ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по
общению.
-
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.
Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
-
Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте
Внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
6. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других
учителей, администрации, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием
предмета.
-
По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.
Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Тема 3 «Особенности конфликтов между обучающимся».
Конфликты среди учащихся – частое явление и, по мнению учителей, являются обычным делом для школы. Конфликты в ученической среде характерны для всех поколений.
Г. И. Козырев говорит о том, что снижение или увеличение количества конфликтов между учащимися зависит от того, насколько успешно проходят процессы адаптации ребенка к школе, его социализации, от характера семейных отношений, того, насколько сформирована у него система ценностей (духовных, нравственных и др.) .
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер. Они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, с расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.
Конфликты между учащимися по составу конфликтующих сторон
можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые. Конфликты в детском коллективе также можно классифицировать по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.
Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции – как позитивные, так и негативные.
Лекция "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"
Специфические причины конфликтов «учащийся – учащийся»
Помимо уже рассмотренных нами основной причиной конфликтов между учащимися является, отсутствие у детей коммуникативных навыков (грубость, хамство, жестокость, озлобленность) . Исследования конфликтов типа «учащийся – учащийся» показали, что часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.
К внешним причинам можно отнести:
● учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению противоречий;
● смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при этом трудности адаптации новичков;
● общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу в классе.
К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.
Выделяют три вида рефлексии: ситуативную (актуальную), ретроспективную и перспективную.
Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу свершившихся событий: предпосылок, мотивов и причин произошедшего; своего поведения, допущенных ошибок.
Перспективная рефлексия соотносится с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.
Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте 6–7 – 10–11 лет ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.
Л. С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка как обобщенное дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Эта важнейший личностный конструкт, позволяющий контролировать собственную деятельность с позиции нормы, выстраивать свое поведение в соответствии с социальными требованиями. Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми.
Положительная самооценка ребенка играет важную роль в успешном обучении и межличностном взаимодействии. Ребенок с положительной самооценкой уверен в себе и своих поступках, действиях. Во многом формирование самооценки зависит от похвалы и поддержки взрослых, в первую очередь – родителей и педагога.
Серьезной причиной, вызывающей конфликтные ситуации среди школьников, является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от того социометрического статуса, который он имеет в классе (группе).
Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер, предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера («звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое состояние личности (повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что может явиться причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.