Файл: Вопросы по Фильму Опасные Умы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- оказывают  разрушающее  влияние  на  здоровье  того,  кто  конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения  вызывают  ответную  неприязнь  у  партнёра  по   
общению.

  1. Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

  1. Оценивая результаты учебы  и  поведения  школьника, всегда  сначала  обращайте

Внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого   уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и  школьниками.
6.  Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других
учителей, администрации, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими  представляют  собой  не
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием
предмета.

  1. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.

Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

Тема 3 «Особенности конфликтов между обучающимся».

 Конфликты среди учащихся – частое явление и, по мнению учителей, являются обычным делом для школы. Конфликты в ученической среде характерны для всех поколений.

            Г. И. Козырев говорит о том, что снижение или увеличение количества конфликтов между учащимися зависит от того, насколько успешно проходят процессы адаптации ребенка к школе, его социализации, от характера семейных отношений, того, насколько сформирована у него система ценностей (духовных, нравственных и др.) .

            Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер. Они  связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, с расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.


            Конфликты   между  учащимися   по  составу   конфликтующих сторон

можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые. Конфликты в детском коллективе также можно классифицировать по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты  оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции – как позитивные, так и негативные.

Лекция "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"

Специфические причины конфликтов «учащийся – учащийся»


Помимо уже рассмотренных нами основной причиной конфликтов между учащимися является, отсутствие у детей коммуникативных навыков (грубость, хамство, жестокость, озлобленность) . Исследования конфликтов типа «учащийся – учащийся» показали, что часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.

            К внешним причинам можно отнести:

●    учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению противоречий;

●    смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при этом трудности адаптации новичков;

●    общую неблагоприятную морально-психологическую  атмосферу  в классе.

            К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.

Выделяют три вида рефлексии: ситуативную (актуальную), ретроспективную и перспективную.

            Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.



            Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу свершившихся событий: предпосылок, мотивов и причин произошедшего; своего поведения, допущенных ошибок.

            Перспективная рефлексия соотносится с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.

Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте 6–7 – 10–11 лет ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.

           Л. С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка как обобщенное дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Эта важнейший личностный конструкт, позволяющий контролировать собственную деятельность с позиции нормы, выстраивать свое поведение в соответствии с социальными требованиями. Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности  самого  ребенка,  в процессе  его  общения с другими людьми.

            Положительная самооценка ребенка играет важную роль в успешном обучении и межличностном взаимодействии. Ребенок с положительной самооценкой уверен в себе и своих поступках, действиях. Во многом формирование самооценки зависит от похвалы и поддержки взрослых, в первую очередь – родителей и педагога.

            Серьезной причиной, вызывающей конфликтные ситуации среди школьников, является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от того социометрического статуса, который он имеет в классе (группе).

Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер, предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера («звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое состояние личности (повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что может явиться причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.