Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Учебное задание

Введение

Студент должен иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе формирования научно-теоретических основ специальности.

Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины. Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно теоретических основ специальности. Новейшие достижения и перспекти­вы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России.

Литература: Л-1, с. 3... 6; Л-2, с. 42...50; Л-3, с. 84...95; 347...354; 476...483; Л-4, с. 107...110; 173...176; 239...249.

Вопросы для самоконтроля

1. Значение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». 2.Какова роль стандартизации в техническом прогрессе?

3. Охарактеризуйте основные положения «Концепции национальной системы стандартизации» в России. 4. В чем сущность задач сертифи­кации, отраженных в «Концепции совершенствования сертификации и перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия продук­ции и услуг»? 5. В чем сущность нового аспекта сертификации - соци­альной лояльности? 6. В чем заключаются основные направления раз­вития метрологической деятельности в России?

  1. Основы стандартизации.

    1. Система стандартизации

Студент должен знать:

- сущность понятий: государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ), регламент, стандартизация, стан­дарт, фонд стандартов, свод правил, нормативный документ (техниче­ские условия, государственные стандарты РФ, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты РФ раз­ных уровней).

Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.

Литература: Л-1, с. 7... 12; Л-3, с. 20...41; Л-4, с. 19...24; 42...45;

.58; 63...66; Л-6, с. 26...46; 54...63.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова цель разработки и внедрения Государственной системы Стандартизации в Российской Федерации (ГСС)? 2. Охарактеризуйте сущность стандартизации. 3. Назовите основные цели стандартизации.



4. Что такое стандарт, регламент? 5. Какие нормативные документы по стандартизации действуют в России, и какова степень обязательности их требований? 6. Какой состав нормативных документов по стандарти­зации в России устанавливает Закон РФ «О стандартизации»? 7. Пере­числите виды стандартов. Каково их назначение?

1.2 Стандартизация в различных сферах

Студент должен знать:

«семейство» международных стандартов по системам менедж­мента качества ИСО 9000 версии 2000 г., фонды стандартов метрологи­ческого обеспечения народного хозяйства, фонды стандартов в области экологии;

- принципы использования стандартов при составлении норматив­ной документации.

Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологи­ческой документации. Система технических измерений и средства из­мерения. Стандартизация и экология.

Литература: Л-1, С.12...25; Л-3, с. 131...155; 167...177, Л-4, с. 16...18;

89...91.

Вопросы для самоконтроля

1.Как заданы структура и функционирование фонда стандартов в стандартизации систем управления качеством? В чем состоит мотива­ция «петли качества»? 2. Установите зависимость задач метрологиче­ского обеспечения и стандартизации. Какие задачи решает метрологи­ческая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации? 3. Охарактеризуйте директивы ЕС в сфе­ре стандартизации и экологии. Какая существует символика экомаркировки? 4. Назовите системы экоуправления на базе национальной и международной стандартизации. В какой последовательности внедряется система экоуправления?

1.3 Международная стандартизация

Студент должен иметь представление:

- о создании международных организаций по стандартизации и сфере деятельности каждой из них, решаемых задачах и видах сотруд­ничества, порядке внедрения международных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные органи­зации, участвующие в работе ИСО.


Литература: Л-1, с. 25... 29; Л-3, с. 203...260; Л-4, с. 68...77; 82...84.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные цели и задачи Международной организации по стандартизации (ИСО)? 2. Перечислите основные объекты стандар­тизации ИСО. 3. Каков порядок разработки международных стандар­тов? 4. Определите перспективные задачи ИСО. 5. Какова основная цель Международной электротехнической комиссии (МЭК)? 6. Опре­делите приоритетные направления в области международной стандар­тизации. 7. Охарактеризуйте правила применения международных стандартов в РФ.

1.4 Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Студент должен знать:

- порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов;

- порядок поиска необходимых нормативных документов и использования указателя государственных стандартов.

Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандар­тов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации.

Литература: Л-1, с. 29... 35; Л-3, с. 44...68; Л-4, с. 45...49; 58...63; Л-5, с. 102... 104; Л-6, с. 46...54.

Вопросы дли самоконтроля

1. Перечислите основные законодательные акты, регулирующие отношения в области стандартизации в РФ. 2. Каковы принципы и за­дачи стандартизации в России? 3. Какие функции выполняет Госстан­дарт РФ? 4. Какие функции выполняют технические комитеты по стандартизации? 5.В каких случаях принимается решение о внесении изме­нений, пересмотре и отмене государственных стандартов? 6. Каковы основные задачи госнадзора за соблюдением обязательных требований стандарта? 7. Охарактеризуйте права и обязанности государственных инспекторов.


2. Объекты стандартизации

2.1. Стандартизация промышленной продукции

Студент должен иметь представление:

- о промышленной продукции как материализованном результате процесса трудовой деятельности и фонде нормативной документации на изделия машиностроения.

Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.

Литература: Л-1, с. 45...50; Л-2, с. 4...7; Л-6, с. 125... 130.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая классификация принята в стандартизации промышленной продукции? 2. На чем основана стандартизация технических условий?

2.2 Стандартизация и качество продукции

Студент должен иметь представление:

о двух проблемах улучшения качества: качество и менеджмент качества в соответствие с семейством стандартов ИСО-9000;

знать:

- квалиметрическую оценку качества продукции по свойствам основной функции и потребительским свойствам.

Квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном цик­ле. Свойства качества функционирования изделий. Взаимозаменяе­мость. Точность и надежность. Эффективность использования про­мышленной продукции. Обеспечение взаимозаменяемости при конст­руировании.

Литература: Л-1, с. 50...68; Л-2, с. 7...26; Л-6, с. 308...329.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют качеством продукции, оптимальным уровнем качества? 2. Как стандартизация осуществляет повышение качества продукции? 3. В чем сущность квалиметрической оценки качества продукции? 4. Назовите признаки классификации и группы показателей качества продукции. 5. Какие задачи по повышению качества решаются на различных стадиях жизненного цикла продукции? 6. Как вы понимаете методы оценки значений показателей качества и методы оценки уровня качества продукции? 7. Какой вид взаимозаменяемости является наиболее предпочтительным? Поясните, почему? 8. Почему взаимозаменяемость является важнейшим принципом выпуска машиностроительной продукции?

2.3 Стандартизация моделирования функциональных структур объектов отрасли

Студент должен иметь представление:

- о функциональных структурах стандартной промышленной продукции, классифицированной по физическим процессам, с