большая Кокшага» и Суслонгерского лесничества Минобороны России. Также здесь расположены леса МУП «Город». Лесистось района 69,3%.

Моркинский район. Административный центр – пгт Морки. Площадь района 227,0 тыс.га. В состав района входят Кужерское и Моркинское лесничества, а также небольшая часть НП «Марий Чодра». Лесистось района 65,1%.

Новоторъяльский район. Административный центр – пгт Новый Торъял. Площадь района 92,0 тыс.га. В состав района входит Новоторъяльское лесничество. Лесистось района 13,0%.

Оршанский район. Административный центр – пгт Оршанка. Площадь района 89,6 тыс.га. В состав района входит Оршанское лесничество. Лесистось района 29,8%.

Параньгинский район. Административный центр – пгт Параньга. Площадь района 79,2 тыс.га. В состав района входит Параньгинское лесничество. Лесистось района 29,9%.


Сернурский район. Административный центр – пгт Сернур. Площадь района 103,2 тыс.га. В состав района входит Сернурское лесничество. Лесистось района 16,2%.

Советский район. Административный центр – пгт Советский. Площадь района 139,2 тыс.га. В состав района входят Совесткое лесничество и Суслонгерского лесничества Минобороны России. Лесистось района 61,9%.

Юринский район. Административный центр – пгт Юрино. Площадь района 204,0 тыс.га. В состав района входит Юринское лесничество. Лесистось района 88,1%.

4. Особенности и проблемы развития сферы лесного хозяйства в Республике Марий Эл.

Политика в сфере лесного хозяйства, как известно, имеет особую значимость в современной России. Леса являются не только природным богатством, но и частью природной экосистемы планеты, от состояния которой непосредственно зависят жизнь и здоровье населения. Наращивая текущие потоки благ для живущего поколения, общество также обязано сохранять ресурсы для будущих поколений.

Актуальность данной проблемы связана с серьезными расхождениями между основами законодательства и практической реализацией решений в этой сфере: существует ряд противоречий и недостатков, которые имеют место в процессе проведения законодательной реформы лесной отрасли. Правовой основой лесного планирования в настоящее время является Лесной кодекс РФ (ст. 85 и 86), регламентирующий порядок разработки основополагающих документов ведения лесного хозяйства.

Республику Марий Эл как территорию, богатую лесными ресурсами, следует рассматривать с точки зрения возможностей ее превращения в одну из приоритетных точек роста лесного и лесопромышленного комплекса - регион, создающий мультипликативные эффекты межрегионального характера вследствие организации новых производств.

Различная направленность использования лесов обусловливает необходимость проведения исследований проблем многоцелевого пользования лесами, обоснования дальнейшего развития и повышения эффективности использования лесов на мезоэкономическом уровне Республики Марий Эл.

За последние годы в сфере управления лесного хозяйства произошли организационные изменения, вызванные трансформацией институтов. Они связаны с появлением нового лесного кодекса, вводом арендной системы пользования лесами. Лесной кодекс радикально изменил систему государственного и хозяйственного управления лесами, которая требует формирования новых экономических отношений в лесном секторе. В настоящее время эффективное управление лесами возможно на основе интеграции интересов и согласованной деятельности государственных органов и частного бизнеса. Для осуществления данной стратегии необходимо формирование региональной политики на основе системы планирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.


На основе изменений законодательного характера в сфере лесного хозяйства произошла трансформация институциональной среды посредством редактирования законодательной базы, внесения изменений в Лесной кодекс РФ и как следствие изменения модели лесопользования. Однако, как показало исследование, в рассматриваемой сфере продолжают иметь место противоречия, суть которых в использовании деструктивных методов ведения лесного хозяйства. Для существующей в настоящее время в сфере лесного хозяйства реальности характерны противоречивые и конфликтные ситуации.

Практика показывает, что попытки реформирования сферы лесного хозяйства привели к достаточно противоречивым результатам, не столько положительным, сколько негативным последствиям, что требует совершенствования управленческой деятельности в лесной сфере.

Для сложившейся системы управления лесами характерно наличие большого количества административных барьеров, препятствующих осуществлению важнейших социальных функций государства: обеспечению конституционного права граждан на пользование благоприятной окружающей средой, важнейшей частью которой является лес; созданию условий для рационального использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов, социально-экономического развития лесных регионов.

Основными направлениями развития лесного хозяйства являются: повышение эффективности государственного управления лесами; улучшение организации использования лесов, совершенствование лесоустройства, учета лесных участков и оценки лесов, охраны и защиты лесов; воспроизводство лесов и лесоразведение; научное и кадровое обеспечение лесохозяйственной сферы.

Необходимо признать приоритетной разработку концепции воспроизводства лесов; определение системы мер в области лесовосстановления и лесоразведения. Концепция развития лесов России должна содержать:

- экологическую направленность на сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу одновременно с ростом естественного и искусственного лесовосстановления;

- социально-этическую направленность: создавать чувство принадлежности, эмоциональной безопасности и интегрированности в окружающую среду;

- развитие инновационных технологий: внедрение новых технологий переработки древесины, использование современных экологичных технологий.

Необходима разработка и принятие комплекса неотложных мер с целью улучшения ситуации в сфере лесного хозяйства. В Республике Марий Эл с 2021 отмечается тенденция к росту выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников одновременно со снижением показателей как искусственного, так и естественного лесовосстановления, следует проводить непрерывный мониторинг и комплекс мероприятий в области лесовосстановления.