Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»
Г.А. Демиденко
ФИТОЛЕКАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Рекомендовано учебно-методическим советом федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский
государственный аграрный университет» для внутривузовского использования
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению
35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», профиль «Агроэкология»
Электронное издание
Красноярск 2020
2
ББК 42.143я73
Д30
Рецензенты:
Е. Я. Мучкина, д-р биол. наук, профессор кафедры экологии
и природопользования Сибирского федерального университета
Т. Н. Мельниченко, канд. геогр. наук, доцент кафедры географии
и методики преподавания географии Красноярского государственного
педагогического университета им. В. П. Астафьева
Демиденко, Г. А.
Фитолекарственные ресурсы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. А. Демиденко ; Красноярский государственный аграрный университет. – Красноярск, 2020. – 224 с.
Включает основное содержание курса «Фитолекарственные ресурсы» в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержит модули, лабораторный практикум, вопросы для самостоятель- ной подготовки, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачету, библио- графический список, словарь терминов и понятий.
Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по на- правлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», профиль
«Агроэкология».
ББК 42.143я73
© Демиденко Г. А., 2020
© ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет, 2020
Д30
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………5
Модуль 1. Теоретические основы эксплуатации фитолекарственных ресурсов…………………………………………………………….……..9
Модульная единица 1. Принципы эксплуатации фитолекарственных ресурсов…………………………………………………………………...9
Лекция 1. Биологические ресурсы……………………………………....9
Лекция 2. История развития науки о лекарственных растениях…….32
Модульная единица 2. Биологически активные вещества в лекарст- венных растениях……………………………………………………….41
Лекция 3. Растительные ресурсы леса………………………………...41
Лекция 4. Возможные последствия фитотерапии: отравления, проти- вопоказания, побочные явления…………………………………….....76
Модуль 2. Практическое применение фитолекарственных
ресурсов…………………………………………………………………84
Модульная единица 1. Влияние способов обработки и хранения на качество фитолекарственных ресурсов…………………………..…....84
Лекция 5. Заготовка лекарственного сырья: сроки, сбор, сушка, хра- нение………………………………..………………………………........84
Модульная единица 2. Свойства и способы применения лекарствен- ных растений…………………………………………………………...108
Лекция 6. Фиторесурсный потенциал Красноярского края………...108
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ………………………………...123
Модуль 1. Теоретические основы эксплуатации фитолекарственных ресурсов………………………………………………………………...123
Модульная единица 2. Биологически активные вещества в лекарст- венных растениях……………………………………………………...123
Занятие 1. Правила техники безопасности. Гистохимический и мик- рохимический анализ лекарственного растительного сырья……….123
Занятие 2. Определение содержания аскорбиновой кислоты………127
Занятие 3. Определение содержания дубильных веществ………….132
Занятие 4. Методы анализа эфирных масел…………………………134
Модуль 2. Практическое применение фитолекарственных
ресурсов……………………………………………………………..…138
Занятие 5. Формы (препараты) применения лекарственных растений.
Приготовление экстрактов, настоев, отваров, лекарственных сборов…………………………………………………………………..138
4
Занятие 6. Изучение гербария: лесные растения с седативным, вяжу- щим эффектами………………………………………………………..154
Занятие 7. Изучение гербария: лекарственные огородные растения………………………………………………………………...159
Занятие 8. Изучение гербария: лекарственные растения с противовос- палительным эффектом и ядовитые растения……………………….163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..173
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ………..178
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………179
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ………………………191
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….……..195
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ………………………………201
5
ВВЕДЕНИЕ
Биологические ресурсы являются разновидностью естественных богатств. Они характеризуются исключительным разнообразием. Их использование приобретает все большую актуальность в связи с ре- шением продовольственной проблемы во всем мире.
Лекарственные растения являются наиболее важной составляю- щей фитолекарственных ресурсов планеты.
Ресурсоведение лекарственных растений – большой и важный раздел научно-практической деятельности различных специалистов.
Под ресурсами лекарственных растений понимают всю сово- купность объектов растительного происхождения, которые в том или ином виде используются или могут быть использованы в медицин- ской практике. Ресурсы лекарственных растений являются предметом изучения особого раздела знаний – ресурсоведения лекарственных растений, занимающего пограничное положение в системе наук, рас- полагаясь на стыке ботаники, фармации и медицины [42, 47].
Основная цель ресурсоведения лекарственных растений состоит во всесторонней мобилизации ресурсов растительного мира для нужд медицины. Объектом работы в ресурсоведении лекарственных расте- ний служат их конкретные виды, дающие сырье.
Основной задачей ресурсоведения является выявление среди ди- корастущей флоры тех видов, препараты из которых обладают выра- женным фармакологическим действием и терапевтическим эффектом.
Затем проводят отбор наиболее перспективных из них для вве- дения в медицинскую практику. Исследуются химический состав растения, динамика накопления важнейших биологически активных веществ, зависимость их качественного состава и количественного содержания от местонахождения и факторов среды.
Параллельно организуются фармакологические испытания, при которых определяются: специфическая активность, острая и хрониче- ская токсичность, тератогенность, канцерогенность.
Выполнение этих исследований является достаточно трудоем- ким и дорогостоящим, также требуются совместные усилия ряда спе- циалистов. В тех случаях, когда предварительные испытания под- тверждают перспективность введения в медицину исследуемого вида, то в дальнейшие разработки включаются специалисты-технологи, до- водящие разработку до стадии получения препарата и лекарственного средства.
6
Отечественная медицина использует свыше 6 тысяч наименова- ний лекарственных средств, из которых 40 % – растительного проис- хождения. Доля препаратов растительного происхождения, приме- няемых для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, пе- чени, почек, желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных пу- тей, составляет 70–80 %. Средства растительного происхождения об- ладают высокой биологической активностью и комплексным воздей- ствием на организм. Обычно они менее токсичны, чем синтетические средства, реже вызывают аллергические реакции. Их можно приме- нять длительно при лечении хронических заболеваний или в целях профилактики. Потребность в лекарственных растительных средствах постоянно растет. Проводят изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения для пополнения и обновления ассор- тимента лекарственных средств, создания более эффективных лекар- ственных препаратов.
Изучают лекарственные растения в природных условиях, выяв- ляют места массового их произрастания, устанавливают размеры за- рослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений.
На основании данных ресурсоведческих исследований разраба- тывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы за- готовок лекарственного растительного сырья. Знание динамики нако- пления фармакологически активных веществ дает возможность рег- ламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарствен- ного сырья и др.
Актуальным также является нормирование и стандартизация ле- карственного сырья. С этой целью ученые – специалисты в области фармакогнозии разрабатывают проекты нормативной документации
(проекты государственных стандартов, фармакопейных статей, фар- макопейные статьи предприятий, инструкции по заготовке, хранению и сушке и т. д.). В процессе этой работы совершенствуются методы определения подлинности и доброкачественности сырья.
Лекарственные растения (ЛР) служат источником получения ле- карственного растительного сырья (ЛРС).
Растения называют лекарственными (Planthae medicinales), если они содержат биологически активные вещества (БАВ) и в определен- ном, установленном порядке разрешены к использованию в научной медицине.
7
Наиболее ценные лекарственные растения, изученные экспери- ментально химически и фармакологически и проверенные в клинике, вошли в научную медицину. Все эти растения прошли тщательное всестороннее изучение. Таких растений в России около 300. Все они включены в Государственный реестр лекарственных средств и изде- лий медицинского назначения, изданный Министерством здраво- охранения РФ.
Государственный реестр ежегодно пересматривают: исключают растения малоэффективные и не имеющие обеспеченной сырьевой базы. И включают новые, изученные растения. В 1996 году впервые был издан Государственный реестр лекарственных средств России.
В него вошли, среди прочих лекарственных средств, растительное сырье и фитопрепараты. Ежегодно издают новые выпуски Государст- венного реестра. Это справочное издание, в него включены среди прочих лекарственных средств растительное сырье и фитопрепараты, дана их краткая характеристика.
Растения, разрешенные к применению с целью лечения уполно- моченными на то органами соответствующих стран, получили назва- ние официнальных (от латинского officina – аптека). Главнейшие из официнальных растений, как правило, включаются в Государствен- ные фармакопеи. Такие растения называются фармакопейными.
Непосредственно в качестве лекарственных средств применяет- ся лишь часть официнальных видов растений. Значительно большая часть их используется для переработки с целью выделения индивиду- альных веществ и получения фитопрепаратов.
Культивируемые лекарственные растения являются одним из важнейших источников лекарственного сырья, обеспечивая более по- ловины его массы. Культивированием лекарственных растений, как в
России, так и за рубежом, занимаются специальные хозяйства, акцио- нерные общества, ботанические сады, частные лица.
Процесс производства культивируемых ЛРС в нашей стране включает в себя основные элементы крупномасштабного сельскохо- зяйственного выращивания лекарственных культур в сочетании с промышленными способами послеуборочной подработки урожая и первичной обработки сырья: подготовка почвы; посев (посадка); уход за посевами (плантациями); уборка (ручная или механизированная); провяливание и сушка (воздушно-теневая, солнечная, тепловая, кон- вективная и т. п.); послеуборочная подработка урожая и первичная переработка сырья (сортировка, мойка, резка, дробление, фракциони-
8 рование и т. п.); приведение сырья в стандартное состояние; упаковка и хранение в стандартных условиях.
Введение растений в культуру длительный и трудоемкий про- цесс, который осуществляется в несколько этапов:
· сбор посевного или посадочного материала;
· изучение биологических особенностей растения;
· проведение географических посевов и выявление оптимальной зоны размещения новых культур;
· отбор хозяйственно ценных популяций;
· разработка эффективных способов возделывания.
В среднем для перехода от естественной сырьевой базы к про- мышленной культуре лекарственных растений требуется, как показы- вает опыт, не менее 8–16 лет. Так, для однолетнего растения интро- дукционное исследование требует 3–4 лет, многолетних вегетативно размножаемых растений – не менее 6–7 лет, для трудно доместици- руемых видов, размножаемых семенами, – до 10 лет.
В дальнейшем при положительных результатах интродукции требуется еще не менее 5–6 лет для разработки агротехники и не ме- нее 2–3 лет – для создания промышленных плантаций.
В настоящее время в культуру вводятся или введены следующие группы растений:
1. Отечественные лекарственные растения, дающие крупнотон- нажное сырье, например: валериана лекарственная (Valeriana
officinalis L.), ромашка аптечная (Matricaria recutita L.), облепиха крушиновидная (Hippophae rhamnoides L.), солодка голая (Glycyrriza
glabra L.), шалфей лекарственный (Salvia officinalis L.), тимьян ползу- чий (Thymus serpyllum L.), хмель обыкновенный (Humulus lupulus L.).
2. Лекарственные растения с ограниченным ареалом или огра- ниченными запасами, например: женьшень (Рапах ginseng С.А. Меу.), лимонник китайский (Schisandra chinensis (Turcz.) Bail.), безвремен- ник великолепный (Colchicum speciosum Stev.), марена красиль- ная (Rubia tinctorum L.).
3. Лекарственные растения с большим ареалом, но произ- растающие спорадически и не образующие зарослей, например: зве- робой продырявленный (Hypericum perforation L.), бессмертник пес- чаный (Helichrysum arenarium DC.), синюха голубая (Polemonium
coeruleum L.), душица обыкновенная (Origanum vulgare L).
4. Источники новых лекарственных средств и препаратов с не- обеспеченной сырьевой базой, например: датиска коноплевая (Datisca
cannabina L.), расторопша пятнистая (Silybum marianum (L.) Gaertn.).
9 5. Иноземные растения, не имеющие аналогов во флоре нашей страны, например: алоэ (Aloe arborescens Mill.), каланхоэ (Kalanchoe
pinnata (Lam.) Pers.), почечный чай (Orthosiphon stamineus Benth.), подорожник блошный (Plantago psyllium L.).
6. Растения, встречающиеся только в культуре и в диком виде неизвестные, например: мята перечная (Mentha piperita L.).
Некоторые растения из-за биологических особенностей не поддаются введению в культуру, например, аир болотный (Acorus
calamus L.), горицвет весенний (Adonis vernalis L.), горец птичий
(Polygonum aviculare L.). Эти растения заготавливаются только из природы.
В период рыночного механизма функционирования подотрасли лекарственного растениеводства теряют уровень другие сектора сель- ского хозяйства. Наблюдается сокращение посевных площадей, утра- та семенного и посадочного материала жизненно важных видов ле- карственных культур.
Ценные виды лекарственных культур, такие как наперстянка красная, наперстянка шерстистая, белладонна, мачек желтый, алтей, бессмертник, подорожник, маклейя, используемые в производстве сердечно-сосудистых, противовирусных, желчегонных, противоал- лергических и других средств для лечения массовых заболеваний на территории России, снизили в промышленных масштабах выращива- ние. Среднегодовое производство ромашки, мяты, череды, календу- лы, валерианы и ряда других растений снизилось в несколько раз.
Требуется решение вопросов по увеличению физических объе- мов производства культивируемого растительного сырья и принятие мер по повышению качества сырья, в том числе по показателям его экологической чистоты.
Использование фитолекарственных растений имеет большое практическое значение как для лечения человека, так и в ветеринар- ной фитотерапии и фармакологии [53, 54 и др.].
Модуль 1. Теоретические основы эксплуатации фитолекарственных ресурсов
Модульная единица 1. Принципы эксплуатации фитолекарственных ресурсов
Лекция 1. Биологические ресурсы (2 часа)
План
1.1. Биологические ресурсы и их использование.
10 1.2. Растительные ресурсы.
1.3. Охрана биологических ресурсов.
1.4. Количественная оценка ресурсов лекарственного раститель- ного сырья.
1.1. Биологические ресурсы и их использование
Значение биологических ресурсов трудно переоценить. Можно лишь перечислить, что биологические ресурсы делают для нашей планеты, и в частности для нашей страны – России: биоресурсы соз- дают почвенный слой; обогащают кислородом атмосферу; защищают почвенный слой от эрозии; являются источником пищи для человека и других живых организмов; используются в разнообразных про- мышленных областях и др. [6, 11, 22, 33, 34 и др.].
Биологические ресурсы – живые организмы, которые могут ис- пользоваться человеком и приносить ему пользу (рис. 1, 2).
Рисунок 1 – Классификация биологических ресурсов
Биологические ресурсы
Пищ
а
(я
год
ы,
Гриб
ы, оре
хи)
11
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Виды ресурсов
Использование ресурсов.
1. Растительные ресурсы.
1. Пища.
2. Кислород, сохранение влаги.
3. «Зеленая аптека».
4. Поделочная и строительная древесина.
5. Промышленное сырье.
6. Музыкальные инструменты.
7. Топливо.
8. Места для отдыха и вдохновения.
2. Животные ресурсы.
1. Пища (мясо, молоко, масло, жир).
2. Пушнина.
3. Шкуры.
4. Лекарственное сырье (панты).
5. Рыбный промысел (марикультура).
6. Средство передвижения.
7. Бортничество.
8. Отдых.
Рисунок 2 – Использование биологических ресурсов
Анализ рисунков 1, 2 показывает классификацию и использова- ние биологических ресурсов планеты.
Биологические ресурсы России представляют собой совокуп- ность животного и растительного мира, распространены в ареалах своего обитания по всей территории Российской Федерации. Прини- мая во внимание большую протяженность границ Российской Феде- рации, можно наблюдать значительное многообразие растительных и животных комплексов и видов: например, растительная поверхность и фауна арктической тундры России крайне отличаются от флоры и фауны российских субтропиков.
В совокупности биологические ресурсы создают биомассу и об- лик нашей страны. Биомасса делится:
– на фитомассу (совокупность растительных и древесных ресурсов);
– зоомассу (совокупность животных видов).
Биоресурсы являются исчерпаемыми и возобновляемыми.
В Российской Федерации присутствуют абсолютно все виды биоло- гических ресурсов, они неразрывно связаны с природными зонами нашей страны. От Арктики до пустыни все биологические ресурсы