Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебное задание
Введение
Студент должен иметь представление:
- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе формирования научно-теоретических основ специальности.
Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины. Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно теоретических основ специальности. Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России.
Литература: Л-1, с. 3... 6; Л-2, с. 42...50; Л-3, с. 84...95; 347...354; 476...483; Л-4, с. 107...110; 173...176; 239...249.
Вопросы для самоконтроля
1. Значение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». 2.Какова роль стандартизации в техническом прогрессе?
3. Охарактеризуйте основные положения «Концепции национальной системы стандартизации» в России. 4. В чем сущность задач сертификации, отраженных в «Концепции совершенствования сертификации и перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг»? 5. В чем сущность нового аспекта сертификации - социальной лояльности? 6. В чем заключаются основные направления развития метрологической деятельности в России?
-
Основы стандартизации.-
Система стандартизации
-
Студент должен знать:
- сущность понятий: государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ), регламент, стандартизация, стандарт, фонд стандартов, свод правил, нормативный документ (технические условия, государственные стандарты РФ, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты РФ разных уровней).
Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.
Литература: Л-1, с. 7... 12; Л-3, с. 20...41; Л-4, с. 19...24; 42...45;
.58; 63...66; Л-6, с. 26...46; 54...63.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова цель разработки и внедрения Государственной системы Стандартизации в Российской Федерации (ГСС)? 2. Охарактеризуйте сущность стандартизации. 3. Назовите основные цели стандартизации.
4. Что такое стандарт, регламент? 5. Какие нормативные документы по стандартизации действуют в России, и какова степень обязательности их требований? 6. Какой состав нормативных документов по стандартизации в России устанавливает Закон РФ «О стандартизации»? 7. Перечислите виды стандартов. Каково их назначение?
1.2 Стандартизация в различных сферах
Студент должен знать:
«семейство» международных стандартов по системам менеджмента качества ИСО 9000 версии 2000 г., фонды стандартов метрологического обеспечения народного хозяйства, фонды стандартов в области экологии;
- принципы использования стандартов при составлении нормативной документации.
Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации. Система технических измерений и средства измерения. Стандартизация и экология.
Литература: Л-1, С.12...25; Л-3, с. 131...155; 167...177, Л-4, с. 16...18;
89...91.
Вопросы для самоконтроля
1.Как заданы структура и функционирование фонда стандартов в стандартизации систем управления качеством? В чем состоит мотивация «петли качества»? 2. Установите зависимость задач метрологического обеспечения и стандартизации. Какие задачи решает метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации? 3. Охарактеризуйте директивы ЕС в сфере стандартизации и экологии. Какая существует символика экомаркировки? 4. Назовите системы экоуправления на базе национальной и международной стандартизации. В какой последовательности внедряется система экоуправления?
1.3 Международная стандартизация
Студент должен иметь представление:
- о создании международных организаций по стандартизации и сфере деятельности каждой из них, решаемых задачах и видах сотрудничества, порядке внедрения международных стандартов.
Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО.
Литература: Л-1, с. 25... 29; Л-3, с. 203...260; Л-4, с. 68...77; 82...84.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные цели и задачи Международной организации по стандартизации (ИСО)? 2. Перечислите основные объекты стандартизации ИСО. 3. Каков порядок разработки международных стандартов? 4. Определите перспективные задачи ИСО. 5. Какова основная цель Международной электротехнической комиссии (МЭК)? 6. Определите приоритетные направления в области международной стандартизации. 7. Охарактеризуйте правила применения международных стандартов в РФ.
1.4 Организация работ по стандартизации в Российской Федерации
Студент должен знать:
- порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов;
- порядок поиска необходимых нормативных документов и использования указателя государственных стандартов.
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации.
Литература: Л-1, с. 29... 35; Л-3, с. 44...68; Л-4, с. 45...49; 58...63; Л-5, с. 102... 104; Л-6, с. 46...54.
Вопросы дли самоконтроля
1. Перечислите основные законодательные акты, регулирующие отношения в области стандартизации в РФ. 2. Каковы принципы и задачи стандартизации в России? 3. Какие функции выполняет Госстандарт РФ? 4. Какие функции выполняют технические комитеты по стандартизации? 5.В каких случаях принимается решение о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов? 6. Каковы основные задачи госнадзора за соблюдением обязательных требований стандарта? 7. Охарактеризуйте права и обязанности государственных инспекторов.
2. Объекты стандартизации
2.1. Стандартизация промышленной продукции
Студент должен иметь представление:
- о промышленной продукции как материализованном результате процесса трудовой деятельности и фонде нормативной документации на изделия машиностроения.
Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.
Литература: Л-1, с. 45...50; Л-2, с. 4...7; Л-6, с. 125... 130.
Вопросы для самоконтроля
1. Какая классификация принята в стандартизации промышленной продукции? 2. На чем основана стандартизация технических условий?
2.2 Стандартизация и качество продукции
Студент должен иметь представление:
о двух проблемах улучшения качества: качество и менеджмент качества в соответствие с семейством стандартов ИСО-9000;
знать:
- квалиметрическую оценку качества продукции по свойствам основной функции и потребительским свойствам.
Квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства качества функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Точность и надежность. Эффективность использования промышленной продукции. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании.
Литература: Л-1, с. 50...68; Л-2, с. 7...26; Л-6, с. 308...329.
Вопросы для самоконтроля
1. Что называют качеством продукции, оптимальным уровнем качества? 2. Как стандартизация осуществляет повышение качества продукции? 3. В чем сущность квалиметрической оценки качества продукции? 4. Назовите признаки классификации и группы показателей качества продукции. 5. Какие задачи по повышению качества решаются на различных стадиях жизненного цикла продукции? 6. Как вы понимаете методы оценки значений показателей качества и методы оценки уровня качества продукции? 7. Какой вид взаимозаменяемости является наиболее предпочтительным? Поясните, почему? 8. Почему взаимозаменяемость является важнейшим принципом выпуска машиностроительной продукции?
2.3 Стандартизация моделирования функциональных структур объектов отрасли
Студент должен иметь представление:
- о функциональных структурах стандартной промышленной продукции, классифицированной по физическим процессам, с