Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Приложение 1
Анкета для родителей обучающихся

Прошу Вас заполнить анкету, что позволит больше узнать о Вашем ребенке и найти к нему индивидуальный подход.

1. ФИО ребенка ____________________________________________________

2.Дата рождения __________________________________________________

3.Домашний адрес, телефон _________________________________________

4.Данные о родителях (ФИО, возраст, образование, место работы, должность):

МАТЬ___________________________________________________________

ОТЕЦ ___________________________________________________________

5.Состав семьи (обведите кружочком):

а) полная; г) ребенок на попечении;

б) неполная; д) ребенок инвалид;

в) малообеспеченная; е) есть ли у ребенка братья или сестры (указать).

6. Были ли трудности в дошкольном периоде развития ребенка (тяжелые роды, частые заболевания, отставание в физическом развитии)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Посещал ли ребенок детский сад? __________С какого возраста? ______ Номер ДОЗ ________ Охотно ли туда ходила?_________

8.Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (травмы, операции) _____________________________________________________________________

9.Какие формы поощрения применяются дома?

__________________________________________________________________

10.Какие наказания применяют дома?

_________________________________________________________________

11. Есть ли у ребенка дома обязанности? Какие?

__________________________________________________________________

12.Как общается с ровесниками? (обведите)

а) инициативный;

б) ожидает, когда с ним (ею) заговорят;

в) избегает общения.

13. Как реагирует на замечания взрослых?

а) переговаривается;

б) плачет;

в) соглашается, исправляется.

14. Какие игры предпочитает?

а) подвижным; б)коллективным; в)индивидуальным, настольным.

15. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок хорошо подготовлен к школе?

а) да; б) нет; в) скорее да, чем нет; г) скорее нет, чем да.

16. Знает ли ребенок (нужное подчеркните, допишите):

а) буквы; б) умеет читать (по слогам, словам); в) умеет считать (в пределах ____); г) умеет добавлять (в пределах _____); умеет вычитать (в пределах _____)

17. По Вашему мнению (нужное подчеркните):

а) ребенок отвечает возрастным особенностям;

б) опережает ровесников;

в)имеет проблемы развития.

18. Есть ли вопросы и пожелания учителям?

________________________________________________________________

19. Что повлияло на выбор нашей школы (отметьте знаком +)?

  1. близкое месторасположение,

  2. преподавательский состав

  3. система преподавания,

  4. авторитет школы в округе,

  5. профиль школы,

  6. другое (указать, что)


20. Кто из членов семи уделяет ребенку больше времени (в подготовке к школе):

мать, дедушка, отец, бабушка , другие члены семьи (указать, кто)

21. С какой периодичностью ваш ребенок посещает музеи, театры, выставки вместе с членами семьи (отметьте знаком +):

1-2 раза в неделю,

раз в месяц,

1-2 раза в квартал,

редко,

иногда (нет условий)

Благодарю Вас за откровенные ответы, которые Вы дали на вопросы анкеты. Полученная информация конфиденциальна и необходима для более глубокого изучения психологических особенностей вашего ребенка.

Приложение 2
Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своем ребенке.

  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. Я жалею своего ребенка.

  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребенком.

  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

  46. Мой ребенок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребенку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интересы своего ребенка.

  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.


Ключи к опроснику

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

  • «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

Интерпретация результатов

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Шкала «ПРИНЯТИЕ–ОТВЕРЖЕНИЕ»


Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание левого полюса шкалы от 0 до 15 балов: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

На правом полюсе шкалы от 15 до 30 баллов: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части, родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала «КООПЕРАЦИЯ»


  • Высокие баллы по шкале – от 7 до 8 – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

  • Низкие баллы поданной шкале – от 1 до 2 – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «СИМБИОЗ»


  • Высокие баллы по шкале – от 4 до 7 – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

  • Низкие баллы по этой же шкале – от 1 до 3 – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала «АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ»


  • Высокие баллы по шкале – от 6 до 7 – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

  • Низкие баллы по этой же шкале – от 1 до 2 – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.


Шкала «МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК»

  • Высокие баллы по шкале – от 7 до 8 – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

  • Низкие баллы по этой же шкале – от 1 до 2 – напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.




1




13




25




37




49




61




2




14




26




38




50










3




15




27




39




51










4




16




28




40




52










5




17




29




41




53










6




18




30




42




54










7




19




31




43




55










8




20




32




44




56










9




21




33




45




57










10




22




34




46




58










11




23




35




47




59










12




24




36




48




60