Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и другие.

3 этап – анализ полученных данных для составления плана взаимодействия педагога-воспитателя с родителями на текущий год.

На сегодняшний день выделяются примерно три группы родителей:

  • первая группа: родители-помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

  • вторая группа: родители-потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

  • третья группа: родители, которые не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще скрыто [10] .

Для вовлечения родителей в совместную деятельность по воспитанию их детей в группе продленного дня целесообразно проводить коллективные внеклассные мероприятия, например, спортивный праздник «Папа, мама, я спортивная семья» (Приложение 4).

Соревнования на таком празднике проводятся с целью укрепление связей «семья-школа», направленных на воспитание у обучающихся здорового образа жизни.

Основные задачи проведения такого мероприятия:

  • пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту;

  • воспитывать у детей и родителей положительных эмоций от совместного мероприятия;

  • осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между школой и семьей.

Проведению мероприятия предшествует подготовка его плана, продумывание всех этапов, церемонии открытия и награждения, украшения спортзал: развешивание шаров, флажков и веселых плакатов. Обязательно составляется список детей, родителей, которые будут участвовать в соревнованиях. Разрабатывается система подсчета результатов и штрафных баллов. В зависимости от вида соревнований подбирается необходимый спортинвентарь мячи, обручи, гимнастические палочки, скакалки, маты. Располагается инвентарь так, чтобы его было удобно брать или расставлять при необходимости. Покупаются подарки и дипломы для награждения победителей. Необходимо продумать, будут ли вручаться поощрительные призы. Подготавливаются сувениры для болельщиков. Организуется стол, на котором будут стоять стаканы с напитками: водой или соком.


Все участники праздника заранее предупреждаются о дате, месте и времени проведения соревнований.

Кроме мероприятий спортивной направленности можно проводить совместно с родителями экскурсии на выставки в музеи, походы в театры, на концерты, на природу и т. п.

Участие родителей позволит неформально подойти к организации коллективных внеклассных мероприятий, будет способствовать выстраиванию сотрудничества между детьми, родителями, педагогами, укреплять семейные отношения.

2.3. Интерактивные методы в работе педагога-воспитателя с родителями обучающихся

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов, что позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Изучив и проанализировав опыт школы по работе с родителями, пришли к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей нами будет представлен один из вариантов интерактивных методов взаимодействия педагогов и родителей деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и родителей будет освещен на основе приведенного сценария деловой игры, который, на наш взгляд, отражает данный опыт в динамике (Приложение 5).

Деловая игра это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.



Деловая игра характеризуется следующими основными признакам:

  1. Наличие проблемной ситуации, включающей в себя противоречия. Игрокам необходимо сформулировать цель разрешения проблемы и на её основе из совокупности альтернативных вариантов выбрать оптимальный.

  2. Наличие общих целей участников игры.

  3. Наличие ролей и назначение на них участников деловой игры. Например, каждый участник игры может исполнять роль, например, руководителя общеобразовательной организации, ребенка, педагога, родителя и т. д.

  4. Различие интересов участников и учёт условий неопределённости в игровой ситуации. Первое может иметь место из-за разного отношения участников к рассматриваемой проблеме, разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы.

  5. Принятие и реализация в процессе игры определённой последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников. Кроме того, имеет место повторяемость шагов, причём на каждом шаге, как и в реальной действительности, возможно достаточно сложное сочетание различных вариантов принимаемых мер.

  6. Объективность оценки результатов игровой деятельности. Она обеспечивается чёткими критериями оценивания и количественными показателями по нескольким шкалам [15].

Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.

Совместная работа специалистов школы по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Существуют разные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные; коллективные, групповые, индивидуальные.

Использование интерактивных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей.

Педагогический опыт ценен там, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с обучающимися и их родителями.


В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями.

Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.

ВЫВОДЫ
Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, обучающиеся, их родители – становятся единым, целым, большим и сплоченным коллективом.

Важная роль в решении задач гармоничного развития личности ребёнка отводится группам продленного дня в общеобразовательных организациях. Наблюдая за поведением ребёнка вне уроков, именно воспитатель ГПД замечает все пробелы в семейном воспитании и может вовремя оказать помощь родителям, подсказать выход из сложной ситуации.

Взаимопонимание во взаимодействии родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей и форм сотрудничества. Успех проводимой работы зависит от того, насколько скоординирована деятельность педагога-воспитателя и родителей обучающихся, от уровня профессиональной компетентности педагога и уровня психолого-педагогической подготовки и готовности родителей выполнять свои функции. Ведь только в условиях непосредственного сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, творческого контакта педагога-воспитателя и родителей возможна реализация потенциальных возможностей ребёнка, успешное формирование его личности.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена цель данной выпускной работа – изучение особенностей взаимодействия воспитателя группы продленного дня и родителей обучающихся.

Для реализации цели проанализирована научно-методическая литература по организации взаимодействия школы, педагога-воспитателя с родителями обучающихся, нормативные документы.

Кроме того, в ходе работы над проблемой изучены функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи, стили родительского воспитания, основы сотрудничества семьи и общеобразовательной организации; раскрыты условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями, основные формы взаимодействия педагога-воспитателя с родительской общественностью, призванные повысить педагогическую культуру и педагогическую компетентность родителей обучающихся.


Основываясь на опыте работы авторов данной выпускной, в работе приведены примеры используемого диагностического инструментария для изучения детско-родительских отношений; проводимых в ГПД в рамках внеклассной работы совместных с родителями воспитательных мероприятий. Поставлен акцент на применении интерактивных методов в работе с родителями.

Изучение особенностей взаимодействия воспитателя группы продленного дня и родителей обучающихся позволяет сделать следующие выводы:

  • работа с родителями должна строиться на основе результатов диагностики личностных качеств обучающихся и родителей, отношений в семье;

  • четко спланированная и проводимая работа педагога-воспитателя с родителями позволяет говорить о повышении уровня воспитанности и качества образования обучающихся;

  • участие родителей в образовательном процессе способствует развитию творческих способностей обучающихся;

  • эффективность сотрудничества, взаимоотношений между воспитателем, обучающимися и их родителями зависит от профессиональных способностей воспитателя, его творческого потенциала.

Необходимость и важность сотрудничества школы и семьи никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. Вопросы построения эффективных взаимоотношений между педагогами и родителями продолжают изучаться и сегодня. Ведь «только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А. Сухомлинский).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Генеральная Ассамблея ООН. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) от 20 ноября 1959 года. / М., Омега-Л, 2014. 24 с URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.sht (дата обращения: 06.05.2023).

  2. Генеральная Ассамблея ООН. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. / М., Омега-Л, 2014. 48 с. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 07.05.2023).

  3. Донецкая Народная Республика. Законы. «Об образовании»: Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC [принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года]: действующая редакция по состоянию на 01.04.2020. – 211 с. – URL:http: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 05.05.2023).

  4. Батова, И. С. Специальное издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей / И. С. Батова. Москва: ФГОС ДО, 2022.

  5. Додокина, Н. В. Взаимодействие с семьей ребенка / Н. В. Додокина – Москва: ФГОС ДО: 2018.

  6. Дуброва, В. П. Педагогическая практика в общеобразовательном учреждении : учеб. пособие / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. – Москва, 1998.

  7. Касьянов, С. А. Психологические тесты / С. А. Касьянов. Москва: Эксмо, 2006.

  8. Маленкова, Л. И Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова – Москва: ПОР, 2002.

  9. Маняпова, И. Н. Взаимодействие семьи и школы / И. Н. Маняпова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф, 6 нояб. 2018 г. – Чебоксары, 2018.

  10. Пашаева, Э. Х. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. / Э. Х. Пашаева. – Москва, 2019.

  11. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / И. Е. Рогов Москва: Владос, 1996.

  12. Цабыбин, С. А. Взаимодействие школы и семьи / С. А Цабыбин. – Волглград, 2004.

  13. Шевелева, Н. Е. Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве / Е. Н. Шевелева, Е. Д. Шевелева // Технологии современного образования: тренды: материалы междунар. науч.-практ. конф., 31 янв. 2018 г. – Волгоград, 2018.

  14. Шефер, Е. С. Психологические тесты / Е. С. Шефер, Р. К. Белл; под ред. А. А. Карелин – М., 2001.

  15. Широков, О. Н. ЦНС «Интерактив плюс» / О. Н. Широков // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. 22 март. 2019 г. Чебоксары, 2019.