Файл: Программа Детство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

кафедра «Дошкольная – педагогика и прикладная психология»


Практическое задание №_1__
по учебному курсу «Поликультурное образование »
Вариант ____ (при наличии)



Студент

Елена Алексеевна Китова





Группа

ППОбп-1901а




Преподаватель







Тольятти 2021г

Бланк выполнения задания 1



Анализ содержания поликультурного воспитания детей в программных документах


Название программы

Автор (авторский коллектив)

Содержание поликультурного воспитания детей в программе

«Детство»


Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина

Программа «Детство» предполагает поликультурное образование детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, родной язык, литературу. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России [1, с. 20].

Цель:

  • обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства:интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного—через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

  • Задачи программы:развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  • способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

  • развитие творческой активности детей, воображения;

  • укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Девиз программы «Детство» —«Чувствовать —Познавать —Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Программа «Детство», соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями самих образовательных областей.

«Я – человек»


С.А.Козловой

Программа «Я-человек» С.А. Козловой направлена на

приобщение детей к социальному миру.

Цель программы – дать педагогу «инструмент», который поможет ему

сформировать у ребенка представление об окружающем его мире, о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

Данная программа построена на следующих концептуальных

положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находится в тесном единстве,

оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного

мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных

чувств.

2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

3. Стержневым понятием программы являются знания - о человеке.

Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в

процесс самовоспитания.

4. Авторы указывают, что дошкольник, конечно, еще не способен

целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе,, понимание

своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих

возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

5. В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности.

6. Авторы считают, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Поэтому в программе отобраны эмоционально близкие ребенку факты и явления.

7. Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов, должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становиться содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам).

8. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в

социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер.

Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

По отдельным разделам можно начинать работу и с более младшими детьми (например, по разделам

«Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек —

творец»).

Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать

психологические особенности возраста и уровень развития

конкретного ребенка.

Программа «Я — Человек» включает четыре больших раздела:

«Что я знаю о себе»

Цель раздела — обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье. И еще — на основе познания себя формировать умение видеть и

понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

«Кто такие взрослые люди»

Цель данного раздела — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности.

Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей.

Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

«Человек — творец»

Цель данного раздела — привлечь внимание ребенка к значимости

творческого начала в личности человека. Воспитывать познавательные

интересы и стремление к преобразующей деятельности.

«Земля — наш общий дом»

Цель данного раздела — воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране.

Воспитывать чувства гражданственности,

патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Программа представлена также методическими пособиями «Мой мир»,

«Мы имеем право» С.А. Козловой, «Я и мое тело» С.Е. Шукшиной.

Программа допущена Департаментом общего среднего образования

Министерства образования РФ.

«Дружные ребята»


Р.С. Буре

Программа «Дружные ребята» разработана авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре. По замыслу авторов, программа направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских

отношений дошкольников. При определении конкретных задач и содержания программы за основу взято положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников,учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком

интересов и трудностей других способствует, по мнению авторов, воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т.е. развитию социальных эмоций. Таким образом, главная задача педагогического процесса – формирование гуманных чувств, что достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков.

Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:

  • эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;

  • сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;

  • организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей

с точки зрения моральной нормы.

В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;

o уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

В программных положениях отражены и особенности социально-личностного развития каждого возрастного периода дошкольного детства. Учитывая сложность и неразработанность методов морального воспитания в педагогике авторы предлагают методические рекомендации по отдельным направлениям

работы с детьми. Коротко:

Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного эмоционального микроклимата в группе детского сада.

Общение со значимым взрослым имеет исключительно важное значение для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать

его поведение, понимать причину его душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Авторы программы «Дружные ребята» выделяют три типа ситуаций, которые наиболее часто вызывают эмоциональный дискомфорт. Авторы анализируют причины их возникновения, рекомендуют приемы, помогающие преодолеть эмоциональное неблагополучие ребенка.

Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении и эмоциональной близости со взрослым.

В этих случаях педагогу рекомендуется особенно радостно встречать ребенка, проявлять особое внимание к нему, оказывать поддержку во всех его начинаниях.

Второй тип проблемных ситуаций возникает из-за неудовлетворенности потребности ребенка в общении со сверстниками, из-за недостатка их признания и оценки. Для преодоления этих трудностей педагогу рекомендуется эмоционально поддерживать все предложения ребенка в

присутствии значимых для него сверстников, помогать ему включиться в общую деятельность, подчеркивать отзывчивость ребенка и его положительное отношение к другим детям и т.д.

Третий тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в той или иной деятельности. В таких случаях рекомендуются следующие педагогические приемы: предвосхищающая положительная оценка; одобрение в присутствии детей результатов деятельности данного ребенка; опережающее индивидуальное обучение способам деятельности.

В рекомендациях перечислены некоторые моменты, вызывающие у ребенка отрицательную реакцию (повышенный тон педагога, некорректные замечания и наставления и др.)

«Наследие»


Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

• круг событий;

• семейный круг;

• круг чтения.

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.