Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Анкета для родителей обучающихся
Прошу Вас заполнить анкету, что позволит больше узнать о Вашем ребенке и найти к нему индивидуальный подход.
1. ФИО ребенка ____________________________________________________
2.Дата рождения __________________________________________________
3.Домашний адрес, телефон _________________________________________
4.Данные о родителях (ФИО, возраст, образование, место работы, должность):
МАТЬ___________________________________________________________
ОТЕЦ ___________________________________________________________
5.Состав семьи (обведите кружочком):
а) полная; г) ребенок на попечении;
б) неполная; д) ребенок инвалид;
в) малообеспеченная; е) есть ли у ребенка братья или сестры (указать).
6. Были ли трудности в дошкольном периоде развития ребенка (тяжелые роды, частые заболевания, отставание в физическом развитии)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Посещал ли ребенок детский сад? __________С какого возраста? ______ Номер ДОЗ ________ Охотно ли туда ходила?_________
8.Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (травмы, операции) _____________________________________________________________________
9.Какие формы поощрения применяются дома?
__________________________________________________________________
10.Какие наказания применяют дома?
_________________________________________________________________
11. Есть ли у ребенка дома обязанности? Какие?
__________________________________________________________________
12.Как общается с ровесниками? (обведите)
а) инициативный;
б) ожидает, когда с ним (ею) заговорят;
в) избегает общения.
13. Как реагирует на замечания взрослых?
а) переговаривается;
б) плачет;
в) соглашается, исправляется.
14. Какие игры предпочитает?
а) подвижным; б)коллективным; в)индивидуальным, настольным.
15. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок хорошо подготовлен к школе?
а) да; б) нет; в) скорее да, чем нет; г) скорее нет, чем да.
16. Знает ли ребенок (нужное подчеркните, допишите):
а) буквы; б) умеет читать (по слогам, словам); в) умеет считать (в пределах ____); г) умеет добавлять (в пределах _____); умеет вычитать (в пределах _____)
17. По Вашему мнению (нужное подчеркните):
а) ребенок отвечает возрастным особенностям;
б) опережает ровесников;
в)имеет проблемы развития.
18. Есть ли вопросы и пожелания учителям?
________________________________________________________________
19. Что повлияло на выбор нашей школы (отметьте знаком +)?
-
близкое месторасположение, -
преподавательский состав -
система преподавания, -
авторитет школы в округе, -
профиль школы, -
другое (указать, что)
20. Кто из членов семи уделяет ребенку больше времени (в подготовке к школе):
мать, дедушка, отец, бабушка , другие члены семьи (указать, кто)
21. С какой периодичностью ваш ребенок посещает музеи, театры, выставки вместе с членами семьи (отметьте знаком +):
1-2 раза в неделю,
раз в месяц,
1-2 раза в квартал,
редко,
иногда (нет условий)
Благодарю Вас за откровенные ответы, которые Вы дали на вопросы анкеты. Полученная информация конфиденциальна и необходима для более глубокого изучения психологических особенностей вашего ребенка.
Приложение 2
Тест-опросник родительского отношения (ОРО)
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
-
Я всегда сочувствую своему ребенку. -
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. -
Я уважаю своего ребенка. -
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. -
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. -
Я испытываю к ребенку чувство расположения. -
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. -
Мой ребенок часто неприятен мне. -
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. -
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. -
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. -
Мой ребенок ничего не добьется в жизни. -
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. -
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. -
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. -
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. -
Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка». -
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. -
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. -
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. -
Я принимаю участие в своем ребенке. -
К моему ребенку «липнет» все дурное. -
Мой ребенок не добьется успеха в жизни. -
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. -
Я жалею своего ребенка. -
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. -
Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. -
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. -
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. -
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. -
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. -
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. -
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. -
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. -
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. -
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. -
Я всегда считаюсь с ребенком. -
Я испытываю к ребенку дружеские чувства. -
Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. -
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. -
Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. -
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. -
Я разделяю увлечения своего ребенка. -
Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. -
Я понимаю огорчения своего ребенка. -
Мой ребенок часто раздражает меня. -
Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. -
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. -
Я не доверяю своему ребенку. -
За строгое воспитание дети благодарят потом. -
Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. -
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. -
Я разделяю интересы своего ребенка. -
Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. -
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. -
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. -
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. -
Нередко я восхищаюсь своим ребенком. -
Ребенок не должен иметь секретов от родителей. -
Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. -
Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
-
Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. -
Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. -
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. -
Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59. -
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
Интерпретация результатов
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Шкала «ПРИНЯТИЕ–ОТВЕРЖЕНИЕ»
Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание левого полюса шкалы от 0 до 15 балов: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
На правом полюсе шкалы от 15 до 30 баллов: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части, родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала «КООПЕРАЦИЯ»
-
Высокие баллы по шкале – от 7 до 8 – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. -
Низкие баллы поданной шкале – от 1 до 2 – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала «СИМБИОЗ»
-
Высокие баллы по шкале – от 4 до 7 – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. -
Низкие баллы по этой же шкале – от 1 до 3 – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала «АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ»
-
Высокие баллы по шкале – от 6 до 7 – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. -
Низкие баллы по этой же шкале – от 1 до 2 – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала «МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК»
-
Высокие баллы по шкале – от 7 до 8 – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. -
Низкие баллы по этой же шкале – от 1 до 2 – напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
1 | | 13 | | 25 | | 37 | | 49 | | 61 | |
2 | | 14 | | 26 | | 38 | | 50 | | | |
3 | | 15 | | 27 | | 39 | | 51 | | | |
4 | | 16 | | 28 | | 40 | | 52 | | | |
5 | | 17 | | 29 | | 41 | | 53 | | | |
6 | | 18 | | 30 | | 42 | | 54 | | | |
7 | | 19 | | 31 | | 43 | | 55 | | | |
8 | | 20 | | 32 | | 44 | | 56 | | | |
9 | | 21 | | 33 | | 45 | | 57 | | | |
10 | | 22 | | 34 | | 46 | | 58 | | | |
11 | | 23 | | 35 | | 47 | | 59 | | | |
12 | | 24 | | 36 | | 48 | | 60 | | | |