Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологи, изучающие особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Рассмотрим каждый стиль.

Авторитарный стиль воспитания – общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.

Либеральный стиль воспитания – родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Отвергающий стиль воспитания – своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Индифферентный стиль воспитания – родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Гиперсоциальный стиль воспитания – родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.

Эгоцентрический стиль воспитания – ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и смыслом жизни родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.

Авторитетный стиль воспитания – наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Самое главное – всегда помнить, что любовь к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим, независимо от того, какую оценку он получил в школе или, какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что его любят просто так, просто за то, что он есть! Если в семейных отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то ребенок будет расти и развиваться беспрепятственно [5].



    1. Функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи

Функции взаимодействия педагогов и родителей.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

  • информационная;

  • воспитательно-развивающая;

  • формирующая;

  • охранно-оздоровительная;

  • контролирующая;

  • бытовая [12].

Задачи взаимодействия педагогов и родителей.

  • формирование активной педагогической позиции родителей;

  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

  • активное участие родителей в воспитании детей.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи – дело деликатное, тонкое требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желании оказать помощь педагогу в воспитании детей.

В системе образования взаимодействие воспитателя и родителей осуществляется в основном с помощью:

  • приобщения родителей к педагогическому процессу, включение родителей в учебно-воспитательные мероприятия, особенно в период адаптации детей к условиям образовательной организации;

  • просвещения родителей через материалы, размещенные на сайте и стендах, через организацию выставок, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его развивающей средой;

  • объединения усилий воспитателя и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка, а также специфику и традиции семейного воспитания;

  • реализацию разнообразных программ совместной деятельности детей и родителей, проведение системных социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

  • создания благоприятного микроклимата в организации, основанного на уважительных взаимоотношениях семьи и образовательного учреждения [9].

Исследования О.Л. Зверевой, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой показали, что отношение родителей к образовательному и воспитательному процессам зависит, прежде всего, от работы в организации, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов организации воспитательного и образовательного процессов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и организации педагогического просвещения родителей [14].




    1. Условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями

Включение семьи в образовательный процесс возможен, при соблюдении следующих условий:

  1. Социально-правовые условия: построение всей работы должно основываться на республиканских и муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с уставом общеобразовательной организации, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

  2. Информационно-коммуникативные условия: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в образовательной организации и т. д.

  3. Перспективно-целевые условия: наличие планов работы с семьями, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и образовательного учреждения в интересах развития ребенка.

  4. Потребностно-стимулирующие: формирование у родителей позиции «ответственного родительства», предполагающей наличие потребностей в познании, саморазвитии [4].

Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На 2 этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить специалисты образовательной организации. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.

На 3 этапе – формируется у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке (например, особенности общения ребенка со сверстниками, особенности развития когнитивной, эмоционально-волевой сфер, отношение ребенка к труду). Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности педагога.


На 4 этапе – знакомство педагогических работников с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Педагогическим работникам необходимо поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания. Педагогам нужно доказать, что полученные данные будут использоваться только во благо ребенка и при соблюдении конфиденциальности полученных сведений.

На 5 этапе – совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества отдельно для каждой возрастной группы, при этом учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка, традиции семейного воспитания, национальные и религиозные взгляды семьи. Необходимо корректно и толерантно относиться к мнению родителей, обобщать и использовать позитивный опыт семейного воспитания при построении образовательно-воспитательного процесса [6].


    1. Формы взаимодействия педагога-воспитателя с родителями

Воспитатель ГПД проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);

б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;

в) рассказы о профессиях своих родителей;

г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;

д) организация выставок результатов труда родителей.

Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя ГПД с родителями 
[13].

Основные формы работы воспитателя ГПД с родителями обучающихся:

  1. Родительское собрание – основная форма работы с родителями.

Задача родительского собрания: совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей, а также получить информацию о своём ребёнке, его учебных успехах, поведении, родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности. Эффективность родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Родительские собрания можно проводить в нестандартной форме, например:

  • семейный совет «Эмоции положительные и отрицательные»;

  • родительский тренинг «Выведение формулы родительской педагогики»;

  • собрание-праздник «Воспитание детей в семье», на котором дети и родители меняются ролями.

  1. Посещение семьи обучающегося – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы.

  2. Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

  3. Индивидуальные тематические консультации – часто в решении той или иной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей обучающихся и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога-воспитателя. Родители обучающегося получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

  1. Открытые уроки – обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей.

  2. Лекции – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения во время лекции – непринуждённый разговор, задушевная беседа. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.