Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума педагог-воспитатель предлагает найти выход из какой-либо ситуации, объяснить свою позицию в той или иной предлагаемой или реально возникшей ситуации.

  2. Семейный клуб – в отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, – строит отношения на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку [8].



РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
2.1. Диагностика отношений

Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого воспитателя ГПД, так как семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности.

Чтобы поближе познакомится с родителями и их детьми можно предложить семьям пройти анкетирование (Приложение 1).

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы воспитателя ГПД, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса.

Работа с родителями осуществляется по трем основным направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Суть взаимодействия воспитателя ГПД и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Принцип уважения и доверия включает в себя:

  • уважение человека в себе и уважение других;

  • создание доверия на основе взаимоуважения;

  • бережное и чуткое отношение к родителям, избегание противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;

  • создание условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи [12].

Посредством диагностики детско-родительских отношений педагог может получить обширный материал для изучения и выстраивания своей дальнейшей работы, как с детьми, так и с их родителями.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.



Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

  • родительские установки и реакции;

  • отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

  • нарушения воспитательного процесса в семье;

  • причины отклонений в семейном воспитании;

  • типы воспитания;

  • уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью специальных методик:

1). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Приложение 2).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.


«Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Проведя тест-опросник родительского отношения по методике А.Я. Варга, В.В. Столин нами были получены такие результаты:

  • шкала «Принятие-отвержение» – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание шкалы от 0 до 15 балов: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему и стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

  • шкала «Кооперации» – высокие баллы являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

  • шкала «СИМБИОЗ» высокие баллы по шкале – от 4 до 7 – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

  • шкала «авторитарная гиперсоциализация» – 4 из 8 средний балл, который свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека не отсутствует, но и отчетливого авторитаризм не просматривается.

  • шкала «маленький неудачник» – 3 из 9 низкие баллы по этой же шкале, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него [7].


2). Методика исследование межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка. 

Графический тест «Рисунок семьи» (Приложение 3), который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы [14].

Методика «Рисунок семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Проведя исследования по методике «Рисунок семьи» (Рис.1) оценим общую структуру рисунка.




Рис.1. Рисунок семьи
На изображении действительно видно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими фигур. Члены семьи изображены держащимися за руки, это может соответствовать реальной ситуации в семье. Одного из членов семьи ставит выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье. Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. У родителей присутствуют уши, это дает нам понять, что семья слышит ребенка.


2.2. Внеклассные мероприятия

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Работа с родителями в школе проводится в 3 этапа:

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.