Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выделением функциональных свойств (метрические, механические, кинематические, динамические, энергетические) для материальных и информационных (абстрактных) комплексов;

- о принципах моделирования функциональных структур методом проведения анализа состава, расчета функциональных параметров и точности комплексов.

Научно-методический подход стандартизации в моделировании функциональных структур. Моделирование размерных цепей. Моделирование точности размерных цепей фланцевых соединений. Моделиро­вание электронных цепей.

Литература: Л-1, с. 68...88; Л-2, с. 198... 306.

Вопросы для самоконтроля

1. На чем основана стандартизация функциональных структур объ­ектов машиностроения? 2. Назовите методы моделирования размерных цепей по видам взаимозаменяемости. 3. В чем сущность решения задач анализа и синтеза при моделировании размерных цепей? 4. В чем сущ­ность моделирования электронных цепей?

3. Система стандартизации в отрасли

3.1 Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс

Студент должен иметь представление:

- о формировании методологии стандартизации в машиностроении;

знать:

- принципы использования методов стандартизации для улучшения качества и менеджмента качества в машиностроении.

Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления ка­чеством на базе стандартизации.

Литература: Л-1, с. 105... 107; Л-2, с. 40...42; 473...475.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит внутренняя связь Государственной системы стандартизации в машиностроении? 2. В чем сущность роли стандартизации в управлении качеством продукции? 3. Назовите методы стандартиза­ции, обеспечивающие качество изделий.

3.2 Методы стандартизации как процесс управления

Студент должен иметь представление:


- о формировании методов стандартизации как процессах управле­ния объектами машиностроения;

знать:

- методы обеспечения качества в жизненном цикле объектов стандартизации.

Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирова­ние. Комплексная и опережающая стандартизации. Комплексные сис­темы общетехнических стандартов.

Литература: Л-1, с. 107... 120; Л-2, с. 475...487; Л-4, с. 31...42; Л-5, с. 31...37.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем назначение системного анализа в решении проблем стандартизации? 2. Как построены и применяются ряды предпочтительных чисел? 3. Какое назначение унификации и агрегатирования в машиностроении? 4. В чем состоит экономическое преимущество комплексной и опережающей стандартизации? 5. Что достигается от внедрения ком­плексных систем общетехнических стандартов в машиностроении?

4. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости

4.1 Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

Студент должен иметь представление:

- об основных нормах взаимозаменяемости как предпосылке обеспечения взаимозаменяемости в жизненном цикле,

знать:

- нормативную связь между размерами в основных нормах взаимозаменяемости стандартных типовых соединений.

Основные положения, термины и определения. Графическая модель формализации точности соединений. Расчет точностных параметров стандартных соединений.

Литература: Л-1, с. 152... 157; Л-2, с. 55...59.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите параметры системы допусков и посадок ГЦС. 2. В каких случаях образуются посадки с зазором, натягом и переход­ные посадки? 3. Графический способ изображения полей допусков че­рез предельные отклонения и его достоинства.

4.2 Модель стандартизации основных норм взаимозаменяемости

Студент должен иметь представление:

- о системном подходе к установлению модели стандартизации основных норм взаимозаменяемости типовых соединений унифицирован­ного назначения;

знать:

- систему допусков и посадок;

- обоснование стандартизации точности соединений и передач, конкретизацию их выбора.

Понятие системы. Структура системы. Систематизация допусков. Систематизация посадок. Функционирование системы.



Литература: Л-1, с.157.,.164; Л-2, с. 60...69.

Вопросы для самоконтроля

Из каких этапов состоит построение модели стандартизации основ­ных норм взаимозаменяемости?

4.3 Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений (ГЦС)

Студент должен знать:

- построение системы допусков и посадок гладких цилиндрических соединений (ГЦС), условное обозначение предельных отклонений и посадок, автоматизированный поиск нормированной точности, калибры для гладких цилиндрических деталей.

Система допусков и посадок ГЦС. Предельные отклонения Автоматизированный поиск нормированной точности. Калибры для гладких цилиндрических деталей.

Литература: Л-1, с, 165... 176; Л-2, с. 69.,.77; 81...83.

Вопросы для самоконтроля

1. Как проведена градация точности в стандартизации ГЦС? 2. Ка­кой принят порядок образования посадок ГЦС в системе ИСО? 3. Что достигается выделением предпочтительных полей допусков и посадок? 4. Какая последовательность автоматизированного поиска нормирован­ной точности ГЦС? 5. Назовите типы калибров и укажите порядок рас­чета их исполнительных размеров.


5. Основы метрологии

5.1 Общие сведения о метрологии

Студент должен иметь представление:

- о современной метрологии и приоритетных ее направлениях, основных терминах и определениях.

Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метроло­гии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точ­ности. Международная система единиц. Единство измерений и едино­образие средств измерений. Метрологическая служба. Основные тер­мины и определения. Международные организации по метрологии.

Литература: Л-1, с. 177...180; 232...235; Л-3, с. 486...497; 507...541;

572...585; Л-4, с. 111...113; 117; 146...164; Л-6, с. 447...450; 456...458; 468...475; 477...480.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи решает метрология в экономике народного хозяй­ства? Соблюдение каких основополагающих условий необходимо для обеспечения единства измерений и роль в этом единиц физических ве­личин СИ? 2. Как поддерживают единство измерений с учетом сопутст­вующих факторов? 3. Какое толкование терминов метрологии дает нормативная документация? Что понимается под техническими изме­рениями? 4. Какими характерными особенностями обладают измере­ния, контроль, испытания и в чем проявляется взаимосвязь между ними? 5. Как стандартизация обусловила метрологическое обеспечение народного хозяйства? 6. Для каких целей необходимо создание метро­логических служб? 7. Какие законодательные аспекты по метрологии приняты в России? 8. Перечислите основные объекты стандартизации в области метрологии. 9. Расскажите об основных международных орга­низациях по метрологии.

5.2 Стандартизация в системе технического контроля и измерения

Студент должен
иметь представление:

- о фонде нормативных документов отечественной и международной стандартизации объектов систем технического контроля и измерения.

Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на: компоненты систем контроля и измерения; методологию, организацию и управление, системные принципы экономики и элементов информаци­онных технологий.

Литература: Л-1, с. 181...183.

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните назначение стандартизации в системе технического контроля, измерения, испытания и роль, выполняемую прикладными фондами стандартов. 2. Определите нормативно-правовые основы и статус стандартизации в метрологии.

5.3 Средства, методы и погрешность измерения

Студент должен иметь представление:

- об обеспечении качества измерительного оборудования и управления измерительными процессами (основные положения ИСО 10012-2: 1997);

знать:

- средства измерения;

- позиционности измерения;

уметь:

- рассчитывать погрешность измерения и выбирать средства изме­рения.

Средства измерения. Принципы проектирования средств техниче­ских измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Ме­тоды и погрешность измерения. Универсальные средства технических измерений. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерения.

Литература: Л-1, с. 184... 232; Л-2, с. 398...425; 449...472; Л-3, с. 497...501; 555...560.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая принята классификация средств измерений, и какая методическая основа заложена в проектировании и выборе средств измерений? 2. Назовите методы измерения в существующей классификации, и какими рекомендациями пользуются при их выборе? 3. Виды погрешностей измерения и их оценка по видам. 4. Какое назначение имеют концевые меры? 5. Назовите универсальные простейшие средства из­мерения. Каково их назначение? 6. Какие измерительные инструменты